Фрикционы (фрикционные диски)

Содержание

Фрикционы АКПП (фрикционные диски). Коробка автомат: устройство

В последнее время все чаще автомобилисты отдают предпочтение автоматической коробке передач. И на то есть свои причины. Эта коробка более удобна в использовании, не требует частого ремонта при своевременном обслуживании. Устройство АКПП предполагает наличие целого ряда узлов и механизмов. Одними из таких являются фрикционные диски АКПП. Это важная деталь в строении автоматической коробки. Что же, давайте рассмотрим, для чего нужны фрикционы АКПП и как они работают.

Характеристика

Также данный механизм называют фрикционными дисками. Деталь являет собой элемент сцепления между передачами. В определенный момент при помощи масла они смыкаются и останавливают необходимую шестерню. После включения передачи они вновь замыкаются. Механизм состоит из нескольких частей. Каких именно – рассмотрим ниже.

Устройство

Рассматривая устройство такого механизма, как пакет фрикционов АКПП, нужно выделить две основных составляющих узла:

  • Металлическая часть. Она постоянно находится в сцеплении с корпусом автоматической коробки. Металлическая часть фрикционов практически неподвижна в коробке.
  • Мягкая. Она вращается с солнечными шестернями трансмиссии. Ранее мягкие фрикционы АКПП изготавливались из прессованного картона. Современные же коробки укомплектованы механизмами с графитовым напылением. Они выдерживают более высокие нагрузки.

Кстати, в 90-х годах пакет фрикционов был односторонним, без накладок. В конструкции использовались отдельно бумажные и металлические диски. Сейчас же они имеют графитовое напыление, даже на стальных элементах. Фрикционы АКПП пропитываются маслом, благодаря чему защищены от трения и перегрева. Обычно пакет состоит из двух наборов дисков. Сначала идет металлический, затем – мягкий. Оба чередуются между собой.

О фрикционной накладке

Данный элемент имеет целлюлозную основу. Накладка дисков пропитывается специальными смолами. Это нужно для того, чтобы диск имел хорошее зацепление и не проскальзывал при передаче крутящего момента. Поскольку механизм подвергается постоянным нагрузками, по его периметру можно увидеть насечки спиралевидной формы. Они устанавливаются по направлению движения дисков. Благодаря им существенно снижается температура фрикционов, которая возникла от трения.

Отметим, что чем меньше глубина насечки, тем выше риск сгорания диска. Масло не может пройти через канавки в нужном объеме. В результате температура доходит до 400 градусов Цельсия и выше. Кстати, накладка может изготавливаться не только на графитовой, но и на кевларовой основе. Она менее подвержена износу. Сами производители не раскрывают полный состав материала кевларовой накладки.

В зависимости от конструкции данный элемент может быть разного типа. Существуют монолитные накладки с разрезными каналами для отвода масла и элементы, состоящие из отдельных сегментов. В последнем случае сегменты разделяются швами вплоть до клеевого слоя. Такие накладки используются лишь на дорогостоящих автомобилях. Сегментные элементы имеют сложную технологию изготовления. Накладки обладают хорошими теплоотводящими качествами. Такая характеристика достигается за счет глубины маслоотводящих каналов.

Клей для фрикционов

Чтобы нанести на поверхность диска данную накладку, используется специальное лаковое покрытие. Оно включает в себя смолянистые соединения, имеющие высокую температуру плавления. Накладка помещается на металлическую поверхность диска и наклеивается прессованием.

Принцип работы

Фрикционы АКПП отвечают за ту же функцию, что и сцепление на механической коробке. Элементы устанавливаются на солнечные шестерни, каждая из которых отвечает за определённую передачу. Размещены они в общей конструкции. Количество пакетов фрикционов может быть от двух (на самых простых 4-ступенчатых «автоматах») до четырех (на современных 6-скоростных АКПП).

Итак, давайте рассмотрим, как работает данный механизм. В режиме «нейтраль» фрикционы АКПП вращаются свободно друг от друга. Они пропитаны в масле, но не работают под давлением. После того как водитель перевел рычаг КПП в положение «драйв», давление насоса возрастает. Масло в коробке проходит до специального канала через гидроблок.

В результате фрикционные диски прижимаются друг к другу под давлением. Задействуется нужная шестерня планетарного редуктора. Автомобиль начинает движение. Скорость вращения колес зависит от выбранной шестерни на редукторе (другими словами, от передачи на коробке).

Требования

Фрикционные накладки автоматической трансмиссии должны соответствовать следующим требованиям:

  • Износоустойчивость.
  • Высокая теплопроводность (должны хорошо впитывать масло).
  • Теплостойкость (качественные фрикционы работают при температуре до 200 градусов Цельсия без изменения свойств и характеристик).
  • Динамические качества. Пакет дисков должен передавать крутящий момент при модулируемом проскальзывании.
  • Статические качества (высокий порог проскальзывания фрикционов).

Сколько может служить пакет фрикционов? Ресурс дисков достаточно большой. Поскольку они постоянно работают в масле, то подвергаются минимальному износу. При своевременной замене трансмиссионной жидкости ресурс фрикционов будет составлять 200-350 тысяч километров. Специалисты заостряют внимание на регламенте замены масла в АКПП. Ведь при игнорировании сроков смазка быстро потеряет свои свойства.

В результате элементы АКПП (в том числе и фрикционы) будет работать в режиме повышенных нагрузок. Их ресурс уменьшается в 3-5 раз. Поэтому так важно вовремя менять трансмиссионное масло. На автоматических коробках данный регламент составляет 60 тысяч километров (не распространяется на трансмиссии с сухим сцеплением). Производится как полная, так и частичная замена. Специалисты рекомендуют использовать первый вариант. При каких температурах начинает выходить из строя накладка? Критические значения для нее – 140-150 градусов. Да, материал может выдержать нагрузку в 300 градусов, однако лишь на доли секунды. Далее бумага начинает осыпаться и гореть. Кстати, от этого страдает не только накладка, но и упорные диски.

Можно ли восстановить такую трансмиссию, как коробка автомат? Ремонт фрикционов подразумевает полную замену пакета дисков. Восстанавливать их нет смысла (то же самое, что и ремонтировать тормозные колодки). Какая на фрикционы АКПП цена? Стоимость нового пакета начинается от 8 тысяч рублей, и это без учета работ. Такая услуга, как замена фрикционов АКПП, стоит в Москве от 10 тысяч рублей. Причем меняются они не по отдельности, а в сборе, целым пакетом. Узнав стоимость работ, вы поймете, почему так важно вовремя менять трансмиссионную жидкость. АТФ-масло хоть и стоит на порядок дороже обычного, однако эту цену не сравнить с ремонтом сгоревшей коробки. Если вовремя обслуживается коробка автомат, ремонт ей не понадобится на протяжении двухсот тысяч километров.

Заключение

Итак, мы выяснили, что собой являют фрикционные диски АКПП. Как видите, этот механизм выполняет далеко не последнюю функцию в работе механической коробки. А чтобы его уберечь от износа, рекомендуется следовать регламенту замены масла. Грязная смазка – главный враг фрикционных дисков. Также отметим, что от этого забивается не только фильтр, но и радиатор. В результате, коробка постоянно

Фрикционы АКПП. Что это такое, как они работают и почему горят?

Самый частой поломкой автоматической коробки передач, является износ фрикционных дисков или попросту – фрикционов. Происходит это в любом случае, даже если вы ухаживаете и своевременно (правильно) меняете масло (правда произойдет такое при приличном пробеге в 300 – 450 000 км). Если они сгорели, то передачи АКПП автомобиля не будут включаться или буксовать (про это чуть ниже). Не многие знают про эти диски, но они очень важный элемент в строении всей коробки в целом. Если можно грубо «выразиться» – это своеобразное сцепление автомата, именно эти элементы способствуют включению той или иной передачи. Лично я очень долго искал простую внятную статью по этим дискам, но так и не нашел, поэтому для общего понимания решил написать эту статью …

Начнем с определения.

Фрикционы (фрикционные диски) – это элемент сцепления между передачами, по аналогии с механической коробкой передач. В запрограммированный момент они смыкаются (при помощи давления масла) и останавливают нужную шестерню, в другой момент они размыкаются — шестерня начинает вращаться.

Устройство

По сути это обычные диски, которые делятся на две составляющих:

  • Металлические. Они всегда находятся в зацеплении с корпусом АКПП, практически всегда не подвижны.
  • Мягкие. Которые вращаются вместе с солнечными шестернями. Раньше они делались из прессованного картона, сейчас все чаще начинают делаться с графитовым напылением.

Также хочется отметить, что в старых АКПП, фрикционные диски были только односторонними, то есть накладок на них не было – отдельно металлически диск и бумажный.

Сейчас на современных автоматах, появляются усовершенствованные диски, даже на металле с боков есть накладки из графита. Они пропитывается маслом, и эффективно отводят тепло от металлического диска, а также способствуют продлению срока службы мягкого диска.

Набираются эти диски пакетами, то есть один металлический, другой мягкий и так несколько раз. В обычных 4 ступенчатых автоматах, таких наборов может быть два – три, все зависит от устройства.

Принцип работы

Как я уже заметил сверху, по сути, это аналог сцепления на механической коробке. Они устанавливаются на так называемые солнечные шестерни, каждая из шестерен отвечает за передачу. У автомата другая концепция работы, здесь все работу делают так называемые планетарные редукторы, в купе с которыми работают солнечные шестерни.

Шестерен примерно столько же сколько и передач, но они не располагаются отдельно, как скажем на механике, они собраны в общую конструкцию. Также хочется отметить, что в трансмиссии на 6 передач, могут быть два планетарных механизма и около 4 – 5 пакетов фрикционов.

Если передача выключена, то фрикционные диски свободно вращаются, нет давления от насоса и они не зажаты. Но после того как передача включается масляный насос создает давление, через гидроблок оно проходит до специального канала и диски прижимаются друг к другу, таким образом нужная шестерня активизируется, а остальные останавливаются. Понять это достаточно не просто, особенно новичку, поэтому внизу будет подробное видео, где вы сможете посмотреть принцип действия.

В любом случае вам нужно понять — именно эти диски это очень важный элемент в работе всей АКПП в целом, без них не было принципа автоматической коробки передач.

Ресурс фрикционных дисков

Сами диски имеют достаточно большой срок службы, я даже сейчас боюсь предположить. Они вращаются не в воздухе, а в масле (ATF жидкости), поэтому ресурс действительно огромен.

Лично мое мнение, это минимум 350 тысяч километров, а как максимум 500 тысяч, все же нет ничего вечного!

НО если вы не вовремя меняете смазку, либо вообще не меняете, а полагаетесь на название – необслуживаемый автомат (хотя это бред). То они могут выйти из строя уже через маленький пробег, не дотянут и до 100 000 км. Так что масло для них, действительно решающий фактор. Почему? Читаем дальше.

Причины выхода из строя

Их не так уж и много и все они связаны с ATF жидкостью в автомате. Давайте перечислим по пунктам:

  • Грязное масло. Большинство производителей, регламентируют замену в своих АКПП примерно при пробегах в 60 000 км. Однако сейчас начинают появляться так называемые необслуживаемые автоматы, владелец расслабляется и вообще не производит замену! Поэтому уже при 80 – 100 000 км появляются проблемы. НО почему? «Коробка передач» это сложный механизм, как мы уже с вами разобрались, здесь многое происходит от давления масла, ресурс его работы как раз и составляет 60 000 км, после оно уже теряет свои свойства примерно на 30 – 50%. Оно начинает пригорать, в нем образуется много грязи и стружки (потому как фильтр тоже забивается), и в конце концов оно не может нормально проходить через каналы гидроблока и масляного насоса. Давление падает, оно уже не способно сдавить фрикционные диски, и они банально начинают пробуксовывать друг об друга – просто горят! Вот почему масло пахнет горелым, при этой поломке – именно от дисков.

  • Недостаточный уровень. Если уровень жидкости для «автомата», будет не достаточным, это приведет к аналогичной ситуации, описанной в первом пункте.
  • Забит масляный фильтр. Если фильтр забит, масло через него не может проходить, давление падает. Диски проскальзывают – горят.
  • Радиатор. От грязного масла он забивается, жидкость уже не может в нем циркулировать, а поэтому в основном находится в рабочей зоне. От высоких температур (а они могут достигать до 150 градусов), оно горит, становится густым и попросту убивает ваш автомат.
  • Попадание воды. Редко но бывает, например у машин-утопленников с «Запада». Если вода попадает в масло, оно очень быстро разрушает мягкие фрикционные накладки, потому как они сделаны из прессованных видов бумаги и просто боятся воду.

Это основные причины выхода из строя этих дисков, как вы видите 4 из 5 пунктов, связаны с ATF жидкостью автомата, а точнее со своевременной ее заменой.

Еще раз подчеркну – ребята меняйте масло в автомате – ОБЯЗАТЕЛЬНО! И ДЕЛАЙТЕ ЭТО ПРАВИЛЬНО! Тогда эта трансмиссия будет вас радовать не одну сотню тысяч километров.

Сейчас смотрим видео версию, в ней более разжевано.

Фрикционы АКПП: как ремонтировать

Автоматическая коробка передач имеет множество преимуществ перед МКПП, среди которых: более комфортное управление автомобилем, увеличение ресурса двигателя, повышенная проходимость. К сожалению, данный механизм переключения передач имеет и недостатки, которые прежде всего связаны с более сложной конструкцией.

Причины чрезмерного износа АКПП

Автоматическая коробка передач требует большей заботы со стороны водителя, особенно в той части обслуживания, которая касается замены масла. Несвоевременное выполнение данной процедуры, а также использование некачественных смазочных материалов, может привести к преждевременному износу фрикционов, что повлечёт за собой очень дорогостоящий ремонт. Привести к выходу из строя АКПП может продолжительная буксировка транспортного средства. В этом случае, также основной удар по «техническому здоровью» данного устройства наносится вследствие повреждения фрикционного механизма.

Фрикционы АКПП — что это такое?

Фрикционные диски АКПП представляют собой механизм сцепления между шестернями, который приводится в движение автоматической системой переключения передач. Каждая передача имеет комплект фрикционов, который в случае повреждения деталей приводит к пробуксовке именно той передачи, за включение которой отвечает данная деталь.

Фрикционные диски устанавливаются в специальный планетарный редуктор. Эти детали могут быть подвижными или статически закрепляться в «корзине» механизма включения передачи. Изготавливаются диски из металла и специального прессованного картона.

В каждый планетарный редуктор, устанавливается пакет, состоящий из нескольких металлических и картонных дисков, при этом между двумя металлическими деталями обязательно должен располагаться диск из мягкого материала. Такая последовательность установки фрикционов необходима для увеличения коэффициента сцепления во время включения передачи.

Металлические и картонные диски имеют внешние и внутренние «зубья», находящиеся в постоянном зацеплении соответственно с ведомым и ведущим валом. При выключенной передаче, происходит свободное вращение ведущего вала, при этом фрикционы АКПП ведомого вала находятся в неподвижном состоянии.

Если автоматическая система определяет необходимость включения данной передачи, то с помощью гидравлического механизма, фрикционы, отвечающие только за включение выбранной автоматической системой передачи, смыкаются, после чего начинает вращаться ведомый вал.

Некоторые модели автоматических коробок передач, могут иметь систему из фрикционов, которые располагаются не внутри корзины ведущего вала, а снаружи. Принцип работы такого механизма совершенно аналогичен вышеописанному способу передачи крутящего момента, и отличается от первого только большим диаметром корзины.

Повреждения фрикционов

Наиболее частые повреждения мягких дисков фрикционного механизма проявляется в их подгорании при включении передачи. Если все детали и механизмы АКПП находятся в исправном состоянии, то возможные негативные последствия такого износа начнут проявляться только после пробега автомобиля более 300 000 км. В том случае, когда автомобиль эксплуатируется с нарушениями элементарных требований к использованию транспортного средства оборудованного автоматической коробкой, данные элементы АКПП могут преждевременно сгорать, что сделает невозможным включение определённой передачи.

Также привести к преждевременному выходу из строя фрикционных дисков могут:

  • Применение некачественных масел для АКПП;
  • Чрезмерное загрязнение масляного фильтра;
  • Недостаточный уровень масла в АКПП.

Несвоевременная замена масла в АКПП, всегда приводит к чрезмерному износу трущихся поверхностей фрикционов. В то же время, если масло в коробке передач было заменено в соответствии с требованиями технического обслуживания автомобиля, но при этом применялось некачественная смазка, то фрикционный механизм АКПП выйдет из строя задолго до обозначенных сроков капитального ремонта данного узла. Масляный фильтр забивается вследствие загрязнения масла в процессе эксплуатации, поэтому первую замену масла в автоматической коробке передач необходимо произвести точно в срок или немного ранее.

Необходимо следить не только за качеством смазки для коробки передач, но и за его количеством, которое не должно опускаться ниже определённого предела. Во время эксплуатации автомобиля уровень масла в коробке передач практически не изменяется, но только при условии абсолютной герметичности масляных магистралей и резервуаров. Разгерметизация наиболее часто встречается, когда АКПП ремонтировалась гаражными мастерами и гайки крепления поддона были затянуты недостаточного хорошо. Также утечка масла может произойти вследствие повреждений прокладок, между картером коробки и поддоном. В этом случае производится замена повреждённых прокладок, а в случае образования трещин в металлических поверхностях поддона или картера производится полная замена данных деталей на новые.

К сожалению, предупредить возникновение неисправностей, которые могут повлечь за собой подгорание фрикционных дисков, не всегда представляется возможным, поэтому следует знать, какие действия необходимо предпринять при возникновении неисправности АКПП.

Первая помощь АКПП при повреждении фрикционов

Если в процессе движения автомобиля АКПП начала работать с пробуксовкой и рывками, то рекомендуется остановить транспортное средство и вызвать эвакуатор.

Для точной диагностики поломки рекомендуется направить автомобиль на специализированную станцию технического осмотра, где будет установлена причина неисправности коробки. Если автомобиль находится на гарантии, а техническая неисправность является гарантийным случаем, то автомобиль направляется к официальному дилеру для устранения неполадки с АКПП. В любом случае, при возникновении данных технических неполадок дальнейшее движение автомобиля, оборудованного АКПП, приведёт к большим повреждениям, и как следствие, к более дорогостоящему ремонту. Если имеются необходимые навыки ремонта различных узлов и агрегатов, то АКПП можно будет починить своими руками. Для того, чтобы осуществить самостоятельный ремонт, нужно приобрести качественный ремкомплект, в который должен входить пакет фрикционов.

Замена фрикционных дисков

Замену фрикционов АКПП можно произвести в домашних условиях, но следует тщательно очистить помещение, в котором будет осуществляться замена фрикциона, от пыли и грязи. Залог успешности самостоятельного ремонта АКПП — это правильно подобранный ремкомплект для данной модели автомобиля, оснащённого автоматической коробкой передач.

Как правило, в такой набор входят не только фрикционные диски, но и различные прокладки, сальники и фильтры. Все эти детали являются абсолютно необходимыми, поэтому при возникновении неполадок с АКПП, в обязательном порядке устанавливаются на данный агрегат.

Ремонт АКПП производится в такой последовательности:

  1. Сливается масло с АКПП;
  2. Коробка снимается с автомобиля;
  3. Разбирается АКПП;
  4. Заменяются все детали, входящие в ремкомплект;
  5. Коробка собирается и устанавливается на автомобиль.

Ремонт автоматической коробки передач осуществляется с учётом следующих нюансов:

  • Масло из АКПП удаляется через сливное отверстие и шланг, который отсоединяется от радиатора АКПП;
  • Основное затруднение при выполнении демонтажных работ заключается в значительном весе коробки, поэтому при наличии смотровой ямы, или специального автомобильного подъёмника, данный узел рекомендуется демонтировать с использованием трансмиссионного домкрата;
  • Все подключаемые к коробке элементы обязательно должны быть отсоединены.

Для домашних мастеров, которые хорошо знакомы с устройством автомобиля, каких-либо затруднений при выполнении данной последовательности действий не должно быть.

Непосредственно сам ремонт фрикционов производится путём замены деталей, износ которых превышает предельно допустимые значения. Проверить зазор можно непосредственно на снятой корзине с фрикционами, но даже если износ незначительный, то в этом случае всё равно рекомендуется заменить все кольца, входящие в ремкомплект автомата.

Сборка коробки и установка её на автомобиль производится в обратном порядке. Все резьбовые соединения должны быть затянуты моментом, который рекомендован заводом изготовителем, при этом резьбовое соединение крупных фрагментов рекомендуется затягивать крест-накрест, чтобы прижимное усилие равномерно распределилось в местах стыковки деталей. После завершения монтажных работ в АКПП заливается масло выше отметки максимального уровня, и производится запуск и обкатка восстановленных элементов коробки передач.

Советы и рекомендации

Износ фрикциона восстанавливаем самостоятельно только, если уверены в собственных силах, в противном случае, неквалифицированный ремонт может привести к значительным повреждениям АКПП.

Если есть возможность выбрать ремкомплект с кевларовыми фрикционами, то покупайте только такие детали для замены. Фрикционные диски из кевлара лучше отводят тепло, поэтому работа коробки будет более плавной, а нагрев масла, даже при жёстких условиях эксплуатации автомобиля, будет незначительным.

Сгоревшие фрикционы, толщина которых не соответствует необходимым параметрам для нормальной работы трансмиссии, всегда должны быть заменены на новые детали, иначе патологический процесс, может распространиться на другие детали коробки, а продолжительная работа неисправного агрегата приведёт к необходимости полной замены коробки, в запущенных случаях — и к ремонту двигателя.

Фрикционные диски в автоматической коробке передач: замена, стоимость

В автоматической коробке передач также есть сцепление, как и в механической трансмиссии, но вместо корзины и диска установлены фрикционы АКПП.

Фрикционные диски

Автоматическая коробка передач – сложное устройство, состоящая из множества различных деталей:

  • корпуса;
  • гидротрансформатора;
  • шестерен (в том числе и главной передачи);
  • селектора;
  • масляного насоса;
  • пакета фрикционов;
  • входного и выходного валов;
  • фильтра;
  • гидроблока (еще его называют гидравлическим мозгом).

Фрикционные диски (ФД) работают вместе со стальными дисками (СД), принцип работы здесь такой же, что и в сцеплении с механической коробкой передач. Если фрикционы не прижаты к стальным дискам, входной и выходной валы разъединены, и автомобиль стоит на месте. Когда гидравлический поршень прижимает фрикционы к СД, вращающиеся валы АКПП соединяются, и если включена передача, машина начинает движение. Все передачи собраны в пакет (в одном корпусе вставлены друг в друга), и они имеют разные размеры – чем ниже передача, тем крупнее шестерни.

Фрикционы бывают двух типов – 1-сторонние и 2-сторонние, односторонние ФД имеют с одной стороны поверхности стальной слой, с другой – специальный картон. В автоматических коробках нового типа применяются двухсторонние ФД, они изготавливаются из очень прочного металла с накладками из графита. Современные фрикционы способны выдерживать высокие температуры – графитовое волокно отлично поглощает тепло, и ФД не горят при достаточно сильном нагреве.

Причины выхода из строя фрикционов

Приблизительно 50-60% всех поломок в АКПП связано с выходом из строя ФД, еще часто говорят, что фрикционы горят. Основные причины сгорания фрикционов:

  • естественный износ деталей;
  • недостаток трансмиссионной жидкости в коробке передач;
  • перегрев дисков из-за недостаточной силы прижатия или неисправной системы охлаждения (например, засорен радиатор АКПП);
  • несвоевременная замена ATF масла в трансмиссии.

Если при переходе с одной скорости на другую ФД могут проскальзывать, возникает дополнительное трение, и фрикционы горят.

Признаки неисправности фрикционных дисков

Проблемы со сцеплением в автоматической коробке передач можно определить по следующим признакам:

  • при переключении в положение «нейтраль» автомобиль продолжает двигаться, и это означает, что ФД приварились к СД;
  • при переключении скоростей ощущаются толчки;
  • на работающем двигателе слышен металлический звук в коробке передач, когда автомобиль стоит на месте;
  • от трансмиссионной жидкости исходит горелый запах;
  • пропала задняя передача, и машина может двигаться только вперед;
  • скорости переключаются с трудом или перестали включаться вовсе.

Если появились подозрения, что фрикционы сгорели, в первую очередь необходимо посмотреть уровень масла в АКПП, проверить его на запах. Если трансмиссионной жидкости недостаточно, гидравлические поршни не прижимают с достаточным усилием фрикционы к СД, происходит проскальзывание, перегрев деталей. Также недопустимо попадание антифриза в масло автоматической коробки – на некоторых типах АКПП (у более ранних выпусков) в составе фрикционов имеется специальный картон, который под воздействием тосола разрушается.

Замена фрикционов АКПП

Замена фрикционных дисков – работа сложная, требует от мастера высокой квалификации, поэтому обсуждать вопрос, как заменить ФД своими руками, не будем, рассмотрим только общий принцип работы. Замена фрикционов АКПП производится примерно в следующем порядке:

  • ставим автомобиль на автоподъемник или яму;
  • сливаем трансмиссионную жидкость;
  • снимаем коробку передач;
  • производим разборку АКПП;
  • меняем пакеты фрикционных дисков;
  • производим сборку агрегата;
  • устанавливаем КПП на автомобиль, заливаем масло, проверяем работу трансмиссии.

При замене фрикционов возникает немало нюансов, некоторые из них известны только опытным мастерам. В частности, рекомендуется производить замену всех пакетов, чтобы в скором времени не делать ремонт АКПП повторно.

Замена фрикционов в автосервисе

Замена ФД приравнивается к полному ремонту автоматической коробки передач, стоимость работ зависит от уровня автосервиса, региона, сложности КПП, модели автомобиля. В Москве цена ремонта АКПП в среднем начинается от 15 тысяч рублей, замена агрегата – от 6 тыс. руб., но на многие модели автомобилей цены дороже, и в некоторых случаях значительно.

Стоимость пакета фрикционов тоже разная, она зависит от конкретной модели коробки передач. Еще следует заметить, что пакетов ФД в АКПП обычно несколько – от трех до семи, и если менять их все, ремонтировать коробку передач получается дорого.

Например, ремонт коробки-автомат под ключ на автомобилях марки Chevrolet (модели Cruze, Epica, Aveo) в столичном регионе обойдется в среднем в 50-60 тысяч рублей, дополнительно еще нужно заплатить за снятие и установку АКПП (8-10 тыс. руб.).

Как правило, замена фрикционов обходится заметно дороже замены коробки передач на бу или контрактную, поэтому для не новой и недорогой машины разумнее купить агрегат на авторазборке или по объявлению. Хотя в этом варианте тоже есть свои минусы:

  • нет 100% гарантии на АКПП бу;
  • даже если коробка окажется работоспособной, неизвестно, сколько она «проживет».

Срок службы автоматической коробки передач

Фрикционные диски в автоматической трансмиссии могут прослужить очень долго в отличие от обыкновенного сцепления, устанавливаемого с механической коробкой передач. Все дело в том, что сцепление на «механике» работает «на сухую», и средний срок службы корзины и диска – от 50 до 100 тыс. км в зависимости от модели авто и условий эксплуатации. На АКПП фрикционы работают в масле, и они могут проходить от 350 до 500 тыс. км, но далеко не у всех автовладельцев «автомат» служит так долго, во многих случаях замена фрикционных дисков требуется гораздо раньше.

Фрикционы горят раньше времени:

  • из-за частой или длительной пробуксовки. Когда автомобиль буксует, фрикционные диски проскальзывают и перегреваются;
  • вследствие несвоевременной замены масла в АКПП. Со временем в трансмиссионной жидкости от трения деталей накапливается грязь и металлическая стружка, которая попадает на накладки фрикционов, происходит интенсивный износ деталей. Масло во многих АКПП рекомендуется менять через 50-60 тыс. км, и этот регламент нужно соблюдать;
  • в результате вождения с резким ускорением. Коробка-автомат не рассчитана на динамичную езду, и если водитель хочет максимально продлить срок службы автоматической КПП, на машине следует ездить плавно;
  • когда в коробке передач недостаточный уровень масла. Нажатием фрикционных дисков «командует» гидравлический поршень, он прижимает фрикцион к стальному диску. Если трансмиссионной жидкости не хватает, не обеспечивается надежный прижим, сцепление буксует. От проскальзывания фрикцион горит, выходит из строя.

Чтобы АКПП прослужила долго, необходимо бережно эксплуатировать автомобиль, своевременно проходить ТО.

Mazda MPV "зеленявка" 緑 › Бортжурнал › Ремонт АКПП своими руками… реально? Ч.1. Фрикционы.

"Не рассматривать данную запись, как руководство, мануал или посыл к бездумным действиям. Это всего лишь небольшой фотоотчёт, в котором нет многих нюансов. Не кидайтесь на амбразуру, не обдумав и не взвесив все за и против. Запомните, если это получилось у одного, не факт, что получится и у другого. Руки у всех разные и растут из разных мест. Хоть книжка по биологии и говорит нам обратное."

Когда-то, года три назад, я вступил в эту непонятную и непривычную для меня кампанию. Кампанию любителей автоматических коробасов. Да, ручка, это здорово, ручка, это весело и задорно, а "автомат", он для лентяев и вообще, ломается часто, и бенза больше жрёт, и т.д. Ну именно так я и думал тогда. А почему? Да потому что никогда толком и не ездил на нём. Ну так, бывали иногда такие авто в работе. То есть, загнал-выгнал, доставил до клиента. Не более.

Но всё изменилось, когда нежданно негаданно я приобрёл МПВ. Сначала были непонятки, а что тут, а как тут? Но пока гнал от места покупки до места постоянного пребывания мнение об "автомате" кардинально менялось с каждой сотней километров.

Да ребят, "автомат" это круто, "автомат" это весело и задорно, но… только если он стоит в паре с хорошим (тире большим) двигателем и… исправно работает.

На данной МПВ он исправно работать не хотел. Спасибо предыдущему хозяину за это. Короб, да как и весь автомобиль, убивался нещадно. Что и стало причиной его ("автомата") поломки. Об этом я уже описывал ТУТОЧКИ, поэтому не вижу смысла снова расписывать.

Потом были некоторые трудности "с переводом". А потом наступила (для меня) новая эра. Я начал эти самые "автоматы" ремонтировать.

И, естественно, тренировался на своём. Об этом я тоже писал. По ссылке выше вы найдёте об этом ссылки.

К слову. После капремонта на одометре добавилось тысяч пятьдесят километров. Всё летает.

Но в тех ссылках рассказа нет, только фоты в основном и ссылки на сторонние ресурсы.

Сейчас же, я хочу расписать эту тему более подробно. И в будущем, на вопросы пользователей о ремонте "автомата", буду давать эту ссыль. Это будет немного копипаст, немного моё. Но постараюсь соединить всю инфу по нашему коробасу воедино.

Вся тема будет основана на базе уже снятой АКПП G4AEL 1997 года. Больших изменений с более ранними — нет. По возможности буду давать каталожные номера деталей, но в магазинах и складах, могут оказаться аналоги/заменители и иметь свой номер. Желательно иметь с собой образец при покупке новой детали.

Этот коробас устанавливался не только на Мазду МПВ, но и на другие авто. Просто дам их список:

Авто / Модель / Год выпуска / Привод / Двигатель / Модель АКПП / Альтернативное имя

FORD / PROBE / 90-93 / 4 SP FWD / L4 2.2L V6 3.0L / 4EAT-G / G4A-EL

FORD / PROBE GT / 94-97 / 4 SP FWD / V6 2.5L / 4EAT-GF / GF4A-EL

MAZDA / 323 / 90-01 / 4 SP AWD / L4 1.6L / GF4A-EL

MAZDA / 626 / 86-93 / 4 SP FWD / L4 2.0L V6 2.5L / G4A-EL

MAZDA / 626 / 00-06 / 4 SP FWD / L4 2.0L / GF4A-EL

MAZDA / CAPELLA/WAGON / 00-02 / 4 SP FWD / L4 1.6L 1.8L 2.0L 2.2L V6 2.0L 2.5L / GF4A-EL

MAZDA / FAMILIA / 00 / 4 SP FWD / L4 2.0L / GF4A-EL

MAZDA / MILLENIA / 95-03 / 4 SP FWD / V6 2.3L 2.5L / GF4A-EL

MAZDA / MPV(VAN) 00-02 / 4 SP F/AWD L4 2.0L V6 2.5L / GF4A-EL

MAZDA / MX6 / 87-93 / 4 SP FWD / L4 2.0L V6 2.5L / G4A-EL

MAZDA / MX6 / 94-97 / 4 SP FWD / L4 2.0L V6 2.5L / GF4A-EL

MERCURY / CAPRI / 91-94 / 4 SP FWD / L4 1.6L / 4EAT-G / G4A-HL

Предупреждаю сразу, что это не инструкция по ремонту АКПП — это обычный отчет. Но именно их этого отчёта и растут мои "автоматные" корни. Есть моменты, которые нет смысла объяснять не профессионалам. Не знание их, может привести к полному отказу коробки к желанию водителя сдвинутся с места. Если кто-нибудь все же решится на ремонт своими руками, всегда будем готовы помочь посильным советом.

Начнем с того, что подготовьте исправный инструмент. Все ключи должны быть чистые и без зазубрин. Разбор АКПП можно проводить в матерчатых перчатках, а вот сборка — только в резиновых или кожаных. Процесс сборки вообще должен напоминать работу стоматолога. Все названия деталей — это мой личный сленг и он может отличаться от услышанных другими мастерами.

Как снимать коробку, посмотрите в руководстве по ремонту и эксплуатации автомобиля. Здесь будет только переборка.

ОТСЕК ФРИКЦИОННЫХ ДИСКОВ, СТАЛИ И ПЛАНЕТАРНОГО МЕХАНИЗМА

1. Откручиваем болты крепления корпуса масляного насоса. В зависимости от года выпуска, количество болтов может меняться.

Участки откалывания краски, а тем более ржавчина на крышке насоса, говорят о нарушенном температурном режиме.

Под насосом находится корпус обоймы блоков фрикционов. Обратите внимание на то, что в центральном вале нет более тонкого вала насоса. Он снят во избежании его повреждения, так как находится в свободном состоянии и входит только в зацепление с насосом.

Все подшипники в коробке идут под замену. Многие из них имеют прожженные участки и большое количество отработки в корпусе, могут привести к их рассыпанию в будущем.

2. Снимаем стопорное кольцо с центрального вала.

3. Снимаем обойму блоков фрикционов. Все детали с центрального вала должны сниматься довольно легко, если не мешают осколки/стружка вышедших из строя частей.

Переворачиваем. На фотографии хорошо видны участки перегрева. Все перегретые детали и сгоревшие фрикционы меняются на новые. Покупайте полные комплекты фрикционов и стальных дисков (другое название фрикционов — фрикционные диски, а стальные диски — сталь).

4. Снимаем стопорные кольца и удаляем все диски и фрикционы. Не перепутайте очередность деталей при установке новых. Обязательно ведите запись всего процесса. Пустая обойма промывается не облезающей кистью (можно мыть керосином или соляркой) и продувается.

Для примера, комплект одной скорости фрикционов и дисков идущих под замену. Они еще в рабочем состоянии, но эта радость на 1-2 месяца при аккуратном обращении.

А может быть и такое. Полное отсутствие фрикционной накладки или превращение её в горело-маслянистую. Эти диски никогда уже не будут работать.

5. Следущий этап разборки — снятие барабана.

Барабан имеет так же следы перегрева и ощутимую выработку. Внешний корпус под замену.

Под барабаном открывается доступ к тормозной ленте, обгонной муфте, сердечнику планетарного механизма.

6. Снимаем тормозную ленту. Новую покупайте по образцу. Может иметь ширину 38мм. или 42мм.

7. Снимаем крышку масляного фильтра. С усилием нажимаем на поршень и удаляем стопорное кольцо.

10. Снятие обгонной муфты. Удаляем стопорное кольцо и извлекаем муфту. В данном случае возникли проблемы. Деталь повреждена и осколки мешали её свободному выходу.

13. Следующая деталь — малый диск реверса. Извлекаем, промываем, продуваем и меняем кольца.

В этой части АКПП больше деталей нет и вернемся к ней только в момент обратной сборки.

И да. Если нашли какие-то неточности, укажите мне на них, исправлю. Но для этого надо читать текст))

АКПП Дополнительное меню Фрикционы и стальные диски

Фрикционы и стальные диски — элемент автоматической коробки, который служит для включения сцепления и передачи крутящего момента. Состоит из стального диска, на который наклеена фрикционная накладка. Фрикционы — популярный расходный элемент при капремонте АКПП (после фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников).

Когда положено менять фрикционы?

Чаще всего мастера сначала разбирают коробку, определяют состояние фрикционных дисков и тормозных лент, проверяют зазоры в пакетах и только потом заказывают новые фрикционы.

— Если сгорели или износились фрикционы только одного пакета сцепления, а масло при этом не пахло горелым, и пробег относительно небольшой для данной семьи АКПП, то имеет смысл заменить только изношенные фрикционы. Тогда заказывают только 3-6 нужных фрикционов. Остальные фрикционы проверяются на повреждения и толщину накладки и если зазоры между фрикционами в допуске, то могут штатно работать еще долго. ( мастера оценивают толщину накладки старого фрикциона, чтобы определить оставшийся ресурс. И для мастера проще оставить старые фрикционы, которые продержатся гарантийные полгода. Владелец обычно недеется на совсем другие сроки. Изношенные фрикционы могут переключаться с толчками, если зазоры в пакетах больше нормы)

— Если сгорели фрикционы нескольких пакетов, а с ними вместе и часть стальных дисков (об этом говорят разводы побежалости на стальной поверхности) , то положено заменить весь Комплект фрикционов и тормозные ленты. В многих американских штатах законом обязывают менять все фрикционные диски и тормозные ленты, если сгоревшая коробка пришла в капремонт, под угрозой лишения лицензии.

Накладки фрикционов, пропитанные горелым маслом гораздо хуже впитывают масло и плохо отводят тепло с поверхности при касании. А это очень скоро приводит к проблемам при переключении, проскальзыванию и сгоранию таких фрикционов. Может через несколько недель, а может и через несколько месяцев.

Комплектация. Сколько и каких фрикционов в комплекте?

— обычно все комплекты фрикционов универсальны и собраны производителями так, чтобы подойти для любой АКПП, указанной в наименовании комплекта, и такого качества, чтобы безупречно работать много лет.

Слева наименование Комплекта для Крайслера говорит, что этот набор подходит для всех коробок от А500 до 44RE и всех годов выпуска после 1988.

Фрикционы подбираются производителями с различной фрикционной накладкой в зависимости от особенностей коробки и истории ремонтов. Одни фрикционы — бежевые, целлюлозные, для тех пакетов, которые в основном работают на истирание. Другие — серые или серо-зеленые, для пакетов, которые чаще перегреваются и сгорают. В третьи могут ставить самые дорогие — серо-зеленые с основой из графитового волокна. У каждого материала есть свои преимущества и свои недостатки.

Первый — имеет более высокий порог передачи момента, Последний — лучше скользит и дольше сопротивляется перегреву. (ниже)

Фрикционные накладки могут иметь прорезанные канавки для движения масла. (ниже)

Для чего нужны в АКПП фрикционы, стальные диски и тормозные ленты?

Фрикционы работают в паре со стальными дисками по аналогии со сцеплением механических КП. Прижимаясь к стальным дискам, они соединяют два вращающихся вала АКПП. Фрикционы собраны в Барабан (который еще называют «Корзиной сцепления») и он имеет два состояния: «рабочее» — заблокированное, когда фрикционы сжаты со стальными дисками через поршень и «свободное» — когда между фрикционами остается рабочий зазор и сцепления нет. В разомкнутом состоянии фрикционы со стальными дисками вращаются с разными скоростями.

Таких барабанов с фрикционами в АКПП бывает от 3-х (плюс тормозная лента) до 7-ми и больше.

Работой барабанов управляет компьютер изменением давления масла, подаваемого гидроблоком\соленоидами в пакеты сцепления. Гидроблок , с помощью соленоидов — электроклапанов гидравликой нажимает на поршни барабанов, сжимая фрикционы с стальными дисками одних пакетов и, сбрасывая давление в других, позволяет пружинам разжимать фрикционы в нерабочих пакетах.

Барабан сцепления — соединяет между собой два вращающихся вала. Барабан торможения — замыкает вал на корпус — тормозит один из элементов Планеты. Раньше функцию торможения элемента планеты для выбора нужной комбинации вращения выполняли тормозные ленты, похожие на те, что используются для тормозного барабана задних колес машин.(слева)

Но сейчас простую (но громоздкую) конструкцию ленты почти перестали использовать, заменив тормозные ленты на фрикционы пакета торможения.

Унификация. Для разных (по мощности) трансмиссий можно регулировать мощность передаваемого момента количеством фрикционов и стальных дисков, меньше фрикционов для менее мощных двигателей и добавляя фрикционы — для более мощных. А главное: — более тонкая регуляция тормозного усилия с помощью пропорциональных соленоидов .

Можно определить разницу так: Там где важна долговечность и неубиваемость и не обязательна «высоко-интеллектуальность» коробки — используют тормозную ленту. Фрикционы используются там, где надо соревноваться с ДСГ и вариатором за одобрение привередливых авто-журналистов.

Классификация фрикционов

Фрикционы и стальные диски описываются в наименовании как:

— Фрикционный Диск, TF60SN/09G/09K K3 (C3)- rev, 3rd, 5th (56Tx1,73×157)

описание — [ 56Tx1,73×157 ] — означает:

у этого диска 56Т:- 56 зубьев, 1,73: — толщина 1,73 мм, и 157: — наружный диаметр 157 мм

Применяемость — для всех АКПП перечисленных в названии,

К3 — название пакета сцепления (К — Kupplung, C — Clutch) или торможения (B — Brake) по Каталогу деталей (европейская классификация).

rev, 3rd, . — (американская классификация) функциональное предназначение пакета: включение Реверса, 3-й скорости . итд.

1. Кроме обычных двусторонних фрикционов с внутренним зубом и стальных дисков с наружным зубом стали использоваться комбинированные: сталь-фрикцион.

односторонние фрикционы с одной стороны — фрикционная накладка, с другой — голая стальная поверхность. Такие фрикционы первичного вала могут иметь внутренний зуб, а ответные фрикционы (вторичного вала) — наружный зуб. В № детали они имеют буквы по типу зуба: — BI (internal) или -BE (external).

В легендарных коробках DP0 и Мерседесовских 722.6, впервые массово стали использовать односторонние фрикционы. Только французы (DP0) сделали это скорее для удешевления и экономии, а немцы (722.6) — с удорожанием, из соображений компактности, управляемости и надежности.

Сейчас существует много коробок (FN4AEL, 722.6, . ), где в один из часто сгорающих пакетов введены односторонние фрикционы в качестве более эффективно работающих и более устойчивых к сгоранию.

2. Материал фрикционной накладки в большинстве случаев имеет целлюлозную основу, пропитанную специальными смолами, чтобы надежно схватываться со стальным диском и без проскальзывания передавать момент вращения.

В пакетах, где фрикционы часто перегреваются, фрикционные накладки могут иметь насечки для отвода масла. В наиболее важных пакетах насечки имеют спиралевидную форму, и устанавливаются строго по направлению движения (справа). Насечка здесь хотя и заметно уменьшает рабочую площадь, но выполняет функцию шестерни насоса масла, чтобы увеличить скорость прохождения масла через этот канал и лучше охлаждать поверхность. При износе глубины насечки скорость прохождения масла уменьшается, что может привести летом к ускоренному сгоранию фрикционов

Накладка в может изготавливаться также на графитовой или кевларовой основе. Но нужно сказать, что тот же Борг Ворнер, производящий фрикционы для конвейера для одной и той же коробки выпускает одновременно и фрикционы с целлюлозной основой и без насечек, а для других пакетов — на кевларовой основе, исходя из особенностей работы коробки в режимах. Эта особенность учтена в регулировках гидроблока. Производители на раскрывают состав и тип материала накладки фрикциона и заказ на «кевларовые» фрикционы не может быть гарантирован. Фрикционы поставляются именно из того материала, который должен по расчетам Производителя использоваться в этом пакете. Это касается в основном автоматов 21 века.

Такие фрикционные накладки выдерживают без потери качества довольно длительную работу при температуре до 140º. Эти материалы дороже обычных и встречаются на рынке только для отдельных пакетов АКПП. Общее их количество не превышает 3-5% от всего количества продаваемых фрикционов. У таких комплектов в названии встречается аббревиатура: HEG или «Power Pack«. Стоит отметить, что за повышенную температурную стойкость приходится платить худшими характеристиками по скольжению и стабильности материала по мере износа .

3. Конструктив фрикционной накладки классифицируется:

— Фрикционы из отдельных сегментов , когда сегменты разделены швами до самого клеевого слоя

с монолитной накладкой с нарезанными каналами для отвода масла. Каналы нарезаются только на фрикционах пакетов с повышенным риском сгорания.

Сегментные накладки могут себе позволить производители, готовые вкладывать средства в сложные технологии расчета-нарезки-сочетания-вклеивания и высококвалифицированный персонал, чтобы затем экономить на материале накладок и конвейерном потоке производства.

Материалы фрикционных накладок производят всего несколько крупных производителей. Для работы трансмиссии несущественен тип накладки. Единственное преимущество сегментных накладок для владельца АКПП- это количество и глубина маслоотводящих каналов.

Для наклейки накладки на поверхность голого диска наносится клеющее лаковое покрытие, которое обычно состоит из смол, с температурой плавления ок. 180-200º. Эта температура плавления выбирается настолько высокой, чтобы при рабочем нагреве масла в АКПП клей не расплавился. И настолько низкой, чтобы сэкономить при наклеивании накладки на заводе. Фрикционная н акладка наклеивается на стальную поверхность прессованием в токах высокой частоты, разогревающими клеевой слой.

Эта клеевая основа и является самым главным врагом гидроблока и соленоидов.

Почему горят фрикционы? Что происходит в АКПП при работе сгоревших фрикционов?

Фрикционы теоретически созданы конструкторами «вечными» — на весь cрок службы автомобиля, но на практике — часто «горят».

Причины сгорания фрикционов:

— перегрев от недостатка силы прижимания и

— от недостатка охлаждения маслом ATF, отводящим тепло с поверхности дисков.

В момент касания фрикциона и стали на их поверхности температура может одномоментно подниматься до 300-400 градусов. Но так как накладки фрикционов пропитаны маслом и само касание в обычных АКПП и «он-офф» сцеплениях занимает доли секунды, то накладка не успевает прогреться до критических температур. Если масла недостаточно или, что чаще — сцепление неплотное, возникает проскальзывание для «он-офф» фрикционов и они начинают нагреваться выше температуры вспышки масла.

При приближении температуры к 140-145º масло начинает гореть, а целлюлозная фрикционная накладка начинает обугливаться, уже не впитывает масло и еще хуже охлаждается. Нагрев увеличивается лавинообразно до значений, когда сгорает бумага и клеевой слой и накладка осыпается. Тогда-то и происходят изменения в металле фрикциона и стального диска. В сильно запущенных случаях, от перегрева сгорают не только стальные диски, но и соседние упорные диски и даже сами барабаны с обрезиненными поршнями (справа). Это выражается в том, что машина «не тянет» на одной скорости или совсем не едет вперед.

Если сгорели фрикционы, то скорее всего в агрегате насос не справлялся с подачей масла на поршни, потери давления обычно идут через изношенные тефлоновые кольца, втулки, резиновые прокладки и сами поршни. Поменять фрикционы и не заменить кольца и прокладки приводит к скорому сгоранию новых фрикционов.

Упорный (или опорный) диск подобен обычному стальному диску, но толще и находится с края этого пакета из фрикционов и дисков. Именно на него давит поршень или упираетеся ретейнер с обратной стороны пакета.

Фрикционные накладки различают по таким характеристикам:

1. — Теплопроводность. (впитывать масло и пропускать тепло)

2. — Теплостойкость (выдерживать разовое нагревание до 300-400 градусов без изменения свойств)

3. — Стабильность. (способность сохранять свои качества при износе и некачественном масле на протяжении всей жизни)

4. — Фрикционные статические качества, (высокий «порог проскальзывания», способность передавать высокий крутящий момент до срыва в скольжение).

5. — Фрикционные динамические качества, (способность передавать момент вращения при «модулируемом проскальзывании». Аналогия регулируемого притормаживания педалью тормоза).

6. — Износоустойчивость, механическая прочность.

Различают 2 основные группы фрикционов:

1. Фрикционы on-off. Имеют максимальные значения по характеристикам — 3, 4, 6 . Минимальные по 1, 2, 5.

2. Фрикционы «проскальзывания». Для них главными являются характеристики 3, 1, 2, 5 .

Причины недостатка давления масла разнообразны:

— Поршни. Изношенные резиновые уплотнения, или поврежденные стружкой, или лопнувшие по корпусу, — пропускают масло,

— Уплотнительные тефлоновые кольца, стерты соседние поверхности «железа» (барабанов, суппортов. ) масло уходит через щели и не доходит до поршней.

— Общий недостаток масла. Иногда насосу не хватает масла из-за его низкого уровня в поддоне АКПП, забитого фильтра, протечек масла через сальники.

— Насос. Часто бывает изношен сам насос, его узлы, втулки, сальники.

— Гидроблок и соленоиды — «проеденные» и изношенные каналы » разбазаривают» масло , свой вклад дают и лопнувшие пружины, грязные, не открывающие канал золотники-клапаны.

Причин много, как звеньев в длинной цепочке. Где-то, да рвется. Вскрытие и диагностика нужны для того, чтобы определить места разрыва этой «гидравлической» цепочки.

Когда поршень недостаточно сильно сжимает фрикционы при разгоне, фрикционы проскальзывают и не тянут как обычно. Что заставляет водителя прибавить газу, чтобы «исправить» медленный разгон. От этого фрикционы еще сильнее проворачиваются и нагреваются, масло начинает гореть, что и приводит к необратимым и катастрофическим последствиям для всей трансмиссии.

Чем опасна эксплуатация АКПП с изношенными или сгоревшими фрикционами?

В статье про горелое масло подробно объясняется этот вопрос.

Первая неприятность от работы с лысыми фрикционами — Перегрев соседних поршней, втулок и барабана. Как описано выше.

Следующая неприятность — в масло попадает клеевой слой, которым накладка крепится к стальному основанию, загрязнение масла осыпающимися фрагментами фрикционной накладки. Это ведет к цепной реакции проблем:

— грязь забивает каналы клапанов гидроблока с соленоидами, что ведет к окончательному падению давления.

— масло становится густым и абразивным, ухудшая трение втулок, прокладок и колец, истирая детали «железа» АКПП, что приводит к быстрому снижению ресурса АКПП. А густое масло труднее «перелопачивается» турбинами гидротрансформатора, что понижает мощность и энергия двигателя идет на дополнительный нагрев масла.

— масло истирает каналы гидроблока, что приводит к износу клапанной плиты и концу его ресурса.

— при недостатке масла в первую очередь страдают элементы находящиеся близко к осям (то есть — втулки) и насосу, высасывающему масло прямо из-под своей втулки. Изношенные болтающиеся втулки позволяют вибрирующему валу разбивать соседние поверхности трения. Что ведет к ускоренному износу насоса и другого «железа».

Все это может привести к остановке авто прямо посреди дороги.

Новая эпоха жизни «скользящих» фрикционов.

С тех пор как в конце 20-го века появились PWM соленоиды-электрорегуляторы, которые умеют закрывать-открывать канал гидроблока с множеством промежуточных значений (типа включателя света — реостата, которым можно сделать свет в комнате поярче и потише), это стали использовать сначала для принудительной блокировки гидротрансформатора (подробнее) а затем и для более мягкого переключения скоростей пакетами сцепления.

Это дало возможность сделать переключения практически бесступенчатыми. Считается, что разрыв мощности при переключении скоростей меньше 0.25 — 0.20 секунды незаметен для водителя. А учитывая, что у 6-ти ступенчатых АКПП разница между передаточными числами сведена к минимуму, то фактически по комфортности 6-ти и 8-ми ступенчатые АКПП сравнялись со своими конструктивными конкурентами — Вариаторами и преселективными коробками ДСГ.

Но за это преимущество приходится платить ускоренным износом фрикционов. В первую очередь — фрикционов Гидротрансформатора.

Фрикционы работающие не в режиме «он-офф» а в режиме короткого (или длинного) проскальзывания теперь должны соответствовать совсем другим требованиям:

Если раньше фрикцион Он-Офф должен был моментально «склеиваться» со стальной поверхностью для быстрой блокировки, то в случае «управляемого проскальзывания» он наоборот должен как тормозная колодка колеса плавно притормаживать, не допуская резких блокировок колеса. Но в отличии от тормозной колодки между фрикционом и сталью корпуса здесь вместо несгораемого воздуха находится масло.

Разработано несколько типов карбоновых и кевларовых фрикционов (слева) для ГДТ, под разные задачи и требования программистов. И современные «несменяемые» масла (синтетика) теперь имеют температуру вспышки гораздо выше, чем у традиционных «полусинтетических». Но это не решает проблему горелого масла, а лишь отдаляет.

Все равно на водителях остается ответственность следить за износом фрикционов через загрязнение масла. Если масло загрязняется слишком быстро, то это говорит о том, что самые быстро изнашиваемые фрикционы (обычно это в ГДТ) съедены и пора их менять, иначе . (читай выше).

Лидеры Фрикционных модулей по заменам на рынке автоматических трансмиссий:

Самыми популярными в замене являются фрикционы большой немецкой семьи из двух поколений 01M — 01N и их предшественников 096-097 — 105003 .

Следом за ними следует тоже немецкий бестселлер 5HP19 — 177003 .

В этой же паре рядом идут французские односторонние фрикционы DP0:

Дальше идет большая группа преследователей: Комплект фрикционов CD4E — 246003 . (справа в окне)

айсиновской 09G — 134003 , (справа).

и ZF 6HP26-/28 182003 . (слева)

ATPshop.ru — запчасти для ремонта АКПП всех легковых автомобилей

«ATPShop» работает на рынке запчастей к АКПП с 2006 года

+7 (926) 789-90-66 (Мегафон), +7 (968) 931-00-80 (Билайн), +7(495) 979-33-30, +7(985) 864-65-80, +7(926) 520-72-10

Москва, ул. Смирновская, 25 корп.10, оф.101 (БЦ «Смирновский)

Самовывоз: Пн-Чт с 10:00 до 19:00, Пт — до 18:00 (обязательно предварительное резервирование).

Причины и проявления неисправности фрикционов — ЛикБез

В прошлой статье мы писали про общий принцип работы фрикционов и их устройство. Теперь же перейдем к вопросу волнующему большинство автовладельцев: как определить неисправность фрикционных дисков?

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ НЕИСПРАВНОСТЬ ФРИКЦИОНОВ?

Так выглядят «сгоревшие» фрикционы АКПП

Определить факт неисправности фрикционов достаточно просто и для этого вам не понадобится специальных знаний.

— самым простым и общим способом будет проверка уровня масла в акпп и его цвета. В случае, если масло пахнет гарью (имеет жженый запах), изменило свой цвет или уровень его не достает до отметки MIN следует задуматься о ремонте АКПП. К чему может привести недостаток масла? А к тому, что давления, создаваемого масляным насосом, не будет хватать для зажима гидравлическим поршнем фрикционов к стальным дискам, следовательно будет происходить проскальзывание и перегрев. Необязательно это будет указывать именно на фрикционы, но как элемент диагностики про щуп нельзя забывать. Если у вас машина с односторонними фрикционами, то важно предотвратить попадание антифриза в коробку, так как эта жидкость разъедает фрикционный картон.

-второе проявление неисправности фрикционов – это трудности при переключении передач. Передача может не включаться совсем, включаться туго или проскальзывать.

-в-третьих, могут быть проблемы с передвижением задним ходом – передача может просто не включаться.

-в-четвертых, следует проверить нейтраль – если в этом положении селектора автомобиль продолжает двигаться как при включенной передаче, то фрикционы точно необходимо менять. В этом случае можно говорить что фрикционы просто приварились к стальным дискам вращающихся валов АКПП и не могу выйти из зацепления с ними.

-в-пятых, можно услышать треск, удары или щелчки при переключении передач. Возможно, в таком случае поломка еще не критична, но в любом случае следует обратиться в хороший сервис, специализирующийся на ремонте коробок.

ПРИЧИНЫ ИЗНОСА ФРИКЦИОНОВ

В среде специалистов сформировалось следующие мнения насчет причин поломок фрикционов:

— физическое старение элемента.

— недостаточный уровень масла в АКПП

— попадание антифриза в коробку вследствие неисправности (течи) системы охлаждения или отказа (а часто слабой работы в некоторых штатных комплектациях, например на Murano Z50 родом из США) радиатора АКПП. На такие авто, особенно в условиях больших городов, рекомендуется устанавливать дополнительный радиатор.

-неисправность масляного насоса, клапана гидроблока, соленоидов и гидравлического поршня, что не позволяет плотно прижимать фрикционные диски.

Когда фрикционы приходят в негодность, принято говорить о том, что они «сгорели». Стоит отметить, что ездить на машине в таком случае категорически запрещено: не думаем что безопасно передвигаться на автомобиле, в котором передачи включаются и выключаются, когда им вздумается. Во-вторых, если Вы не хотите попасть на по-настоящему дорогостоящий ремонт, незамедлительно обращайтесь в автосервис.

В нашем автосервисе специалисты проведут качественный и быстрый ремонт фрикционов на любых марках авто.

Категория Buick