Автомобильный блок питания для навигатора

Навигатор не держит зарядку? Решение проблемы — портативный USB источник питания.

Приветствую вас на сайте про автомобильные гаджеты. Для многих автомобильных устройств слабой стороной является аккумулятор, думаю, если у вас есть хотя бы автомобильный навигатор, то вы знаете, что даже самые «прокачанные» и дорогие модели не могут держать зарядку при автономной работе более 2 часов. А зачем, собственно, производителям гаджетов тратиться на разработку мощного аккумулятора, ведь авто девайс для того и нужен, чтобы работать, по большей части, от прикуривателя. Процентов 95 всех гаджетов используют зарядку именно от прикуривателя, но стоит только отключить устройство, как аккумулятор навигатора или другого гаджета начинает стремительно «садиться».

Представьте ситуацию, что вам срочно понадобилось отключить навигатор от прикуривателя и использовать его в руках. Вот взять меня хотя бы. Я очень люблю отдыхать на природе, есть у меня одно интересное хобби — поиск с металлоискателем. Я езжу по заброшенным местам, забираясь в поисках нетронутых мест в самую глушь. И навигатор мне просто необходим. Добраться до пункта назначения я смогу по навигатору, подключенному к прикуривателю, однако дальше мне использовать навигатор будет трудновато. А потому я погуглил и нашел выход — купил переносной источник питания, к которому я подключаю свой авто навигатор и он может работать минимум 12 часов автономно, заряжаясь от этого блока. Выход прост? Конечно )) Помимо авто гаджетов можно заряжать сотовые телефоны и прочие устройства.

Подключается навигатор с переносному блоку питания через USB разъем, очень удобно — можно использовать шнур для подключения навигатора к компьютеру. Получается такая штука — я держу навигатор в руке или он лежит в кармане, иногда я смотрю на экран, он у меня всегда включен. гаджет подключен через провод к мини-источнику питания, он по размерам даже меньше навигатора, что-то типа переносного жесткого диска.

Итак, модель я выбрал XPB20. Это достаточно мощный блок питания, у него потрясающая ёмкость аккумулятора — 4 Ампер/час, это очень много. Например, у шуруповерта емкость аккума в среднем 1.3 Ач. Такая высокая емкость стала возможной благодаря ионно-литиевой батарейке.

Как пользоваться этим переносным источником питания(по сути это запасной аккумулятор для многих устройств — можно подключать авто навигаторы, видеорегистраторы, планшеты, ноутбуки и другие устройства). В общем, вещь незаменимая. Прежде чем начать им пользоваться — его необходимо сначала зарядить. Для этого подключаем блок питания к ноутбуку или компьютеру через USB. Когда он зарядится — все диоды загорятся одновременно. Это сигнал того, что источник питания XPB20 можно отключать от компа и он готов к работе.

Так что если ваш авто гаджет(навигатор или видеорегистратор) слабо держит зарядку, а вы хотите их использовать не только в машине(навигатор взять с собой в лес, например, по большому экрану ориентироваться гораздо удобнее). Или видеорегистратор взять с собой, чтобы использовать как видеокамеру. То тогда выходом из положения станет покупка портативного источника питания. Мне такой расклад помог реально, а потому советую его и вам. Стоимость, кстати, порядка 2000 рублей. Может обеспечить гаджет питанием до 15 часов работы.

Автомобильный блок питания для навигатора

Шуруповерт, или аккумуляторная дрель очень удобный инструмент, но есть и существенный недостаток, — при активном использовании аккумулятор разряжается очень быстро, — за несколько десятков минут, а на зарядку требуются часы. Не спасает даже наличие запасного аккумулятора. Хорошим выходом из положения при проведении работ в помещении с рабочей электросетью 220V был бы внешний источник для питания шуруповерта от сети, который можно было бы использовать вместо аккумулятора. Но, к сожалению, промыш-ленно не выпускаются специализированные источники для питания шуруповертов от электросети (только зарядные устройства для аккумуляторов, которые невозможно использовать как сетевой источник из-за недостаточного выходного тока, а только как зарядное устройство).

В литературе и интернете встречаются предложения в качестве источника питания для шуруповерта с номинальным напряжением 13V использовать автомобильные зарядные устройства на основе силового трансформатора, а также блоки питания от персональных компьютеров и для галогенных осветительных ламп. Все это возможно неплохие варианты, но не претендуя на оригинальность, я предлагаю сделать специальный блок питания самостоятельно. Тем более, на основе приводимой мною схемы можно сделать и блок питания другого назначения.

И так, схема источника показана на рисунке в тексте статьи.

Это классический обратноходовый AC-DC преобразователь на основе ШИМ генератора UC3842.

Напряжение от сети поступает на мост на диодах VD1-VD4. На конденсаторе С1 выделяется постоянное напряжение около 300V. Этим напряжением питается импульсный генератор с трансформатором Т1 на выходе. Первоначально запускающее напряжение поступает на вывод питания 7 ИМС А1 через резистор R1. Включается генератор импульсов микросхемы и выдает импульсы на выводе 6. Они подаются на затвор мощного полевого транзистора VT1 в стоковой цепи которого включена первичная обмотка импульсного трансформатора Т1. Начинается работа трансформатора и появляются на вторичных обмотках вторичные напряжения. Напряжение с обмотки 7-11 выпрямляется диодом VD6 и используется
для питания микросхемы А1, которая перейдя на режим постоянной генерации начинает потреблять ток, который не способен поддерживать пусковой источник питания на резисторе R1. Поэтому при неисправности диода VD6 источник пульсирует, — через R1 конденсатор С4 заряжается до напряжения, необходимого для запуска генератора микросхемы, а когда генератор запускается повышенный ток С4 разряжает, и генерация прекращается. Затем процесс повторяется. При исправности VD6 схема сразу после запуска переходит на питание от обмотки 11 -7 трансформатора Т1.

Вторичное напряжение 14V (на холостом ходу 15V, под полной нагрузкой 11V) берется с обмотки 14-18. Выпрямляется диодом VD7 и сглаживается конденсатором С7.
В отличие от типовой схемы здесь не используется схема защиты выходного ключевого транзистора VT1 от повышенного тока сток-исток. А вход защиты -вывод 3 микросхемы просто соединен с общим минусом питания. Причина данного решения в отсутствии у автора в наличии необходимого низкоомного резистора (все-таки приходится делать из того что есть в наличии). Так что транзистор здесь не защищен от перегрузки по току, что конечно не очень хорошо. Впрочем, схема уже долго работает и без данной защиты. Однако, при желании можно легко сделать защиту, следуя типовой схеме включения ИМС UC3842.

Детали. Импульсный трансформатор Т1 -готовый ТПИ-8-1 от модуля питания МП-403 цветного отечественного телевизора типа 3-УСЦТ или 4-УСЦТ. Эти телевизоры сейчас частенько идут на разборку либо вообще выбрасываются. Да и трансформаторы ТПИ-8-1 в продаже присутствуют. На схеме номера выводов обмоток трансформатора показаны соответственно маркировке на нем и на принципиальной схеме модуля питания МП-403.

У трансформатора ТПИ-8-1 есть и другие вторичные обмотки, так что можно получить еще 14V используя обмотку 16-20 (либо 28V включив последовательно 16-20 и 14-18), 18V с обмотки 12-8, 29V с обмотки 12-10 и 125V с обмотки 12-6. Таким образом можно получить источник питания для питания какого-либо электронного устройства, например УНЧ с предварительным каскадом.

Впрочем этим дело и ограничивается, потому что перематывать трансформатор ТПИ-8-1, — довольно неблагодарная работа. Его сердечник плотно склеен и при попытке его разделить ломается совсем не там, где ожидаешь. Так что вообще любое напряжение от этого блока получить не выйдет, разве что с помощью вторичного понижающего стабилизатора.

Транзистор IRF840 можно заменить на IRFBC40 (что в принципе тоже самое), либо на BUZ90, КП707В2.

Диод КД202 можно заменить любым более современным выпрямительным диодом на прямой ток не ниже 10А.

В качестве радиатора для транзистора VT1 можно использовать имеющийся на плате модуля МП-403 радиатор ключевого транзистора, немного переделав его.