Индекс вязкости масла: что это такое

Содержание

Выясняем индекс вязкости масла: это что такое?

Когда водители покупают масло, они обращают внимание на то, насколько оно вязкое. Индекс вязкости масла — это величина, позволяющая определить степень вязкости масла в зависимости от температуры. Сравнивая кинематическую вязкость, указанную на коробке, люди определяются с покупкой. Но как определить необходимый индекс вязкости масла для своего автомобиля?

Индекс вязкости показывает зависимость степени вязкости масла от температуры окружающей среды.

Для чего необходимо определять индекс вязкости?

Отличительные качества для моторного масла с высоким индексом следующие:

  • когда запускается холодный двигатель, данная смазочная жидкость более текучая;
  • увеличивается вязкость при повышении температуры двигателя;
  • отлично при использовании гидравлических и всесезонных масел.

Схема изучения этикетки автомасла.

Сам индекс вязкости моторного масла определяют согласно установленному стандарту ASTM D2270 или DIN ISO2909. Разницей данных масел является то, что жидкость, сделанная по одному стандарту, сильно реагирует на повышение температуры, а по второму — практически не реагирует на температурные изменения. Сам индекс вязкости определяется на графике в районе 40 о С, при превышении отметки в 100 о С определение осуществляется расчетным путем.

В зависимости от того, какова масляная структура на молекулярном уровне и в каком количестве содержатся в нем минеральные масла, варьируется сам индекс вязкости. Самым высоким таким показателем обладают масла, созданные на основе парафина. Нафтеновые масла обладают менее высоким показателем — всего до 60, а ароматические масла могут даже иметь отрицательные показатели.

Когда масло очищается, индекс вязкости увеличивается. Это происходит из-за устранения из смазочной жидкости ароматических соединений. Также индекс вязкости увеличивается при помощи гидрокрекинга . Так у полиальфаолефинов показатель достигает отметки в 130, а полиалкиенгликоли и сложные эфиры позволяют увеличить вязкость до 150. Известно, что повысить вязкость можно с помощью ввода дополнительных присадок с содержанием полимеров и загустителей.

Почему так важно сделать верный выбор?

Когда производители создают мотор, они основываются на определенных масляных свойствах, в том числе и на ее вязкости.

Масло должно качественно препятствовать трению поверхностей комплектующих двигателя.

Обозначения вязкости моторного масла.

Когда образуемая пленка недостаточно широкая или когда она вообще отсутствует, возникает контакт «метал-метал». Это чревато повышенным износом двигателя и возникновением в нем задиров. В результате вкладыши проворачиваются, а цилиндры двигателя начинают «прихватываться».

Сама вязкость вплотную влияет на ширину этой пленки. Чем выше масляная вязкость, тем пленка шире. Аналогично, чем меньшей вязкостью жидкость обладает, тем пленка, препятствующая контакту металла с металлом, тоньше.

Известно, что ввиду конструктивных особенностей в узлах двигателя пленка физически не может образоваться. Для предотвращения износа двигателя добавляют специально предназначенные присадки.

Все водители должны придерживаться таких следующих требований по отношению к маслу:

  1. Всегда желательно подбирать масло на основе тех данных, которые при продаже автомобиля дилер указывает в руководстве по эксплуатации двигателя и его обслуживанию.
  2. В соответствии с этим, вязкость не должна быть заниженной, ибо это приведет к преждевременной поломке двигателя или его повреждения поверхностей.
  3. Слишком высокая вязкость чревата затруднительному движению запчастей двигателя. В этом случае масляная прокачка также затруднительная, впоследствии чего возникает отсутствие в узлах смазочной жидкости, что приводит к сухому трению и более высокому расходу топлива.

Чем меньше вязкость масла, тем пуск двигателя легче. В этом случае масляная подача на поверхность цилиндра осуществляется гораздо быстрее. Водитель должен знать о том, что удельная нагрузка, выдерживаемая подшипником, увеличивается при увеличении количества валовых оборотов и при повышении масляной вязкости.

Как осуществляется выбор на основании расшифровки?

Схематическая классификация моторного масла по стандарту SAE.

Сбалансированная вязкость способствует улучшению условий для топливного сгорания при езде. Только масло плохого качества становятся причиной плохого запуска в холодную погоду. Плохой старт осуществляется с трением из-за отсутствия масла в двигателе. Неправильно подобранное масло увеличивает повышенный топливный расход, потому выбор следует делать таким образом, чтобы расшифровка, указанная на упаковке, совпадала с рекомендациями производителя двигателя или автомобиля. Только в этом случае осуществляется комплексный подход к правильной работе двигателя, а, возможно, и к устранению неких неполадок.

Многие водители при покупке масла обращают внимание на цифры SAE. Что же они обозначают? К показателям вязкости с пониженной температурой относятся:

  • 0W — этот показатель символизирует возможность использования даже в условиях мороза, достигающего -35 о С;
  • 5W — используется при чуть более теплых условиях (до -30 о С);
  • 10W — обозначает, что использование масла в условиях мороза, превышающего -25 о С недопустимо;
  • 15W — допустимая температура поднимается до отметки -20 о С;
  • 20W — применимо для более теплых континентов, где морозы являются редкостью (до -15 о С).

С температурными показателями все гораздо проще. Чем выше показатель, тем больше допустимая температура. Если в летнее время температура не превышает 25 о С, а в зимнее — не опускается до аналогичных показателей со знаком «-», то идеальным будет масло с показателями 10W-30.

Какие еще показатели водитель должен знать для достоверной расшифровки

Классификация масла по API.

Чаще всего классификация определяется по API, в которой используются следующие обозначения:

  • S — двигатель, работающий на бензине;
  • C — агрегат работает на дизеле;
  • SJ/CF — разработано как для дизельных, так и для бензиновых двигателей;
  • SC — агрегаты, которые были разработаны до 1964 года;
  • SD — следующее поколение, выпускаемое до 1968 года;
  • SE — предназначено для агрегатов, разработанных в период до 1972 года;
  • SF — год разработки двигателя попадает в область от 1973 до 1988 года;
  • SG — для агрегатов, разработанных в период до 1994 года (предназначение — использование в условиях жесткого эксплуатирования);
  • SH — для бензиновых двигателей, предназначенных для жесткого эксплуатирования и выпускаемых до 1996 года;
  • SJ — для бензиновых двигателей, разработанных до 2000 года и обладающих энергосберегающими характеристиками;
  • SL — разработанные до 2003 года и увеличивающие эксплуатационный срок агрегата;
  • SM — обладают свойствами, идентичными SL в повышенной степени, добавлена устойчивость к окисляющим воздействиям (предназначено для моторов, разработанных и выпускаемых после 2004 года).

Когда водитель решается на смену масла, характеристики должны указывать на возрастающие показатели, превышающие предыдущий тип масла только на пару пунктов. Только при переходе с SD, предназначенных для двигателей старого типа, на SL может возникнуть повышенная «агрессия» масла.

Nissan Cefiro V6 White Yacht › Бортжурнал › Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Точная расшифровка цифр SAE

Показатели низкотемпературной вязкости означают следующее:

0W– масло пригодно к использованию при морозах до -35-30 град. С

5W– масло пригодно к использованию при морозах до -30-25 град. С

10W– масло пригодно к использованию при морозах до -25-20 град. С

15W– масло пригодно к использованию при морозах до -20-15 град. С

20W– масло пригодно к использованию при морозах до -15-10 град. С

Показатели высокотемпературной вязкости означают следующее:

30 – масло пригодно к использованию при жаре до +20-25 град. С

40 масло пригодно к использованию при жаре до +35-40 град. С

50 масло пригодно к использованию при жаре до +45-50 град. С

60 масло пригодно к использованию при жаре до +50 град. С и выше

Чем меньше цифра – тем «жиже» масло, чем больше цифра – тем оно более густое. Таким образом, масло 10W-30 можно использовать при температуре окружающей среды от -20-25 градусов мороза, до +20-25 градусов жары.

Область применения масла классифицируется в основном по API (American Petroleum Institute)– обозначения API ставится две буквы (например, SJ или CF), первая из которых обозначает тип двигателя: S-бензиновый мотор, C-дизельный. Вторая буква конкретизирует условия применения масла – современный двигатель или старый, с турбиной или без. Если масло обозначено API SJ/CF – значит, оно подходит и для бензиновых и для дизельных моторов данной категории.

Обозначения API для бензиновых моторов:

SC – автомобили, разработки до 1964 годов

SD – автомобили, разработки 1964-1968 годов

SE – автомобили, разработки 1969-1972 годов

SF – автомобили, разработки 1973-1988 годов

SG – автомобили, разработки 1989-1994 годов, для жестких условий эксплуатации

SH – автомобили, разработки 1995-1996 годов, для жестких условий эксплуатации

SJ – автомобили, разработки 1997-2000 годов, лучше энергосберегающие свойства

SL – автомобили, разработки 2001-2003 годов, увеличенный срок эксплуатации

SM – автомобили разработки с 2004 года, SL+повышенная стойкость к окислению

При смене типа масла, по классификации API можно идти лишь «по возрастающей», и менять класс лишь на парочку пунктов. К примеру, вместо SH использовать SJ, обычно масло более высокого класса уже содержит необходимые присадки «предыдущего» масла. Однако, к примеру переходить с SD (для старых авто) на SL (для современных авто) не следует – масло может оказаться слишком уж агрессивным.

Обозначения API для дизельных моторов:

CB – автомобили до 1961 г., высокое содержание серы в топливе

CC – автомобили до 1983 г., работающие в тяжелых условиях

CD – автомобили до 1990 г., много серы в топливе и тяжелые условия работы

CE – автомобили до 1990 г., двигатель с турбиной

CF – автомобили с 1990 г., с турбиной

CG-4 – автомобили с 1994 г., с турбиной

CH-4 – автомобили с 1998 г., под высокие нормы токсичности США

CI-4 – современные автомобили, с турбиной, с клапаном EGR

CI-4 plus – аналогично предыдущему, под высокие нормы токсичности США

Есть еще один важный момент. Принято считать, что, например, масло с вязкостью 10W-40 лучше, чем 15W-40. Это связано с тем, что многие привыкли к следующим шаблонам: синтетика имеет класс вязкости 5W-40, полусинтетика — 10W-40, минералка — 15W-40. Но ведь на рынке уже представлены фирмы, которые производят 100-процентную синтетику классов вязкости 10W-40, 10W-60, 15W-50, 15W-60 и даже 20W-60. Существуют и минеральные масла «нетрадиционной» вязкости, например, 10W-30. Поэтому следует запомнить, что вязкость не является главным показателем качества или базовых составляющих масла. А чтобы выяснить, синтетическое оно или нет, лучше просто прочесть его характеристику.

API — не просто знак качества

Следующий стандарт — API, разработанный Американским институтом нефти. Некоторые продавцы преподносят покупателям эту классификацию как своеобразный знак качества — мол, чем выше класс, тем лучше. На самом деле это всего лишь разделение масел по эксплуатационным свойствам.

Согласно API масла делятся на смазочные материалы для бензиновых двигателей (категория S) и для дизельных (категория C). Каждая из этих категорий, в свою очередь, делится на классы.

С маслами для дизелей все просто. Они в основном относятся к классу CF. Это значит, что данная продукция пригодна для эксплуатации в высокофорсированных дизельных двигателях как с турбонаддувом, так и без него.

Классификация масел для двигателей, работающих на бензине, разнообразнее. Начнем с классов SF и SG, так как предшествующие им уже не актуальны. Масла SF предназначены для двигателей машин, запущенных в серийное производство с 1980 по 1989 гг., SG — для моторов легковых автомобилей и легких грузовиков 1989 — 93 годов выпуска. Спрос на эту продукцию обусловлен невысокой ценой и соответствием требованиям производителей двигателей, снятых с производства и морально устаревших. В качестве примера можно привести моторы «вазовской» «классики», для которых вполне достаточно, чтобы масла соответствовали требованиям класса SG.

Стандарт SH был предназначен для моторов, серийное производство которых было начато в 1994 году, и заменяет все предыдущие классы. Но как раз с середины 90-х технический прогресс начал продвигаться вперед семимильными шагами. Поэтому «правление» класса SH продлилось недолго.

Его «наследник», класс SJ, принятый в 1996 году, в основном соответствует SH. Разница лишь в дополнительных требованиях к расходу масла, экономии топлива и способности масла не образовывать отложений при нагреве. Этот класс одобрен большинством производителей для применения в двигателях 90-х годов выпуска.

Но для современных автомобилей этих требований оказалось недостаточно. Поэтому в новейших бензиновых моторах применяются масла, соответствующие классу SL, который введен с 2001 года. В отличие от предыдущих, масла класса SL характеризируются большей стабильностью, меньшей летучестью и достаточным ресурсом для увеличенного срока эксплуатации до замены (если таковой рекомендован производителем двигателя).

Экономить можно не всегда

«Третий кит» классификации автомасел внедрен ACEA (Ассоциацией европейских автопроизводителей). О его «тонкостях» знают далеко не все профессиональные продавцы и мастера автосервиса. А зря. Ведь если не обращать внимания на классы ACEA, необходимость капремонта мотора может возникнуть гораздо раньше.

Среди масел есть так называемые энергосберегающие. По названию нетрудно догадаться, что они предназначены для экономии топлива. За счет чего она достигается? Существует такой показатель как HT/HS (High temperature/High shear viscosity) — вязкость масла в условиях высокой температуры и большой скорости сдвига. Обычное масло при температуре 150О С остается достаточно вязким (HT/HS > 3,5 мПа·с), при этом топливо не экономится, но обеспечивается нормальная защита двигателя. Если же при этих условиях вязкость снижается больше (HT/HS от 2,9 до 3,5 мПа·с), детали мотора перемещаются легче, обеспечивая экономию горючего. Поэтому такое масло называют энергосберегающим. Но, как нетрудно догадаться, при этом одновременно снижается толщина масляной пленки, которая должна защищать детали от износа при высоких температурах.

Заведомо негативно относиться к энергосберегающим маслам не стоит. Ведь некоторые двигатели разработаны именно «под них». В основном это моторы японских автопроизводителей. Лишь эти масла могут легко поступать к узлам трения по их узким маслопроводам. Ресурс таких двигателей от этого не сократится. Энергосберегающие масла можно применять только в том случае, если они рекомендованы заводом-изготовителем автомобиля! Например, BMW и Mercedes-Benz их не рекомендуют. Нельзя их применять также в большинстве старых автомобилей любых марок, двигатели которых нуждаются в усиленной защите. Вот и получается, что экономить можно не всегда.

Рассмотрим две категории классификации АСЕА, которые имеют отношение к легковым автомобилям. Категория А — это масла для бензиновых двигателей, В — для дизельных. По принципу энергосбережения они структурированы одинаково. Классы А1, А5, В1, В5 — энергосберегающие. Остальные (А2, А3, В2, В3, В4) — стандартные. И если вы запомните этот нехитрый принцип, то уже не купите энергосберегающее масло к старенькому автомобилю, двигатель которого нуждается в усиленной защите.

Все три «кита» классификации автомасел связаны между собой. Например, если по API масло относится к классу не выше, чем SH, то по ACEA оно не может соответствовать энергосберегающим классам А1 или А5, так как требования к энергосбережению появились только начиная с класса SJ. В то же время, если по АСЕА продукт имеет класс А5, то по API он должен соответствовать SL, поскольку только у классов этого уровня есть требования к ресурсу для удлиненного пробега между заменами масла. Еще одна связь — универсальные масла делятся на два класса: бензиновые и дизельные, как по API, так и по АСЕА.

Классы вязкости также имеют связь с классификацией АСЕА. Обычно энергосберегающим классам А1, В1, А5 и В5 соответствуют высокотемпературные показатели 30 и ниже (например, 5W-30, 10W-30 и т. д). А масла с показателем 40 и выше (например, 5W-40, 15W-50) соответствуют классам А2, А3, В2, В3, В4, то есть энергосберегающими не являются.

Вязкость (Viscosity) — внутреннее трение или сопротивление течению жидкости. Эта характеристика является важнейшим физико-химическим свойством масла, оказывающим влияние на силу трения. Существуют два показателя: кинематическая и динамическая вязкость.

Порядок расположения категорий S и C в индексе не случаен. Если на этикетке написано, например, «SJ/CF», значит, масло универсальное и предназначено для бензиновых и дизельных двигателей, но предпочтительнее для применения в бензиновых. Если наоборот — «CF/SJ», то это универсальный продукт, больше ориентированный на дизели.

Теперь о применении. Для «Жигуленка» или старенькой иномарки (70-х — 80-х годов выпуска) вполне подойдет масло с показателями SAE — 15W-40, API — SF/CD или SG/CD, АСЕА — А2/В2. Если вы бороздите необъятные просторы родины на переднеприводном ВАЗе или на иномарке 90-х, выбирайте масло по SAE 15W-40 или 10W-40, по API — SH/CF или SJ/CF, по АСЕА — А3/В3. Для двигателей новейших автомобилей параметры масла должны быть следующими: SAE — 5W-40 или 0W-40, API — SL/CF, АСЕА — А3/В3/B4. Заметьте, что в этом перечне не упомянуты энергосберегающие классы и стандарты. Их применение специфично. Поэтому, если хотите точно знать, какое масло рекомендовано к применению в вашем автомобиле, загляните в руководство по эксплуатации. Если же его нет, перед покупкой не поленитесь открыть каталог по подбору масел и найти там свою модель, чтобы в дальнейшем осознанно контролировать процесс правильного подбора смазочных материалов.

Вязкость моторного масла – что означает этот показатель?

При выборе моторного масла многие автомобилисты обращают внимание на компанию-изготовителя, сезон использования смазки, синтетическое оно или минеральное. А ведь одним из важнейших показателей качества данного продукта является его индекс вязкости.

1 Вязкость моторного масла – что это такое?

Основное предназначение моторной смазки – это максимальное уменьшение трения движущихся частей мотора и обеспечение полной герметичности его цилиндров. При создании оптимального смазочного материала возникает серьёзная сложность – как сохранить его эксплуатационные свойства при различных температурных диапазонах работающего двигателя и температуры окружающего воздуха. По приборной доске автомобиля можно отслеживать температуры охлаждающей жидкости, но она не отражает реальную температуру работающего двигателя, которая может достигать +150 градусов и колебаться в широких пределах.

Итак, вязкость моторной смазки – это индекс, характеризующий способность продукта, попавшего на деталь, как можно дольше оставаться на его поверхности, сохраняя свою текучесть. Малая вязкость помогает мотору быстрее завестись при низких температурах, но способствует быстрому износу его деталей. Большая вязкость оберегает агрегат от действия сил трения, но уменьшает мощность мотора и увеличивает расход топлива. Производители моторных масел стремятся найти компромисс, определяющий вязкость смазки, поэтому у разных групп и типов этого продукта индекс вязкости различается в зависимости от условий эксплуатации двигателя.

С помощью универсального автосканера можно самому сделать диагностику за 2 минуты и узнать почему горит CHECK. Подходит для всех машин. » Читать далее >>

Классификация моторных смазок, разработанная Американской ассоциацией SAE, наиболее полно отражает вязкость масла в широком температурном диапазоне, который является безопасным для двигателя. Безусловно, при выборе смазки для мотора своего автомобиля необходимо не только правильно выбрать для него нефтепродукт, но и обязательно руководствоваться рекомендациями компании-изготовителя машины.

2 Что такое кинематическая и динамическая вязкость моторного масла

Вязкость масла – единица, характеризующаяся двумя состояниями: кинематическим и синтетическим. Текучесть моторной смазки, согласно стандарту, измеряется при температурах от 40 до 100 °С. Именно текучесть определяет величину кинематической вязкости масла. Измеряют этот показатель в сантистоксах (cST) или капилляр-визкозиметрах (cCT). Последний индекс показывает, за какое время масло вытечет из сосуда под воздействием силы тяжести.

Динамическая вязкость – несколько иной показатель. Он отражает силу сопротивления, которая возникает, если перемещать 2 слоя масла, расположенных на расстоянии 10 мм друг от друга. Площадь слоёв должна быть ровно 1 кв. см, а скорость перемещения 10 мм/сек. Динамическая вязкость не зависит от величины плотности моторного масла.

Кинематическая вязкость отличается от динамической и зависит от плотности смазки. Если рассматривать численный показатель этой разницы, то, например, если масло парафиновое, то кинематическая составляющая будет на 16-22% больше, чем динамическая. А вот меньшая разница индекса (9-15%) говорит, то масло нафтеновое.

3 Как расшифровать маркировку моторного масла на этикетке?

Покупая новую смазку для двигателя, часто задаются вопросом: а можно ли лить её в агрегат, и что обозначают цифры и литеры кода вязкости? Расшифровка закодированного значения не займёт много времени, если вы будете знать её основные правила. Индекс вязкости по классификации SAE укажет, к какому типу масел относится ваш продукт. Если он содержит цифру и литеру W, то масло зимнее. Если только цифру, то летнее, а при наличии циферно-буквенного обозначения, разделённого дефисом – эта смазка всесезонная.

У каждого автомобилиста должно быть такое универсальное устройство для диагностики своего автомобиля. Сейчас без автосканера просто никуда!

Произвести чтение, сброс, анализ всех датчиков и настройку бортового компьютера автомобиля Вы сможете самостоятельно с помощью специального сканера.

Например, какую информацию нам даст расшифровка аббревиатуры 5W30? Сразу видим, что масло моторное всесезонное. Холодный запуск движка при использования смазки с такой вязкостью может произойти при минимальной температуре – 35 °С. (Во всех случаях от первой цифры, стоящей перед литерой W, необходимо отнимать число 40). При более низкой температуре масло загустеет и не даст двигателю нормально работать. Если вы проживаете в климатическом районе, где не бывает таких экстремальных температур, то покупать смазку 5W30 незачем.

Число после дефиса обозначает высокотемпературную вязкость. Перевести на понятный простому обывателю язык этот показатель довольно трудно. Скажем только, что она определяется диапазоном вязкости смазки при температуре от 100 до 150 °С. Величина этого значения говорит о вязкости масла во время работы двигателя. На высокую вязкость укажет большее число, на низкую – меньшее. Автолюбитель должен знать, какая вязкость рекомендована его автомобилю заводом-изготовителем и руководствоваться при выборе масла этим параметром.

4 Какое масло лучше для двигателя?

При выборе моторного масла для своего авто необходимо руководствоваться несколькими критериями. Самое главное, не забывайте рекомендации, указанные в сервисной книге машины. Кроме этого, обратите внимание, какой тип двигателя имеет автомобиль, на каком топливе он работает, грузоподъёмность машины и прочие тонкости. Лить масло без учёта таких характеристик рискованное дело.

В климатических зонах, где в течение одного сезона температурный диапазон может существенно изменяться, необходимо выбирать моторную смазку очень осторожно. Чем больше индекс вязкости, тем масло плотнее. Кинематическая вязкость смазки значительно изменяется при повышении температуры, а, следовательно, изменяются и эксплуатационные характеристики масла. Масло 5W30 идеально подойдёт для холодного пуска двигателя при температуре воздуха окружающей среды до – 35 °С, а вот масло с повышенной плотностью 20W можно использовать при аналогичном показателе до – 15 °С.

Ниже приведённая таблица показывает, какой индекс вязкости соответствует заданной температуре окружающей среды.

Нулевой показатель зимнего масла рекомендован для самых низких температур, а самый большой индекс вязкости характерен для смазки, используемой в мягких климатических зонах.

Для удобства таблица разделена на два подраздела, для зимнего масла и летнего. Расшифровка первых цифр кода вязкости моторной смазки окажется проще, если эта таблица будет у вас всегда под рукой.

Что такое индекс вязкости моторного масла

Автомобилистов часто волнует вопрос, как разобраться в маркировке моторного масла. Ведь у каждого есть свой индекс вязкости моторного масла. Чем руководствоваться в данном в данном случае. Ответ на данный вопрос будет дан ниже.

Что такое вязкость моторного масла?

Вязкость моторного масла – возможность масляной пленки задерживаться на стенках узлов двигателя, гарантируя этим качественное смазывание. Тем самым недопущение прямого контакта рабочих поверхностей, делая минимальное трение между ними. Таким образом, масляная пленка обеспечивает возможность деталям мотора долго служить, не изнашиваться и не допускать трения при высоких температурах.

Однако, вязкость – это не постоянный параметр. Т.е. вязкость моторного масла изменяется пропорционально перепаду температур.

  1. Слишком низкая вязкость может способствовать повреждению узлов мотора, по причине трения метал о метал.
  2. При слишком большой вязкости узлам мотора достаточно затруднительно двигаться относительно друг друга. Густую жидкость сложнее прокачать по масляным каналам, приводит к недостаточной смазке и увеличению расхода горючего.

Узнать необходимую вязкость можно в техническом описании в руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию авто.

На что влияет индекс вязкости моторного масла

Индекс вязкости моторного масла – незаменимый параметр, обеспечения качественной работы мотора. Некоторые автовладельцы не интересуются этим, поэтому возникают трудности и различные поломки, в результате залива неподходящей жидкости.

Индекс вязкости моторного масла напрямую оказывает влияние на возможность жидкости находится на стенках мотора при изменении температуры.

Характеризует показатель жидкого состояния с повышением температуры.

Тем самым, чем ниже индекс, тем в более жидкое состояние переходит, таким образом, формируется тонкая масляная пленка. Большая вероятность того, что из-за ненадлежащей толщины пленки, увеличится изнашивание узлов. На практике, низкий индекс смазывающей жидкости вызывает тяжелый пуск мотора при низких температурах, либо большой износ при высоких температурах.

Высокий индекс — широкий диапазоне температур, за счет чего обеспечивается качественное функционирование мотора и необходимая толщина масленой пленки.

Расшифровка индекса вязкости моторного масла

Стандарт SAE

Для квалификации смазывающих средств по определенным параметрам введен международный стандарт SAE. Указывается этикетке тары с моторной жидкостью.

Масла квалифицируются на зимние, летние и всесезонные. Такая квалификация приводится в технической литературе, так и в описаниях производителей. На самом же деле, в продаже, в большенстве, всесезонные.

  1. Летние масла обозначаются как SAE 20.
  2. Зимние SAE 20W.
  3. Индекс вязкости всесезонного моторного масла выглядит следующим образом *w-**, где * — это цифры (10W-40).

Рассмотрим это подробнее всесезонные.

  1. Буква w, это первая буква английского слова «winter» (с английского зима). Цифры в индексе имеются слева и справа от «w». Таким образом, буква «w» обозначает, что данное моторное масло можно применять в любое время года. Такое масло более распространено на рынке. Летний вид масла будет иметь иное обозначение.
  2. Слева, отображают зимний параметр. Что это значит? Чем меньше цифра, тем более на низкую температуру рассчитано моторное масло. Рассчитывается достаточно просто. За основу берется значение 40. Если моторное масло 10w, то от значения слева от w вычитается 40, в итоге получаем -30C. Что и является максимально допустимой температурой, при которой моторное масло будет гарантированно прокачано в моторе.
  3. Цифры справа от «w» означают диапазон изменения вязкости масла. Таким образом, указывают на кинематическую вязкость в полностью разогретом моторе. Измеряется в сантистоксах. 1 сСт (сантистокс) – это вязкость воды при 20 градусов тепла. Вязкость с цифрой 40 будет от 13 до 16 сСт. Таким образом, чем выше цифры, тем более вязкой станет жидкость в нагретом моторе.

Цифры после тире с температурой в летний период никак не связаны. Многие автомобилисты считают, что цифры отображают температуру в летний период, для которого подходит масло. И это ошибочное мнение. Т.к. в разогретом двигателе масло достигает температуры свыше 100C.

Стандарт API

Здесь квалификация немного иная. Обозначение содержит две буквы латинского алфавита:

  1. Первая S либо C. Для бензинового и дизельного двигателя, соответственно.
  2. Вторая характеризует класс качества. Чем ближе буква к концу алфавита, тем выше качество.

API для бензиновых моторов:

  • SC – авто до 1964 г.
  • SD – авто до 1964-1968 гг.
  • SE – авто до 1969-1972 гг.
  • SF – авто до 1973-1988 гг.
  • SG – авто до 1989-1994 гг.
  • SH – авто до 1995-1996 гг.
  • SJ – авто до 1997-2000 гг.
  • SL – авто до 2001-2003 г.
  • SM – авто после 2004 г.

API для дизельных моторов:

  • CB – авто до 1961 г.
  • CC – авто до 1983 г.
  • CD – авто до 1990 г.
  • CE – авто до 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CF – авто с 1990 г., для двигателя с турбиной.
  • CG-4 – авто с 1994 г., для двигателя с турбиной.
  • CH-4 – авто с 1998 г.
  • CI-4 – современные авто, для двигателя с турбиной.
  • CI-4 plus – значительно выше класс.

Таким образом, для бензиновых двигателей (годом выпуска после 2004 г) высшим классом качества считается моторное масло SM, а для дизельных (современные автомобили) CI – 4 plus.

Если вы собираетесь производить замену моторного масла, то следует идти по возрастающим характеристикам, но только лишь пару пунктов. Например, с SJ переходить на SL. Но никак нельзя переходить с SD на SL, т.к. масло может оказать слишком агрессивным.

Стандарт ACEA

  1. С А1 по А5 – моторное масло для бензиновых моторов
  2. С В1 по В5 – для дизельных двигателей.

Стоит знать, что А5 и В5, по данному стандарту, обладают низкой вязкостью, предназначены исключительно для определенных моторов.

Что лучше: высокая или низкая вязкость?

Что случится с двигателем, если во время прогрева, в мороза, если вязкость моторного масла окажется слишком высокой, вполне очевидно. Увеличение силы трения приведет к увеличению температуры двигателя до тех пор, пока вязкость не станет оптимальной. Ничего плохого в этом нет, однако мотор будет работать при более высокой температуре, чем было рекомендовано производителем. Соответственно, способствует более быстрому износу узлов мотора. Возникает большая вероятность поломки. Также, стоит учесть, что моторное масло придется производить замену чаще, т.к. повышенная температура увеличивает ее расход.

Намного хуже, если Вы зальете жидкость вязкостью ниже, чем это требуется. То, что мотор может заклинить при высоких оборотах, вполне реально.

В заключение…

Чем старее авто, тем быстрее изнашиваются узлы двигателя. Выходит так, что жидкость с малой вязкостью уже не сможет обеспечить необходимую смазку и покрытие масляной пленкой узлов. Поэтому и нужно переходить на более вязкие моторное масла.

Руководствуясь данной статьей, можно определить, что наиболее оптимальный индекс вязкости моторного масла для моторов, проработавшие более 75% своего ресурса, будет для лета 15w-50, для зимы 0w или 5w. Для более новых авто, с малым пробегом лучше всего подойдет масло с индексом 5w-20 либо 5w-30.

Какое масло по вязкости лучше: класс, таблица, индекс

Одним из самых сложных для любого автомобилиста является вопрос выбора оптимального моторного масла. Задача усложняется, если необходимо подобрать зимний или всесезонный его вариант. Здесь потребуется учитывать массу параметров, к примеру, вязкость масла, а также ряд других. С наибольшими затруднениями приходится сталкиваться тем, кому приходится эксплуатировать автомобиль в суровых климатических условиях, в которых отмечается крайне низкая температура воздуха.

Для таких регионов сложно подобрать оптимальную вязкость масла, а этот момент крайне важен для корректной работы силового агрегата автомобиля. С одной стороны, слишком жидкая смазка, залитая в двигатель, обеспечивает его нормальный пуск даже в самые сильные морозы, поскольку практически не загустевают. Но с другой, при работе разогретого двигателя жидкий материал может не обеспечить подвижным элементам мотора должного уровня смазки за счет того, что слишком легко стекает, не образуя необходимой масляной пленки. Стоит отметить, что рабочая температура двигателя может доходить до 150 градусов. поэтому подбирать вязкость следует индивидуально для каждого агрегата.

Вязкость трансмиссионного масла

Чтобы работа всей трансмиссионной системы автомобиля была ровной, надежной и безотказной, используемое масло должно не только соответствовать типу трансмиссии, но и вязкость трансмиссионного масла должна полностью соответствовать условиям эксплуатации транспортного средства. Оно подразделяется на два основных типа:

  • для МКПП;
  • для АКПП, где оно же заливается в гидроусилитель руля.

Трансмиссионное масло для «механики» должно эффективно работать по следующим направлениям:

  • постоянная и достаточная смазка всех подвижных элементов;
  • уменьшение механических нагрузок;
  • удаление продуктов коррозии и излишка тепла.

Основная часть агрегатов в коробке, получают смазку находясь в погруженном в нее состоянии либо путем разбрызгивания. Некоторые узлы, расположенные в труднодоступных местах, нуждаются в принудительной подаче смазки, осуществляемой под давлением.

Масло для коробки-автомата, конечно, выполняет те же обязанности, но к ним добавлена еще одна, немаловажная функция – передавать механическую энергию, необходимую для нормальной работы всей трансмиссии. Несмотря на то, что база моторных и трансмиссионных масел идентична, к последним предъявляются повышенные требования. Чтобы правильно подобрать вязкость трансмиссионного масла есть специальная таблица, в которой приведены рекомендованные значения для разных условий эксплуатации.

Вне зависимости от типа трансмиссии, все масла, предназначенные для нее, должны безотказно выполнять следующие функции:

  • образовывать устойчивую масляную пленку на всех трущихся между собой поверхностях;
  • значительно уменьшать силу трения;
  • обладать прекрасной теплопроводностью;
  • быстро выводить из рабочей зоны "следы" износа, неизбежно появляющиеся в местах трения;
  • препятствовать коррозии;
  • уменьшать уровень ударных нагрузок на рабочие элементы трансмиссии.

Классификация моторных масел по вязкости

Сразу стоит оговориться, что при выборе конкретного масла, если это делается самостоятельно, лучше всего прислушиваться к рекомендациям производителя автомобиля. Таким образом можно избежать возможных последствий для двигателя, которые гарантировано обеспечит неправильно выбранное масло. Вязкость моторного масла, которое требуется автомобилю, бывает различной, и подбирается в соответствии с температурным режимом эксплуатации авто. Все они имеют определенный набор характеристик – динамическая и кинематическая вязкость, проворачиваемость и прокачиваемость.

Для того, чтобы не держать в уме значения всех этих показателей масло выбирается в соответствии с общепринятой классификацией SAE. Она информирует автомобилиста о температурном диапазоне, в котором можно эксплуатировать масло, а также о всех остальных технических нюансах, с которыми большинство автолюбителей не знакомы. Данная классификация включает в себя пять летних и шесть зимних видов – от 0W до 25W для зимних и от 20 до 60 для летних вариантов.

Именно всесезонные материалы получили наибольшее распространение среди автовладельцев, поскольку не приходится менять их по два раза за сезон, но все-таки, они оптимальны лишь для использования в средней полосе, где климат не столь суров. Подобный эффект удается достичь загущением изначально жидких составов особыми присадками, существенно повышающими вязкость масла. При этом, присадки работают более интенсивно в условиях высоких температур – на горячем двигателе вязкость повышается, на холодном снижается, что обеспечивает более простой пуск мотора. Как выбирать и на что обращать внимание при покупке можно посмотреть на видео:

Каждому двигателю свое

Несмотря на то, что существует специальная таблица вязкости моторных масел по температуре, нельзя при выборе руководствоваться исключительно ею. Необходимо обязательно учитывать и ряд важных моментов:

  • мощность установленного на авто стартера;
  • минимальная скорость вращения коленвала, необходимая для запуска мотора;
  • параметры масляного насоса, в частности его производительность.

На выбор степени вязкости влияют и другие конструктивные особенности двигателя, а также его техническое состояние и качество используемого топлива. В итоге получается, что каких-либо общих рекомендаций в таком вопросе просто не существует, что связано со множеством факторов, и их сочетанием в каждом отдельно взятом автомобиле. К ним можно отнести такие, как степень форсированности или теплонапряженности, и даже качество обработки поверхностей, подлежащих смазке. Если выражаться более простым языком, использовать таблицу вязкости масла от «жигулей» недопустимо для «крайслера», несмотря на идентичные условия эксплуатации.

Функции моторного масла

В отличии от трансмиссионного, моторному маслу приходится работать в куда более тяжелых условиях . в самом двигателе отмечается крайне непостоянная рабочая среда – перепады температур, давления, высокие нагрузки. Все это слишком часто приводит к вопросу, какое масло по вязкости лучше заливать зимой – поскольку именно от него во многом зависит бесперебойная работа, в т. ч. пуск мотора.

Вязкость моторного масла выбирается по таблице, и если выбор верный, оно легко справится со всеми возлагаемыми на него обязанностями, которые достаточно многочисленны:

  • образование тончайшей, но прочной пленки на всех поверхностях трущихся частей двигателя, что исключает непосредственный контакт между ними, снижая общий износ мотора;
  • выполнение уплотняющей функции в поршневой группе, предотвращая проникновение газов из камеры сгорания;
  • способствовать охлаждению деталей двигателя за счет своего свойства отведения от них излишков тепла;
  • препятствовать образованию лакообразных отложений и нагара;
  • нейтрализация кислоты, образующейся при сгорании горючего и окислении смазки.

Кроме того, качественная смазка, вязкость которого подобрана правильно, эффективно блокирует выпадение осадка и удаляет продукты износа из рабочей зоны двигателя . Соответственно, при выборе нужно понимать, что значение имеют не только характеристики моторных масел по вязкости, но и то, какие в нем имеются присадки, доля которых может доходить до 25%.

Что лучше для двигателя

Несмотря на то, что классы вязкости моторных масел позволяют подобрать его для использования в любой климатической зоне, многие водители, особенно проживающие в регионах с умеренным климатом, предпочитают использовать универсальные составы, что позволяет избежать необходимости регулярной замены.

Несмотря на то, что такие показатели, как динамическая/кинематическая вязкость масла достаточно важны, не следует списывать со счетов и бренд производителя. Для автомобилистов нашей страны уж давно сформировался своеобразный список лидеров, продукция которых пользуется большим спросом и практически абсолютным доверием. К ним можно отнести такие марки, как Castrol, Shell Helix, ZIC и ряд других. На этом фоне, отечественные производители масел, к сожалению, выглядят достаточно слабо, и многие автомобилисты готовы в деталях описать ряд негативных последствий постоянного использования такой смазки.

Стоит обратить внимание и на такие моменты приобретая новую партию смазки, как ее стоимость и репутация торговой точки. Небезызвестная фраза о том, что качество не может стоить подозрительно дешево, вполне актуальна для моторного масла. Приобретение автомобильной смазки «по случаю», стоимость которого в несколько раз ниже, чем в остальных торговых точках может обернуться достаточно серьезными проблемами для автомобиля. Наименьшим затруднением, с которым можно столкнуться при покупке некачественного материала – это невозможность завести авто после стоянки на морозе.

Последствия неправильного выбора

Если индекс вязкости моторного масла подобран для автомобиля некорректно, владелец сразу же почувствует это, поскольку последствия не заставят ждать себя долго.

Если вязкость выше

Чрезмерно густое масло, залитое в двигатель авто, даст знать о себе такими признаками, как:

  • крайне трудный пуск мотора в мороз;
  • быстрый разряд аккумуляторной батареи;
  • падение мощности двигателя, особенно заметное в начале движения.

Кроме того, можно отметить быстрый износ стартера и масляного насоса , рабочие части которого не могут получить должного уровня смазки до тех пор, пока двигатель не наберет свою рабочую температуру.

Недостаточная вязкость

В этом случае «немедленных» последствий для двигателя своего авто можно и не ощутить. Двигатель будет хорошо запускаться в самые сильные морозы, но по факту масляная пленка окажется крайне непрочной, что приведет к усиленному износу основных узлов. Кроме того, если масло не обладает достаточной вязкостью, оно не сможет выполнять уплотняющую функцию, и отработанные газы смогут прорываться из камеры сгорания двигателя.

Категория Rover