Чешские троллейбусы skoda 9tr отзывы

Чешские троллейбусы skoda 9tr отзывы

Škoda 8tr стали первыми чешскими троллейбусами, официально поставлявшимися в СССР. Их закупки начались в 1956 г. Однако количество приобретённых 8tr было небольшим. Массовые поставки начались с началом производства новой модели 9tr.

Первый прототип Škoda 9tr появился уже в 1958 г. Фактически это был модернизированный Škoda 8tr. Испытания продлились до 1960 г, а в следующем году был изготовлен второй прототип, практически не отличавшийся от серийных машин. От Škoda 8tr помимо внешности он отличался изменённой электрической схемой и пневмосистемой. Благодаря новому тяговому электродвигателю улучшились ходовые качества.

С началом серийного производства в 1962 г начались и поставки троллейбусов Škoda 9tr в СССР. Как и в случае с предыдущей моделью, основная масса закупленных машин эксплуатировалась в Крыму, в специфических условиях которого отечественные машины зарекомендовали себя не с лучшей стороны. Конечно же, чешские троллейбусы работали в городах прибалтийских республик. Некоторое количество попало в Тбилиси и Кутаиси.

В 1966 г был открыт новый завод Škoda в Острове, что позволило существенно увеличить объём производства. Осоновным покупателем оставался СССР — из 7372 построенных Škoda 9tr 5670 были поставлены в СССР. Помимо Крыма, Прибалтики и Грузии, чешские троллейбусы работали в Киеве и некоторых других городах Украины. В России Škoda 9tr не эксплуатировались — отчасти благодаря тому, что ЗиУ обеспечивал основную потребность российских городов в троллейбусах, отчасти из-за стремления к унификации парка троллейбусов.

Троллейбус Škoda 9tr постоянно совершенствовался и имел немало модификаций. В частности, выпускались двух- и трёхдверная модификации, но в СССР поставлялись только двухдверные машины — принятая в СССР система оплаты проезда предусматривала вход в заднюю дверь, покупку билета у кондуктора и выход в переднюю дверь. Трёхдверная компоновка считалась неудачной (например, по результатам сравнительных испытаний городских автобусов в Москве в 1956 г). Вследствие этого выпускавшиеся в СССР троллейбусы и городские автобусы ещё много лет оставались двухдверными. В 1979 г началось производство модификаций с импульсно-тиристорной системой управления, но в СССР поставлялись только хорошо освоенные эксплуатационниками машины с реостатно-контроллерной системой управления.

В СССР также эксплуатировались троллейбусные поезда из двух Škoda 9tr. Первый такой поезд появился в 1968 г в Киеве, впоследствии троллейбусные поезда эскплуатировались в Киеве, Риге, Таллине и ряде других городов. В некторых источниках их называеют Škoda 12tr, но это не соответствует действительности. Проект Škoda 12tr — модификация, позволявшая троллейбусам работать по системе многих единиц без дополнительных доработок — не вышел за стадию опытных образцов.

Уже в середине семидесятых Škoda 9tr был устаревшей моделью, и к серийному производству был подготовлен новыый троллейбус Škoda 14tr. Однако СССР — основной покупатель троллейбусов Škoda — отказался от закупок новой модели, оснащённой сложной и требовавшей квалифицированного обслуживания испульсно-тиристорной системой управления. Поэтому выпуск Škoda 9tr продолжался до 1982 г. После окончания серийного производства многие города СССР избавились от машин этого типа. Тем не менее, довольно большое количество таких троллейбусов продолжало работать в разных городах. После распада СССР было даже закуплено некоторое количество подержанных троллейбусов для восполненния убыли изношенной матчасти. Среди них были и тиристорные машины, которые переделали под РКСУ.

В настоящее время Škoda 9tr работают в некоторых городах Украины и в Крыму, причём многие крымские троллейбусы миновали сорокалетний рубеж.

Чешские троллейбусы skoda 9tr отзывы

Прямая ссылка: каталог «ТТ-МиниАвтоПром-2014» (мастерская «ALI» совместно с «Лейбъ-Компанией») — советские автомобили в типоразмере ТТ

Модели иностранных автобусов в ТТ

Ikarus-60 появился в 1952 г. Ему было суждено стать самым популярным на тот момент в Венгрии и первым «Икарусом», поступавшим на экспорт.

Ikarus-60 мог перевозить 61 пассажира, в том числе 24 сидящих. Поставки Ikarus 60 в СССР начались в 1956 г. Поставлялись как базовая городская модификация Ikarus 60 с двумя дверями, так и однодверные междугородные Ikarus 601. Основная масса этих машин осела в Прибалтике и Ленинградской области, хотя некоторое количество поступило в Горьковскую и Волгоградскую области. В начале шестидесятых Ikarus 60 начали списывать и заменять на более совершенные Ikarus 620 и 630. Этот автобус имел прозвище «Трактор» за характерный дизельный звук и повышенную вибрацию.

Ikarus-55. Венгерский междугородный автобус, выпускались с 1953 по 1972 г.г. С 1961 по 1972 год выпускалась модификация Люкс, которая в основном и поставлялась в СССР. Отдельные автобусы этой модели эксплуатировались на междугородних линиях до начала 1980-х годов.

Двигатель дизельный, вместимость 31 сидячее место + 1 для кондуктора. Скорость — 100 км/ч.

Этот автобус имел прозвище «Ракета».

Как правило, такие автобусы были покрашены в темно-красный, даже темно-бордовый цвет с белым верхом. Они были весьма распространены на междугородных маршрутах. Например, в Ленинградскую область «Икарусы-55 Люкс» поступали в 1965-1972 гг. Автобусы Икарус-55 считались очень надёжными, проходили без капремонта более миллиона километров.

У модели есть один важный минус. Изображен двухдверный автобус. А в СССР поставлялись в основном однодверные модификации. Кроме того, продаются чаще бежевые модификации, в то время как эксплуатировались в основном красно-белые, или на худой конец сине-белые.

Ikarus-66. Это городской автобус.

В СССР такие тоже поставлялись, хотя и в меньших количествах.

Первые поставки были начаты в конце 1950-х. Эксплуатировались такие автобусы в СССР, судя по всему, до начала 1970-х.

У этой модели тоже есть минус. В СССР поставлялись трехдверные машины, а модель — двухдверная!

Ikarus-620 и 630. «Икарус-620» — городской автобус, «630» — пригородный (с одной дверью). Выпускались начиная с 1958 г., в СССР поставлялись с 1959 г. Двигатель дизельный, расположен впереди, конструкция рамная.

Ikarus 620 работали во многих городах, в основном, в западной части страны.

В СССР поставлялись в основном одиночные машины 620-ой модели и реже междугородная/пригородная модификация Ikarus-630.

Последние машины этого типа были сняты с линий в конце 70-х.

Ikarus-260 выпускался в Венгрии с 1972 года, в больших количествах поставлялся в СССР.

Первые поставки состоялись в 1973 г. Первыми новые автобусы получили республики Прибалтики, Украина и Белоруссия, а также крупные российские города, такие, как Ленинград. Как ни странно, в Москву поначалу Ikarus 260 не поступали.

Модель соответствует 4-й и 5-й эпохам.

Кроме того, это городской автобус, так что на небольшой сельской станции в глубинке он маловероятен.

Икарус-256 выпускался с 1980 года, так что годится только для самого конца 4 эпохи и для 5-й. Правда, с 1972 г. выпускались похожие Икарусы-255.

Модели отечественных автобусов в ТТ

КАвЗ-651 — автобус на шасси ГАЗ-51, предназначенный для местного сообщения и в качестве служебного.

Этот автобус выпускался с 1949 года на «Горьковском заводе автобусов» (ГЗА) под маркой ГЗА-651 (до 1952 г.), с 1952 по 1961 г. на Павловском автобусном заводе под маркой ПАЗ-651 и ПАЗ-651А, на Рижском авторемонтном заводе №2 (РАРЗ, будущий РАФ), а с 1958 по 1973 г. на Курганском автобусном заводе (КаВЗ) под марками КаВЗ-651А и КаВЗ-651Б (с отопителем).

Однако автобусы ГЗА, ПАЗ и ранние КаВЗ внешне заметно отличались от большей части автобусов КАвЗ и непосредственно от ГАЗ-51А закругленной облицовкой радиатора и «носатым» капотом. Характерным отличием этих машин было и наличие прямоугольных указателей поворота (таких же, как на «Победе»), разместившихся по бокам передней стенки кузова под ветровым стеклом — на модели их нет.

Также копии этих автобусов в разных вариантах (в т.ч. и отличающиеся внешне) выпускали около десяти авторемонтных заводов (в т.ч. рижский РАРЗ, будущий РАФ)

В начале выпуска эти автобусы имели деревянный каркас, впоследствии они стали цельнометаллическими (на КаВЗе — с 1971 г.). Внешне они не отличались.

В салон вела единственная пассажирская дверь, открываемая вручную водителем при помощи рычажного механизма. Кабина водителя не была отделена от салона, но водитель имел свою дверь. Третья дверь располагалась в задней стенке автобуса и позволяла использовать его как грузопассажирский. На деревянном настиле пола были закреплены двухместные сиденья примитивной конструкции. Окна имели опускающиеся форточки.

Автобус был рассчитан на перевозку 25 пассажиров, из них 19 — сидячих (по другим данным, 20). Максимальная скорость 70 км/ч

Существовало много модификаций этих автобусов — грузопассажирский, грузовой фургон, автолавка, хлебный фургон (со специальной вентиляцией), передвижная лаборатория, санитарный, и т.п.

Существовали таже полноприводные модификации на шасси ГАЗ-63.

ЛАЗ-695Е — среднеразмерный городской автобус Львовского автобусного завода.

Первый опытный образец автобуса «Львов» был изготовлен 12 февраля 1956 года в канун ХХ съезда КПСС, чуть позже ему был присвоен индекс ЛАЗ-695. Специальная партия автобусов была сделана для Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве 1957 г.

Первые образцы ЛАЗ-695 имели другую внешность — больше площадь остекления, не было еще характерного «гребня»-воздухозаборника сзади.

Двигатель располагался сзади; сначала бензиновый 6-цилиндровый ЗиЛ-124 мощностью 120 л.с. (по другим данным — 109 л.с. или даже 95 л.с.); с 1963 г. — V-образный 8-цилиндровый ЗиЛ-130 мощностью 150 л.с.

32 места для сидения. Максимальная скорость — 75 км/ч.

Как городской автобус ЛАЗ-695 был несовершенен: отсутствовала накопительная площадка у входной двери, проход между сиденьями и двери имели недостаточную ширину. Автобус наиболее удачно мог использоваться для пригородного сообщения, туристских и междугородних поездок.

С 1976 г. ЛАЗ-695 получил иную внешность (модель ЛАЗ-695Н). Интересно, что ЛАЗ-695Н мелкосерийно выпускается в Днепродзержинске по сей день (!).

ЛАЗ-695 широко использовались на городских и пригородных маршрутах, а также как служебные автобусы предприятий. На базе ЛАЗ-695 был сделан «автобус для космонавтов», использовавшийся на Байконуре. Именно на таком автобусе возили Юрия Гагарина.

Модель выпускается на Украине (RailTT).

Модель имеет характерные внешние особенности ЛАЗ-695Е выпуска 1964-1976 гг. — четыре люка в крыше, закругленные колесные арки. К сожалению, есть и недочеты: прототип имел четыре боковых окна, модель имеет пять.

С 1958 г. выпускался ЛАЗ-695Б, который имел другой двигатель, но внешне отличался от ЛАЗ-695Е только колесными арками (они были слегка «приплюснутыми»). Ранние ЛАЗ-695Е имели такую же внешность.

РАФ-977 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1958—1976 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-21 «Волга».

В 1958 году выпущены первые 10 экземпляров, с 1959 года развернуто полномасштабное серийное производство.

Микроавтобусы РАФ использовались в качестве служебного и туристического транспорта, как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, в качестве передвижных лабораторий.

С конца 60-х микроавтобусы РАФ поставлялись на экспорт в Болгарию, Венгрию, на Кубу, в Иран, Нигерию, Финляндию и другие страны.

Модель изображает модификацию РАФ-977ДМ, отличавшуюся количеством окон.

РАФ-977ДМ эксплуатировались в СССР до начала 1980-х. Сегодня автомобиль является достаточно редким, хотя иногда еще встречается.

На базе РАФ-977Д была подготовлена серия развозных фургонов РАФ-977К, грузоподьемносью 850 кг (позже 1 т). Пробная партия была выпущена в 1962 году. Мощности РАФа не позволили развернуть их производство, и в 1966 году модель передали в Ереван (Армения), где он выпускался под маркой ЕрАЗ-762 до 1996 г.

РАФ-2203 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой (РАФ) в 1976—1997 годах на агрегатах автомобиля ГАЗ-24 «Волга».

Микроавтобусы этого типа использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта.

РАФ ежегодно выпускал более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём).

В конце 1980-х гг. ограниченно продавался в частные руки — многодетным семьям.

УАЗ-452В — микроавтобус повышенной проходимости. Вместимость 10 человек

Выпускается на Ульяновском автозаводе с 1965 г. В 1985 был модернизирован и выпускается по сей день под индексами УАЗ-2206. Также выпускается много других модификаций, с разными вариантами кузовов, а также спецмашин на их базе.

С 1968 г. выпускается санитарный автомобиль УАЗ-452А (с 1985 г. — УАЗ-3962) вместимостью 2+4 лежачих или 7 сидячих мест.

Мощность двигателя — 70 л.с. (конструкция двигателя ведет свой род от двигателя 21-й «Волги»), скорость 95 км/ч (после модернизации — 127 км/ч)

Имеет прозвище «Буханка», «Таблетка» (обычно для автомобиля медицинской помощи).

Автомобиль был весьма популярен в СССР и сегодняшней России, особенно в сельской местности, а также у организаций, которым требовался автомобиль повышенной проходимости, либо прочной конструкции (например, инкассаторы); и, разумеется, в армии.

Модель выпускается на Украине; вероятно, можно ожидать выпуска и других модификаций УАЗов.

Выпускается также модель санитарного автомобиля (УАЗ-452А)

Модели троллейбусов в ТТ

Skoda-9tr (Шкода-9тр) — троллейбус производства Чехословакии.

Выпускался на заводе «Шкода-Остров» в 1961-1982 гг.

По объемам произведенных машин, 9Tr является третьей в мире моделью, после советских ЗИУ-9 (около 50000) и ЗИУ-5 (приблизительно 20000). Помимо Чехословакии и СССР машины этой модели работали в Болгарии, ГДР, Польше, Румынии. Их также можно было встретить в норвежском Бергене, индийском Бомбее, и даже в столице Афганистана — Кабуле.

Основным покупателем этих троллейбусов был СССР — из 7372 построенных Skoda-9tr 5670 были поставлены в СССР. Интересно, что хотя к середине 1970-х гг. модель 9tr уже устарела, и в 1967 году была разработана модель 13tr, а к 1974 г. была подготовлена к производству новая модель 14tr, Советский Союз как основной заказчик настаивал на продолжении производства старой модели 9tr, и в результате ее производство продолжалось до 1982 года.

Поставки Skoda-9tr в СССР начались сразу же, в 1961 году, в первую очередь для междугородной троллейбусной линии Симферополь-Ялта, где отечественные троллейбусы МТБ-82 на горных дорогах показали себя плохо.

«Шкоды-9tr» поступали в Прибалтику, Закавказье (Тбилиси, Кутаиси, Баку, Ереван) и на Украину (в Киев, Крым, города Западной Украины — Ровно, Черновцы, Тернополь, Луцк, и некоторые города Донбасса (Мариуполь, Горловка, Лисичанск, Луганск), Харьков и Днепропетровск

Ни в РСФСР, ни в другие союзные республики Skoda 9Tr не поставлялись.

Для СССР изготавливалась специальная двухдверная модификация, однако поставлялось небольшое количество и трехдверных машин.

Во многих городах «Шкоды-9tr» выводились из эксплуатации в 1980х — начале 1990х, однако в некоторых городах и регионах Шкоды 9Тр продолжают успешно трудиться по сей день, например, в Симферополе, Алуште, Ялте, Черновцах, Тернополе, Ровно, Луганске, Луцке, а также до конца 2000-х гг. в ряде городов Грузии.

Интересно, что уже после распада СССР, в начале 1990х, некоторые украинские города приобретали подержанные чешские троллейбусы, в т.ч. и Skoda-9tr !

Модели самостоятельного изготовления

К сожалению, чрезвычайно мало информации о моделях автомобилей в ТТ самостоятельного изготовления. В этой категории мы рады презентовать работы тульского моделиста, любителя городского транспорта Дениса Денисова (http://Tulahobby.narod.ru).

ЛиАЗ-677 (самая популярная модель Д.Денисова, на сегодня изготовлено уже около 20 шт.) выпускался с 1967 по 1994 год (на сторонних автобусосборочных предприятиях из машинокомплектов по 2000 год). Эксплуатируется до сих пор. В крупных городах в 2000-х гг. выводится из эксплуатации (в Петербурге в 2006 г., в Москве и Киеве в 2004 г.).

С 1978 года выпускалась модернизированная версия автобуса, ЛиАЗ-677М.

Это большой городской автобус (хотя существовала и пригородная модификация), для 4(5) эпохи, в крайнем случае для самого конца 3-й.

Благодарим Олега Баронова (Москва), Алексея Земскова и Арсения Цаплева (Санкт-Петербург) за предоставленную информацию и внесённые коррективы.

Категория Lifan