Чтобы аккумулятор пережил зиму

Содержание

Как правильно эксплуатировать аккумулятор зимой

Эксплуатация аккумулятора в зимний период

Зима является испытанием не только для людей и всех живых организмов, но и для автомобилей в целом и их составных частей в частности. О том, как правильно хранить, эксплуатировать и ухаживать за автомобильным аккумулятором, мы и поговорим.

В зимнюю пору года аккумуляторная батарея разряжает свою емкость значительно быстрее, чем в теплый сезон. Согласитесь, что заглохнуть посредине зимней дороги – событие из разряда малоприятных. Ведь даже дожидаться приезда эвакуатора придется в холоде – машину ведь не прогреешь. Поэтому необходимо не просто правильно эксплуатировать аккумулятор, но и соблюдать определенные правила его хранения в холодное время года.

Аккумуляторная батарея при ее правильной эксплуатации никогда не подведет водителя даже в самые лютые морозы. Не полностью заряженная батарея может не подвести в летние месяцы, но сразу же проявит себя не с лучшей стороны зимой. Поэтому необходимо взять за правило проверить, а в случае необходимости даже заменить аккумулятор при вхождении в осенне-зимний период эксплуатации автомобиля. В семействе современных аккумуляторных батарей очень тяжело отыскать обслуживаемые, из-за чего при показателе выдаваемого тока ниже нормативного замена аккумулятора перед зимой – дело обязательное и неоспоримое.

В наши дни выбрать аккумулятор не составляет особого труда. Все зависит от финансовых возможностей автолюбителя и его предпочтений той или иной марке производителя аккумуляторов. Некоторым отечественным автовладельцам характерна такая распространенная ошибка, как покупка и установка нового аккумулятора с заведомо большей мощностью, чем это предусмотрено в технических характеристиках автомобиля. В таком случае страдает как генератор машины, ведь на его долю приходится повышенная нагрузка, так и собственно сам аккумулятор – установленный генератор не в состоянии полностью зарядить аккумуляторную батарею, вследствие чего срок ее службы значительно снижается. Перед установкой на автомобиль нового аккумулятора необходимо проверить полярность клемм, дабы не случилось неприятности.

С рок службы аккумуляторной батареи

На срок службы АКБ влияют условия хранения и эксплуатации. Не продлевают срок эксплуатации аккумулятора частые запуски и кратковременные поездки, когда аккумулятор только разряжается, не успевая взять заряд. Не менее пагубны и проблемы в электрической проводке автомобиля, которые напрямую отражаются на долговечности аккумулятора. Даже, казалось бы, такая мелочь, как слабое крепление силовых кабелей к клеммам АКБ, существенно снижают ресурс батареи.

В зимнее время года на аккумулятор нагрузка существенно возрастает. Мы включаем обогрев салона, гораздо чаще, чем летом задействуем ближний свет, стеклоочистители. Не забывайте о том, что даже лампочки стоп-сигналов загораются чаще, чем летом. Поэтому зимой аккумулятор требует к себе более бережного обращения. Очень важно знать и соблюдать правила зимней эксплуатации аккумуляторной батареи.

Попробуем разобраться, как избежать ускоренной разрядки аккумуляторов зимой. Наверняка многие из нас видели, как один автомобилист просит «прикурить» у коллеги, так как за ночь его батарея полностью разрядилась под воздействием низких температур, а некоторые и сами бывали в роли прикуривающих. Чтобы избежать подобного, следуем нескольким нехитрым правилам. Во-первых, проверяем уровень электролита, для чего из каждой банки специальной грушей производим забор вещества. Во-вторых, внимательно осматриваем электролит на прозрачность: если имеется осадок, то велика вероятность осыпания пластин в конкретной банке, что неизбежно приведет к замыканию пластин. Все зависит только от времени, когда замыкание произойдет. В случае если уровень электролита низкий, необходимо добавить в банку дистиллированную воду. Затем проверяем плотность электролита и напряжение как в общем на батарее, так и отдельно на каждой банке. В случае если напряжение меньше нормативного, то необходимо произвести подзарядку аккумулятора.

П орядок подзарядки АКБ

Рассмотрим, какой порядок подзарядки «сухого» аккумулятора. Все довольно просто: заливаем электролит. Единственное условие – температура как электролита, так и наполняемого аккумулятора должна быть не ниже 10 градусов Цельсия. Все пробки на батарее должны быть открыты. Заполняем каждую банку либо до специальной отметки, либо до уровня выше 1,5 см над пластиной. После этого дать аккумулятору отстояться 15–20 минут, слегка покачать его из стороны в сторону и, при необходимости, доливаем электролит. Затем плотно закручиваем пробки – аккумулятор полностью готов к работе. Уже залитые аккумуляторы в такой процедуре, естественно, не нуждаются.

Теперь давайте рассмотрим, как же правильно хранить аккумулятор в условиях российской зимы. Некоторые из отечественных автолюбителей (а таких наберется немало) предпочитают не эксплуатировать свой автомобиль зимой. Позволяют себе такое в основном те, у кого есть возможность содержать автомобиль не под открытым небом, а хотя бы в неотапливаемом гараже. Если вы как раз из этой обоймы владельцев автомобилей, то минимальное из того, что необходимо сделать для сохранности аккумулятора, это снять обесточить одну из клемм батареи. А в идеале – полностью снять аккумулятор и отнести его домой, где в теплом помещении он прекрасно перезимует. Это относится к тому случаю, когда гараж не отапливается. Если же автомобиль будет зимовать в теплом помещении, то таких мер предпринимать не стоит.

Х ранение акуумулятора зимой

Но представим, что мы все-таки сняли аккумулятор с автомобиля. Для каждого типа аккумуляторов существуют свои особые условия их хранения зимой. Например, для сухозаряженных батарей главным является их хранение в теплом и вентилируемом помещении – тогда никаких проблем с хранением и последующей эксплуатацией не возникнет. Единственное предостережение – отсутствие прямого воздействия солнечных лучей на аккумулятор. Хранить заливной аккумулятор необходимо только в вертикальном положении. После того как аккумулятор сняли с автомобиля, его необходимо очистить от грязи, остатков электролита. Внимательно осмотрите батарею и в случае обнаружения недостаточного уровня электролита, долейте дистиллированную воду в те банки, где это необходимо. После восстановления уровня электролита требуется подзарядить аккумулятор специальным зарядным устройством.

В случае если возможность проверки уровня зарядки аккумулятора до наступления устойчивого тепла отсутствует, можно воспользоваться следующим нехитрым способом хранения батареи зимой. После того, как процедура подзарядки завершена (как именно подзаряжать, описано немного выше), сливаем электролит из аккумулятора. Промываем дистиллированной водой банки, причем необходимо сделать это как минимум дважды, причем во второй раз вода должна постоять в банках минут 15. Теперь в пустой аккумулятор заливаем раствор борной кислоты. После этого сухой тряпкой протираем батарею и убираем до теплой поры года. Этот способ гарантирует сохранность аккумулятора и исключает вероятность его самопроизвольной разрядки. Перед тем как устанавливать аккумулятор после зимней «спячки» на автомобиль, необходимо слить борную кислоту, а залить раствор электролита. После того как электролит отстоится (этот процесс занимает в среднем 45 минут), измеряем его плотность. И только после этого устанавливаем аккумуляторную батарею на автомобиль.

Р ассмотрим непосредственно эксплуатацию аккумулятора в зимних условиях. Для долговечной и надежной работы аккумулятора необходимо следить за параметрами:

— натяжение ремня генератора;

— соединение электрических проводников должно быть постоянно очищено от грязи, а также прочным и надежным;

— плотность раствора электролита должна находиться в допустимых пределах. В случае снижения плотности необходимо довести ее до уровня описанным выше способом.

Не менее важно содержать в постоянной чистоте аккумуляторную батарею. Периодически производить зачистку мелкозернистой наждачной бумагой клемм аккумулятора, а после зачистки с целью улучшения токопроводности нанести на них тонкий слой литола. Можно дополнительно утеплить моторное отделение автомобиля, что позволит увеличить срок службы аккумулятора в зимний период. Утепление осуществляется с помощью специального материала, приобрести который можно в любом автомагазине или даже на рынке.

В холодную пору года от владельца автомобиля требуется контролировать уровень зарядки аккумулятора с гораздо более высокой периодичностью, чем в летнее время. Связано это с тем, что плотность батареи зимой имеет свойство к снижению гораздо быстрее, чем летом. После запуска двигателя автомобиля, не включайте сразу систему обогрева или же осветительные приборы – необходимо дать раствору электролита некоторое время прогреться, чтобы аккумулятор безболезненно воспринял дополнительную нагрузку, вызванную электроприборами.

Обязательно обращайте внимание при покупке нового аккумулятора для эксплуатации зимой на эксплуатационные заводские характеристики батареи. Так, для суровых климатических регионов нашей страны существуют специальные аккумуляторы с пометкой «арктик». Эти батареи обеспечивают надежную и стабильную работу даже при температурах окружающей среды ниже «минус» 45–50 градусов Цельсия.

Если следовать несложным правилам эксплуатации и хранения аккумуляторных батарей в зимние месяцы года, то можно обеспечит долгую и бесперебойную эксплуатацию аккумулятора на длительный отрезок времени. Не относитесь к своей батарее халатно – это может дорого стоить вам как в прямом, так и в переносном смысле.

viktoryia-gavr › Блог › Готовим аккумулятор к зиме

Зимой на долю аккумуляторной батареи выпадают самые тяжелые испытания. Один лишь пуск холодного двигателя чего стоит, а силенок-то маловато — как следует подзарядиться во время коротких зимних «пробежек» батарея не успевает. Поэтому аккумулятору надо помогать — ведь именно от него не в последнюю очередь зависит, будете ли вы передвигаться по дороге в относительном комфорте или, пританцовывая на морозе, искать «брата», который даст «прикурить».

Если вы не собираетесь ставить машину на прикол, то заняться аккумуляторной батареей надо прямо сейчас. Пусть вас не вводит в заблуждение уверенная работа аккумулятора летом. К сожалению, многие водители вспоминают об АКБ лишь в первые, серьезные холода, когда окончательно замучают батарею неудачными попытками запуска двигателя — длительные разряды (свыше 20 секунд) большими токами приводят к оплыванию пластин.

Первым делом очистите от грязи корпус, крышку и вентиляционные отверстия батареи, затем протрите поверхность АКБ слабым (10%) раствором нашатырного спирта. Налет с клемм и полюсных выводов удаляется теплой водой, окисная пленка — мелкозернистой шкуркой. (При установке батареи на место не забудьте крепко затянуть болты и смазать снаружи клеммы и выводы «литолом».)

Несущественные сколы и маленькие трещины пластмассового корпуса или крышки можно ликвидировать самостоятельно с помощью паяльника. Серьезные повреждения требуют участия специалистов.

Следующий этап — определение уровня заряженности батареи и состояния ее отдельных банок. Здесь не обойтись без приборов — как минимум, потребуется нагрузочная вилка. Поэтому дальнейшие манипуляции с аккумулятором следует доверить профессионалам.

В специализированной фирме вам проверят электрические параметры АКБ, доведут их до нормы (если, конечно, батарея пригодна к дальнейшей эксплуатации), а заодно и обследуют электрооборудование автомобиля. Не экономьте на этой процедуре. Неисправное реле испортит самый дорогой аккумулятор за считанные дни.

Теперь аккумуляторная батарея у вас полностью готова к зиме. Помогайте ей сохранять «хорошую форму».

Зимний пуск двигателя облегчает применение моторных масел с низкой вязкостью. Чем быстрее заработает мотор, тем меньше нагрузки на батарею.

На холоде электрохимические процессы в АКБ замедляются, и емкость батареи становится гораздо меньше номинальной. Перед ответственной поездкой поставьте аккумулятор на несколько часов в тепло. На стоянке или в неотапливаемом гараже не лишне укутать аккумулятор на ночь — электролит остывает медленнее окружающего воздуха. Перед пуском двигателя помигайте дальним светом — батарея должна «проснуться».

Подзаряжать аккумуляторную батарею, даже малообслуживаемую, зимой следует ежемесячно. Плотность электролита контролируйте еженедельно. Норма — 1,27-1,28 г/куб. см. Дистиллированную воду в случае необходимости доливайте непосредственно перед началом движения, иначе она замерзнет. Кстати, о плотности электролита. Некоторые автомобильные издания в зимнее время советуют повышать ее до 1,30 г/куб.см. Действительно, АКБ станет работать в холода более уверенно. Однако срок службы батареи сократится.

А теперь рекомендация, которую многие автомобилисты сочтут недостойной. Не советуем вам использовать ваш аккумулятор в качестве «зажигалки» для другой машины. В момент «прикуривания» батарея испытывает экстремальные нагрузки, явно не идущие ей на пользу.

Готовить батарею к зиме следует и тем, кто не собирается эксплуатировать автомобиль в самый суровый сезон.

Полностью заряженный аккумулятор хранят на холоде — при отрицательных температурах саморазряд снижается. Однако в сильные морозы недозаряженная АКБ может пострадать. Электролит плотностью 1,22 г/куб. см (примерно 60% заряженности от нормы) замерзает при -38оС.

Для хранения батареи сроком свыше полугода из нее выливают электролит и наполняют пассивирующим раствором борной кислоты.

Как подготовить автомобильный аккумулятор к зиме

Если вы планируете ездить на своем автомобиле круглый год, над вопросом, как правильно подготовить аккумулятор к зиме, надо задуматься заранее. АКБ отвечает за запуск двигателя и снабжение энергией электрической системы, пока не работает генератор. Зимой батарея разряжается быстрее. В сильный мороз автомобилисты часто сталкиваются с полным отказом этого устройства.

Почему зимой аккумуляторная батарея разряжается быстрее

Чтобы понять, как подготовить аккумулятор автомобиля к зиме, следует разобраться в причинах трудностей. Зимой АКБ функционирует в экстремальном режиме. Проблема в сочетании нескольких факторов:

  • многократная активация стартера из-за трудности запуска холодного двигателя;
  • малая продолжительность поездок, не позволяющая полностью подзарядить батарею;
  • повышенный расход энергии на обогрев зеркал, заднего и ветрового стекол, салона.

С первой причиной легче справиться, если батарея хорошо заряжена и вырабатывает ток с требуемыми параметрами по силе и напряжению. Маленькая хитрость – перед запуском включить на несколько минут фары, чтобы аккумулятор разогрелся.

Со второй причиной бороться бессмысленно. Если вы ездите только на короткие расстояния – это данность. Нужно просто подготовить аккумулятор к зиме, чтобы он смог «пережить» этот неблагоприятный период.

Влияние третьей причины можно снизить, если воздержаться от включения лишнего оборудования до начала движения автомобиля. Даже если в машине холодно, постарайтесь не включать обогреватель салона первые 5 минут после начала поездки.

Как подготовить аккумулятор к зиме своими руками

Самый простой способ – купить новую батарею с наступлением холодов. Это легко, но расточительно. Если эксплуатировать аккумулятор, соблюдая рекомендации производителя, он может прослужить пять лет. Надо лишь вовремя готовить его к зиме, и вообще грамотно эксплуатировать. Речь о качественной продукции.

Если мужчина способен не только смотреть в телевизор, который по какому-то недоразумению до сих пор не переименовали официально в зомбоящик, он справится с обслуживанием АКБ самостоятельно. Чтобы понять, как подготовить аккумулятор автомобиля к зиме своими руками, не надо иметь высшее техническое образование.

Извлечение АКБ из автомобиля

Сначала отключите аккумуляторную батарею. Первой отсоединяют клемму «минуса», затем снимают «плюс». Если перепутать последовательность, может произойти короткое замыкание, что выведет из строя всю электрику автомобиля.

Отсоединив крепление, осторожно извлеките АКБ из подкапотного пространства. Нельзя наклонять батарею, стучать по ней. Далее проверьте, насколько чисты вентиляционные отверстия. При необходимости прочистите.

Удалите загрязнения с корпуса аккумулятора. Для этой операции следует приготовить раствор соды из расчета 1 – 2 чайных ложки на 200 миллилитров воды. Не пренебрегайте этой операцией: через грязь может происходить саморазряд батареи.

Проверка уровня электролита

Теперь оцените объем электролита. Современные аккумуляторы имеют прозрачный корпус с метками максимального и минимального уровня. Если в каких-то банках объем недостаточен, долейте дистиллированную воду. Будьте осторожны, электролитная жидкость в АКБ – это водный раствор серной кислоты.

Не следует доливать в аккумуляторную батарею свежий электролит! Позже разберемся почему. Пока просто примите к сведению.

На следующем этапе надо замерить плотность. Выполняется эта операция простым прибором – ареометром. Плотность должна составлять не менее 1.25 г/куб. см при температуре от +15 до +25°C. Если этот показатель ниже, обязательно поставьте АКБ на зарядку.

Вообще, чтобы хорошо подготовить автомобильный аккумулятор к зиме, желательно довести плотность электролита до 1.27 г/куб. см. Делать это рекомендуется только зарядкой. Лучше пользоваться специальным зарядным устройством, которое имеет встроенный регулятор тока.

Если плотность в разных банках отличается более чем на 0.01, можно его выровнять двумя способами. Первый – понемногу переливать из емкости с плотной жидкостью в ту, где раствор более жидкий. Необходимо периодически проверять результат, а затем выровнять уровень электролита во всех банках. Второй – поставить аккумулятор на выравнивающую зарядку.

При работе соблюдайте осторожность, избегайте контакта жидкости с кожей. Используйте защитные очки и перчатки. Наденьте рабочую одежду, которую не жалко, потому что, если на нее капнет электролит, отмыть его не получится. Даже «Тайдом» или «Ариэлем».

Обязательно зачистите клеммы мелкой наждачной бумагой. Смажьте контакты токопроводящей смазкой, чтобы защитить от коррозии. Слабый контакт – один из факторов быстрого снижения заряда аккумуляторной батареи.

Почему нельзя добавлять в аккумуляторную батарею электролит

Теперь разберемся, как нельзя поступать, подготавливая аккумулятор автомобиля к зиме. Одна из главных ошибок – добавление свежего электролита. Разберемся, почему вообще уровень раствора серной кислоты в банке АКБ снижается. При воздействии высоких температур вода выкипает. Особенно интенсивно этот процесс протекает летом. Впрочем, вода испаряется круглый год.

Теперь представьте, что происходит в банке аккумуляторной батареи. Вода испаряется, концентрация электролита увеличивается. В процессе работы заряд расходуется, кислота оседает на пластинах в виде слоя сульфата свинца. Его можно увидеть: это такой светлый налет. Это возможно если вы совсем не следили за аккумулятором. Лучше не доводить до крайности.

Если в банку с сульфатироваными пластинами долить свежий раствор стандартной плотности 1.27, ничего страшного не случится. Первое время. Потом, когда через пластины начнет проходить ток, в результате электрохимической реакции выделится серная кислота. Плотность электролита в банке начнет увеличиваться и превысит значение, на которое рассчитан АКБ. Пластины просто рассыплются. Придется покупать новый аккумулятор уже через пару месяцев.

Кстати, во время добавления электролита в банку, ареометр будет показывать вполне безобидные значения. Дело в том, что соли сразу не растворяются в электролите. Нужно, чтобы аккумулятор поработал. Совсем недолго. Потом начнется разрушение свинцовых пластин.

Проверка бортовой электрической схемы

После того, как АКБ полностью заряжен и почищен, следует установить его на место. Надежно затяните крепеж. Теперь время заняться электрической системой автомобиля. Потери электроэнергии создают дополнительную ненужную нагрузку на батарею. Зимой аккумулятор и так работает в режиме выживания, лишние трудности ему ни к чему.

Первым делом проверьте исправность проводки. Особое внимание линиям генератор – аккумулятор и АКБ – стартер. С неисправностями на других участках тоже нельзя мириться. Любая утечка электричества приведет к полному разряду батареи.

Проверьте работу генератора. Выходное напряжение должно составлять не менее 13.8 вольт. Если автомобильный электрогенератор не осиливает даже 13, его срочно нужно заменить. В противном случае аккумулятор долго не проживет. Проверьте натяжение ремня. Если он проскальзывает, зарядка батареи будет затруднена.

Как замерить напряжение тока, идущего от генератора на аккумулятор? Понадобится мультиметр и пара прямых рук. Подсоедините контакты прибора к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность. Если вы зарядили и подготовили батарею правильно, дисплей должно показать напряжение от 12.5 до 12.7 вольт. Это напряжение АКБ.

Теперь надо завести двигатель. При выключенных приборах напряжение на клеммах должно подняться до 13.8 – 14.5 вольт. На новых автомобилях с большим количеством электроники это значение может составлять 14.8. Если включить потребление (печку в салоне, обогрев заднего стекла, дальний свет и т. п.), напряжение должно упасть, но не ниже 13.7 В.

Утепление – действенный метод

Неплохой эффект дает такой простой прием, как укутывание батареи. Нужно использовать негорючий материал, который не проводит электричество. Можно купить готовые чехлы в магазине, или вырезать заготовку подходящего размера самостоятельно.

Если разобраться, как правильно подготовить аккумулятор автомобиля к зиме своими руками, можно встретить холода во всеоружии. Ваш железный скакун не подведет, если источник энергии для запуска двигателя в порядке.

Какие аккумуляторы не переживут зиму

«Как следует обходиться с аккумулятором и правильно его эксплуатировать, чтобы без проблем заводиться всю зиму и не оказаться перед необходимостью покупки новой стартерной батареи в середине зимы?»

Владельцу свежего автомобильного аккумулятора волноваться о его выживании зимой не нужно. Новая АКБ стерпит любые издевательства. А вот если под капотом батарея старше 3-х лет, имеет смысл подойти к ее зимней эксплуатации с умом. Иначе она откажется функционировать. Чтобы облегчить нелегкие будни аккумулятора зимой, нужно уделить ему внимание.

1. Очистите от грязи корпус, крышку и вентиляционные отверстия батареи раствором обычной пищевой соды. Эта процедура уберет токи утечки, уменьшит саморазряд и даст возможность нормально стравливать газы.

2. Зачистите с помощью мелкой наждачной бумаги клеммы и полюсные выводы самого аккумулятора от окислов и пыли. Крепко закрепите клеммы на токовыводах. Ржавчина, соли, окислы и грязь — дополнительные сопротивления в электрической цепи, искусственно занижающие возможности АКБ.

3. Зимой емкость АКБ меньше чем летом! Не нагружайте АКБ зря. Заглушив мотор, не стоит слушать музыку или оставлять горящим свет.

4. Запуская холодный двигатель, нужно включать стартер не дольше, чем на 5 сек. Интервал между попытками пуска не меньше 60 секунд. Зимой скорость диффузии в батарея очень низкая, требуется время чтобы АКБ имела возможность восстановиться после нагрузки. После пяти неудачных попыток пуска их нужно прекратить.

5. Если машина оснащена «двухсторонней» охранной сигнализацией с обратной связью, автономными подогревателями типа Вебасто или в ней просто много электрооборудования — владельцу нужно следить за состоянием аккумулятора с удвоенным вниманием. Раз в месяц АКБ требуется подзаряжать зарядным.

6. Обычно в затяжную непогоду автовладельцы ставят свои машины на прикол и забывают забрать акб в тепло. И чаще всего получают полностью «в ноль» разряженный аккумулятор. Помните! Глубокие разряды делают из аккумуляторов инвалидов с малой емкостью, неспособными принимать и отдавать нормальные токи.

7. Избегайте прикуривать отказывающуюся заводиться машину. Ваш аккумулятор не может завести авто, потому что он в 99% случаев сильно разряжен (также есть вероятность что АКБ умер от короткого замыкания в одной из банок). В таком состоянии его нужно зарядить стационарным ЗУ током не выше 1/10 его емкости. Его нельзя трясти, так как разряженная намазка практически не держится на пластинах. Прикуренный аккумулятор в авто будет заряжаться слишком высокими токами + воздействие вибрации. Велика вероятность попасть в терморазгон или создать мостик КЗ между разнополюсными пластинами. Утром прикурили, а уже через пару дней все может обернуться походом в магазин за новой стартерной батареей.

Чтобы аккумулятор пережил зиму.

Чтобы отправить ответ, вы должны войти или зарегистрироваться

Сообщений 2

1 Тема от Torero110→ 06-12-2007 22:09:06 Отредактировано Torero110 (19-12-2007 22:28:41)

  • Torero110
  • Опытный
  • Неактивен
  • Откуда: Минск
  • Зарегистрирован: 03-11-2007
  • Сообщений: 209

Тема: Чтобы аккумулятор пережил зиму.

2 Ответ от Фома→ 23-12-2007 22:09:59

  • Фома
  • Мастер
  • Неактивен
  • Откуда: Минск
  • Зарегистрирован: 23-12-2007
  • Сообщений: 838

Re: Чтобы аккумулятор пережил зиму.

Чтобы аккумуляторная батарея действительно не напоминала о себе лишний раз, требуется соблюдение только двух условий. Во-первых, обязана исправно работать "электростанция" автомобиля — генератор. Во-вторых, в работе электрооборудования должен поддерживаться некий баланс, в котором выработанной генератором энергии с избытком хватало бы на питание всех потребителей электричества и они не отвлекали на себя часть тока, которая прежде шла на подзарядку аккумулятора.

Однако нарушить этот баланс проще простого. Установили в машину более мощную аудиосистему, добавили динамиков для лучшего "звука", оборудовали сиденья новомодным обогревом, поставили сигнализацию, "противотуманки". Теперь не спрашивайте, почему однажды морозным утром промерзший и полуразряженный аккумулятор напрочь отказывается заводить двигатель.

Впрочем, если говорить о зиме, то она сама по себе самый сложный эксплуатационный сезон для аккумуляторной батареи. Дело не только в том, что загустевшее от мороза масло сопротивляется запуску, а с понижением температуры естественным образом уменьшается емкость и, напротив, увеличивается внутреннее сопротивление аккумулятора. Чтобы батарея успела запастись такой же энергией, которая была потрачена во время холодного запуска, требуется время. А где его взять, например, при городской езде с характерными для нее короткими пробегами до следующей остановки, стоянием у светофоров, когда двигатель работает на холостом ходу, хотя генератору, чтобы выйти на номинальную мощность, требуются средние обороты. И все это при включенном ближнем свете, "музыке", печке, обогреве и обдуве стекла. Иногда, остановившись ненадолго, на час-другой, фары и вовсе забывают выключить. Отсюда разряженность, глубокая или не очень, но в любом случае в той или иной мере сокращающая срок службы батареи.

Словом, что бы там ни говорилось о необслуживаемости нынешних аккумуляторов, они, как и в прежние времена, нуждаются в уходе. Причем уход этот необременительный и не таит в себе ничего сверхсложного. Зато в ответ можно рассчитывать, что преждевременная "кончина" батареи не застанет вас врасплох и не заставит раньше, чем возникла бы в том необходимость при нормальной эксплуатации, отправляться в магазин за новым аккумулятором.

Итак, периодически, а в преддверии зимы обязательно требуется проверить вольтметром напряжение между клеммами. Оно должно быть не менее 12,5 В. Показания вольтметра ниже указанной величины означают разряд батареи. Чтобы выяснить, не причина ли этому генератор, необходимо запустить двигатель и посмотреть, какое напряжение поддерживается на выводах аккумулятора при работе на холостых оборотах. Если при выключенных потребителях вольтметр показывает не ниже 13,5 В, а при увеличении оборотов эти показания растут до 14,8 В, то к генератору претензий нет. Исправить положение можно, отправившись в продолжительную загородную поездку, во время которой батарея восстановит запас энергии. Кстати, не ленитесь довести проверку до конца. Если максимальное напряжение на клеммах превышает 14,8 В, то это тоже признак, на этот раз неисправности регулятора напряжения. Это значит, что аккумулятор систематически перезаряжается, что для его долговечности, может быть, даже хуже, чем недозарядка. Когда показания вольтметра при работающем двигателе ниже 13,5 и выше 14,8 В, нужно устранять неполадки генераторной установки.

Заметим, что загородная пробежка не самый лучший вариант для зарядки аккумулятора. Более эффективна подзарядка на специальном устройстве. В продаже такие устройства представлены немалым числом стоимостью от 80 до 240 тысяч руб. Поскольку процесс зарядки сопровождается обильным газовыделением, выворачиваем из банок аккумулятора пробки. Одновременно, поскольку не все батареи имеют прозрачный корпус, убеждаемся, что электродные пластины находятся под электролитом. В банки, где пластины оголены, добавляется только дистиллированная вода. Встречающийся в продаже электролит предназначен не для пополнения уровня, а для заправки новых сухозаряженных аккумуляторов.

Зарядное устройство регулируют на силу тока, не превышающую 0,1 от величины номинальной емкости. Другими словами, для аккумулятора емкостью 55 Ач зарядный ток не должен быть выше 5,5 А. С точки зрения более полной зарядки и профилактики от сульфатации желательно и вовсе уменьшить силу тока в два-три раза против указанной, но в этом случае процесс может растянуться на несколько суток. А мы всегда куда-то торопимся. Ускорить зарядку также можно, но не рекомендуется увеличивать зарядный ток более чем в полтора раза. В противном случае становятся возможными коробление пластин и рост температуры электролита свыше 45-50 градусов, чего допускать нельзя.

Признаки окончания зарядки — интенсивное, напоминающее кипение выделение газов из электролита. Время подзарядки зависит от степени разряженности и от того, насколько аккумулятор успел исчерпать эксплуатационный ресурс. Наполовину разряженная нормальная батарея емкостью 55 Ач заряжается током в 5,5 А примерно за 15 часов. Если аккумулятор зарядится быстрее, это указывает, что из-за выпадения активной массы и сульфатации пластин он, увы, уже сильно "изношен".

Что было бы еще неплохо сделать, так это проверить ареометром плотность электролита. Дело в том, что производители заправленных электролитом аккумуляторов выбирают плотность в зависимости от климатических условий того рынка, на котором батарею предполагается реализовать. Но у нас, кроме официальных дилеров, имеются и "серые". На рынке они, к счастью, давно условия не диктуют, тем не менее вероятность встретить в продаже не адаптированный для Беларуси аккумулятор окончательно исключать нельзя. Опять-таки, есть автомобили "только из Германии" (а также Франции, Бельгии, Голландии и т.д.), на которых тоже могут стоять не приспособленные для нашей зимы аккумуляторы.

Так вот, для белорусских условий оптимальной является плотность 1,26-1,28 г/куб.см. Если после окончания зарядки выяснилось, что плотность электролита ниже указанной, то для такой батареи существует реальная опасность замерзнуть (неважно, из-за чего — сильного мороза или высокой разряженности, автоматически уменьшающей начальную плотность электролита). Как лед разрушает пластины электродов — сам тому свидетель. Конечно, довести плотность до нормы — еще та задачка. Но учитывая, что цена новой "пятьдесятпятки" начинается примерно от 30 у.е. и пропорционально увеличивается в зависимости от величины емкости, пускового тока и репутации производителя, за аккумулятор стоит побороться.

Последние действия по техобслуживанию включают очистку корпуса и крышки батареи от грязи, способствующей утечкам тока и саморазряду, удаление с клемм и зажимов проводов сульфатного налета и пленки окислов, создающих сопротивление как пусковому, так и зарядному току, прочное крепление аккумулятора на автомобиле (выпадение активной массы из-за вибрации плохо закрепленной батареи — одна из распространенных причин преждевременного выхода из строя).

Как правильно пользоваться аккумулятором зимой

Севший аккумулятор зимой

В зимний период эксплуатация автотранспорта имеет свои особенности, поскольку при падении температуры техника испытывает дополнительные нагрузки. В первую очередь от наступления холодов зависит работа аккумулятора, поэтому грамотное использование продлит срок службы АКБ и избавит владельца от многих неприятных моментов.

Хранение аккумулятора зимой

Если автомобиль используется только в теплое время года, то перед консервацией в гараже необходимо снять одну клемму батареи, а при больших морозах лучше ее занести в теплое помещение. Хранение допускается только в вертикальном положении, предварительно следует очистить аккумулятор, затем проверить герметичность и прочность крышек на банках.

Аккумуляторы с сухой зарядкой нельзя хранить на свету, во влажном помещении. Если аккумулятор с жидким электролитом, то следует проверить уровень и в случае необходимости долить его до рабочей отметки. Затем аккумулятор следует полностью зарядить, за время длительного хранения рекомендуется несколько раз проверять уровень зарядки.

Правила эксплуатации в зимний период

Аккумулятор является сердцем электропитания автомобиля, поэтому любые неисправности АКБ должны диагностироваться регулярным контролем. В первую очередь следует проверить:

  • правильное натяжение ремня генератора;
  • чистоту и надежность всех соединений;
  • плотность электролита, которая в зимой должна быть более 1,24 г/ см.

В холодное время нельзя надолго оставлять машину с включенными фарами, печкой или подогревом сидений. Если пришлось долго простоять в пробках с включенным двигателем, то перед окончанием движения нужно подзарядить аккумулятор, проехав на автомобиле некоторое время.

При отрицательных температурах уровень электролита должен быть на 10-15 см выше пластин батареи. Использовать для заполнения нужно дистиллированную воду, но не кислоту или другую жидкость. Подзарядить АКБ имеет смысл, если заряд составляет менее 70% от своего номинала, тогда риск замерзания сведется к минимуму.

Облегчают эксплуатацию аккумулятора зимой специальные контейнеры, стенки которых выложены войлоком или пенопластом. Помещая батарею в такой отсек, можно многократно повысить теплоизоляцию и предотвратить разрядку в экстремальных условиях.

Самый оптимальный вариант — приобрести специальный аккумулятор для минусовых температур, выпускаемый многими производителями, например, «Титан», хорошо зарекомендовавший себя в северных условиях. АКБ с длительным сроком службы не рекомендуется использовать при движении на короткие расстояния с частыми запусками двигателя. В этом случае стартер не успевает восстановить заряд и вероятна аварийная остановка.

Советы опытных автолюбителей

  • Покупая аккумулятор, проверьте соответствие его вашему автомобилю. Никогда не используйте устройство в других целях, кроме запуска двигателя.
  • В момент подключения соблюдайте полярность и отключите всю электрику, в том числе зажигание.
  • Присоединять АКБ следует с минуса, клемма должна быть тщательно зачищена и смазана техническим средством.
  • При низкой температуре заряд не должен составлять менее 25%.
  • Полная разрядка может вывести устройство из строя, поэтому не реже 1 раза в месяц проверяйте плотность и уровень электролита.
  • Если электролит все-таки замерз, то аккумулятор следует отогреть, проверить целостность и протестировать на пригодность.
  • При отсутствии сигнализации и бортового компьютера допускается сбрасывать на ночь клеммы.
  • Когда уровень зарядки рабочий, а двигатель все равно не заводится, то можно на короткое время включить дальний свет.
  • В этот момент прогреваются клеммы аккумулятора и электролит теряет свою вязкость.
  • Привыкните в холодное время проверять уровень заряда батареи после поездки. В мороз даже максимально заряженная АКБ за ночь разряжается на 50%.

Если выполнять несложные правила по эксплуатации зимой, то аккумулятор прослужит долго и бесперебойно.

Какие аккумуляторы не переживут наступающую зиму

Владельцу свежекупленного этой осенью автомобильного аккумулятора волноваться о выживании этого девайса будущей зимой, разумеется, не нужно. Новый «аккум», скорее всего, сдюжит любые издевательства. А вот если под капотом твоего авто стоит не особо свежая стартерная батарея, имеет смысл подойти к ее зимней эксплуатации с умом. Иначе он может сдохнуть еще до начала первых весенних капелей. Чтобы облегчить и так нелегкие будни аккумулятора зимой, уже сечас нужно уделить ему толику своей заботы. Для начала, очистите от грязи корпус, крышку и вентиляционные отверстия батареи.

Имеет смысл протереть поверхность АКБ каким-нибудь бытовым чистящим средством. Удалив грязь, вы уменьшите токи саморазряда, которые могут течь по влажной пыли. Кроме этого нужно оттереть с помощью мелкой 2наждачки’ клеммы проводов и полюсные выводы самого аккумулятора от окислов и пыли. А при обратной установке батареи на авто не забудьте крепко затянуть болты контактов. Эти мероприятия уменьшат до минимума электрическое сопротивление на выводах аккумулятора, облегчив в дальнейшем пуски двигателя.

Когда наступит зима на здоровье аккумулятора будут влиять многие факторы и нужно, по возможности, оптимизировать их воздействие. В частности, время от времени нужно проверять натяжение ремня генератора — чтобы не снижалась эффективность зарядки. Заглушив мотор, не стоит «гонять» музыку или оставлять горящим свет.

Избегая таких действий, мы бережем энергию в батарее для последующего пуска. Ведь ее глубокие разряды, которые чаще всего случаются после многочисленных попыток завести мотор на морозе, очень сильно сокращают ресурс аккумулятора. Поэтому запуская холодный двигатель, нужно включать стартер не дольше, чем на 5—10 сек. Интервал между включениями «зажигания» — от 30—60 секунд, чтобы батарея имела возможность слегка восстановиться. После пяти неудачных попыток завестись их нужно прекратить и искать неисправности, мешающей запуску мотора.

Если машина оснащена охранной сигнализацией, владельцу нужно следить за состоянием аккумулятора с удвоенным вниманием. Дело в том, что на холоде емкость аккумулятора заметно снижается. При этом в затяжную непогоду некоторые автовладельцы ставят свои машины на прикол. А тем временем «сигналка» все сосет и сосет электричество из батареи, лишенной регулярной подзарядки. В таких условиях очень легко в один прекрасный момент обнаружить полностью разряженный аккумулятор. Несколько таких случаев — и его можно будет отправлять в утиль.

Еще один совет, удлиняющий жизнь автомобильной батарее, не понравится адептам «шоферской взаимовыручки». По возможности, избегайте «прикуривать» от своего автомобиля отказывающиеся заводиться машины. В таких режимах ваш аккумулятор испытывает повышенные нагрузки. И если он не особо молод и свеж, помощь соседу по двору может обернуться скорым походом в магазин за новой стартерной батареей для собственного авто