Работа ибп и автомобильный аккумулятор

Стоит ли использовать автомобильные аккумуляторы в сочетании с ИБП

Совместить работу ИБП и автомобильного аккумулятора, в принципе, можно, но только в том случае, если речь идёт об эксперименте, а не о практическом применении такого «ноу-хау». Использовать для этих целей стоит старые, потерявшие гарантию источники, которые в случае поломки без сожалений можно было бы выкинуть.

Решив провести такой эксперимент, нужно понимать, что аккумуляторы автомобилей не отличаются особой герметикой, кроме того, зарядная автомобильная батарея вместо стандартного электролита содержит кислоту – а это химическое соединение «с характером». При неправильном обращении её испарение или случайное пролитие может вызвать крайне серьёзные последствия (минимум, бытовую травму), поэтому совмещать ИБП и аккумулятор нельзя – санитарно-гигиенические нормы категорически запрещают такое «соседство».

Именно поэтому, если вы хотите без проблем пользоваться купленным источником питания, следует применять вместе с ним штатные зарядные батареи, а не автомобильные аккумуляторы. Они соответствуют набору опций ИБП, поэтому не могут навредить устройству, в отличие от аккумулятора автомобиля, кроме того, их применение позволит, в случае необходимости, воспользоваться гарантией, представленной производителем или дилерским центром.

Также, следует учесть следующие моменты:

  • применение и длительная работа инвертора обычного источника питания может вызвать перегрев устройства, что может в лучшем случае, сократить срок эксплуатации источника, а в худшем – привести к его поломке;
  • автомобильная зарядка имеет более высокую ресурсоёмкость, поэтому она не сможет полностью зарядиться, а это автоматически вызовет изменение в настройках «по умолчанию» и исказит работу ИБП;
  • уровень сопротивления автомобильного аккумулятора, работающего на кислоте, значительно выше, чем у штатных батарей, особенно, у только что купленных элементов.

Как видите, сочетание двух источников энергии – бесперебойного питания и аккумулятора автомобиля, вызовет перегрузку в ИБП, что повлияет на его потенциальные возможности, заявленные производителем.

Кстати, если вы всё же произведёте такой эксперимент, и устройство выйдет из строя, не пытайтесь ремонтировать его собственноручно. Вы просто сорвёте пломбы на агрегате, а значит, гарантийные обязательства производителя будут автоматически аннулированы. Лучше заранее ознакомьтесь с техникой безопасности и отключите штатный аккумулятор от ИБП при его подзарядке, используя для этой процедуры внешнее зарядное устройство.

Отличие автомобильных аккумуляторов и аккумуляторов для ИБП

Чем автомобильный аккумулятор отличается от аккумулятора для ИБП?

Почему нельзя установить автомобильную батарею для работы с источником бесперебойной работы?

Поскольку автомобильная батарея значительно дешевле специализированного аккумулятора для ИБП, то эти два вопроса являются основными при покупке источника бесперебойного питания, работающего от внешних аккумуляторов.

Ответ на вопрос уже содержится в названии аккумуляторов: они отличаются по предназначению и условиям функционирования. Автомобильная батарея расположена в хорошо проветриваемом пространстве — под капотом. Она предназначена для запуска двигателя при помощи стартера и подачи электрического тока на свечи зажигания у бензиновых двигателей. Этот процесс длится недолго, после запуска двигателя внутреннего сгорания питание всех систем происходит от работающего генератора. Несмотря на то, что цикл невелик, от аккумулятора требуется высокое значение тока за небольшой период времени для запуска двигателя. В процессе работы батарея теряет большую ёмкость.

Аккумуляторные батареи для ИБП располагаются, как правило, в малопроветриваемом помещении и источники бесперебойного питания с такими батареями предназначены для длительной работы (до нескольких суток). Выбор комплекта ИБП и батарей определяется ёмкостью батарей и мощностью зарядного устройства аппарата. Батареи для ИБП равномерно отдают энергию, но этот процесс длится долго. Первое существенное различие — длительность цикла работы и равномерность выделения электрического тока достигается за счёт толщины пластин (электродов) внутри аккумулятора. У автомобильной батареи средняя толщина электрода составляет 1–1,2 мм, у аккумулятора для ИБП — 2–2,5 мм. Чем меньше толщина электродов, тем быстрее движутся электроны. Если автомобильный аккумулятор функционирует в длительном цикле с ИБП, то его пластины быстро разрушатся. Однако электроды большей толщины у специализированной батареи не смогут отдать больше тока за определенную единицу времени, если их установить в автомобиль. У них намного больше ресурс при длительной эксплуатации.

Второе важное отличие заключается в напряжении постоянного тока у зарядного устройства в машине и у источника автономного электроснабжения. Напряжение цепи постоянного тока автомобиля примерно равно 14–14,2 В, у зарядного устройства ИБП оно составляет от 13,5 до 13,8 В. Автомобильные и специализированные аккумуляторы рассчитаны на различные значения напряжения тока заряда. Подсоединив автомобильную батарею к системе резервного электропитания, вы обнаружите, что она постоянно недозаряжена. Если аккумулятор заряжен не полностью, то время автономной работы будет меньше, чем при заряженном аккумуляторе. Полностью заряженная батарея имеет высокое внутреннее сопротивление, потому при работе с ИБП потребляет во время заряда небольшой ток. У разряженного аккумулятора низкое внутреннее сопротивление, в процессе заряда он потребляет больший ток. Т.к. автомобильная батарея при работе с ИБП будет постоянно потреблять ток и не перейдёт в режим полной зарядки, это приводит к кипению электролита, что негативно сказывается на параметрах аккумуляторной батареи.

Третье отличие аккумуляторов: в процессе заряда батарея выделяет водород. Когда она установлена под капотом машины, то пространство вокруг АКБ хорошо проветривается, выделяемый водород быстро улетучивается. Если такой аккумулятор установить в помещении, то водород может скапливаться в замкнутом пространстве. Смесь водорода с воздухом образует очень опасную взрывоопасную смесь, которая может детонировать от любой искры, например, при включении или выключении света. Аккумулятор для ИБП полностью герметизирован, в процессе работы он не выделяет водород в атмосферу, а рециркулирует в пространстве батареи.

У автомобильного аккумулятора большое значение тока саморазряда. Как правило, батарея для машины имеет жидкий электролит (разбавленная серная кислота), а в жидкой среде химические процессы протекают быстро, за счёт чего срок службы АКБ меньше, чем в аккумуляторе для ИБП. Не подключённый аккумулятор разряжается быстрее специализированного. Батареи для аппаратов резервного электроснабжения изготовлены по технологии AGM: между электродами располагается губчатый материал, пропитанный электролитом, а не жидкий электролит. За счёт этого ток саморазряда невелик. Когда система резервного электропитание переходит на функционирование от батарей, то даже полностью заряженные автомобильные аккумуляторы проработают за счёт большого тока саморазряда меньше, чем специализированные батареи такой же ёмкости.

Немаловажный фактор — экологичность применяемого оборудования. У АКБ электролит постепенно выкипает, под крышкой батареи образуется свободное пространство, которое заполняет взрывоопасный водород. Применять такие аккумуляторы в жилом помещении не рекомендуется, т. к. они могут выделять водород в атмосферу.

Автомобильная аккумуляторная батарея стоит дешевле аналогичной по ёмкости специализированной аккумуляторной батареи для ИБП, но экономия ощутима только при покупке. Очень быстро экономия превратится в убытки. В среднем, автомобильный аккумулятор на 100 А/ч стоит 4000 руб. (цены на Яндекс.Маркет) и служит 2 года (с ИБП). Батарея для ИБП, например, Leoch DJM12100 на 100 А/ч стоит около 8000 руб., но служит 10 лет. Получаем, что специализированные батареи в долгосрочной перспективе выгодней более чем в 2 раза.

При применении автомобильного аккумулятора вместе с источником автономного электропитания есть вероятность, что ИБП перестанет работать или совсем не запустится. Для надежной и длительной работы системы резервного электроснабжения в качестве ёмкости электрического тока лучше покупать специализированные аккумуляторы известных производителей, выполненные по технологии AGM.

​ИБП и автомобильные аккумуляторы

Проблема использования в составе ИБП автомобильных стартерных аккумуляторов (далее АКБ) возникает, как правило, у пользователей ИБП с индексом LT (Long Time) для экономии денежных средств – АКБ дешевле промышленных герметичных необслуживаемых аккумуляторных батарей (далее АБ).

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКБ В СОСТАВЕ ИБП НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ .

Не рекомендуется использовать АКБ с ИБП по следующим причинам:

1. НАПРЯЖЕНИЕ ЗАРЯДА.

Для заряда АКБ необходимо напряжение 14,0

14,2 вольта – стандартное напряжение бортовой сети автомобиля. Стандартное напряжение цепей заряда ИБП – 13,6

13,8 вольта. Получается, что при использовании АКБ в составе ИБП, АКБ будут всегда недозаряжены, что, во-первых, отрицательно сказывается на самих АКБ (см.ниже), во-вторых – снижает время автономной работы ИБП. Т.е. недозаряженная АКБ ёмкостью, к примеру, 70 А/ч, даст время автономии ИБП меньше, чем промышленная АБ 70А/ч. Уже можно оспаривать утверждение об экономии. Чуть-чуть теории. Любой аккумулятор имеет внутреннее сопротивление, величина которого зависит от степени заряда аккумулятора. Полностью заряженный аккумулятор имеет большое внутреннее сопротивление, соответственно потребляет при заряде минимальный ток, соизмеримый с током утечки. Т.е., можно считать, что полностью заряженный аккумулятор тока не потребляет. Разряженный аккумулятор имеет малое внутреннее сопротивление – при заряде потребляет большой ток. По мере заряда напряжение на аккумуляторе увеличивается, пропорционально увеличению напряжения увеличивается и внутреннее сопротивление аккумулятора, соответственно уменьшается зарядный ток. Как отмечалось выше, полностью заряженный аккумулятор тока практически не потребляет. При использовании в составе ИБП на АКБ поступает напряжение не более 13,6

13,8 вольта. И получается, что АКБ не заряжен (напряжение меньше 14,0

14,2 вольта), его внутреннее сопротивление относительно мало, АКБ потребляет большой зарядный ток. Потребляет постоянно, что приводит к кипению электролита в АКБ. Постоянно кипящий аккумулятор не может корректно работать и очень быстро разрушается, что также позволяет говорить об отсутствии какой-либо экономии.

2. ТОКИ.

Кратко о технологии. АКБ (стартерные) рассчитаны на отдачу большого тока за короткое время. Большой ток достигается за счет уменьшения толщины пластин в каждой банке АКБ. АБ (промышленные) рассчитаны на отдачу относительно малых токов, но за достаточно длительное время, и имеют более толстые пластины. Толщина пластин АКБ – 1,0

1,2 мм. Толщина пластин АБ – 2,0

2,5 мм. ИБП при работе от АБ потребляет небольшие, по сравнению с потреблением стартера автомобиля, токи, но более длительное время. И получается, что тонкие пластины АКБ разрушаются быстрее, чем пластины промышленных АБ. Если средний срок службы АБ в составе ИБП примерно 4

5 лет, то АКБ служат 2

3 года. Вопрос об экономии встает еще острее. В свою очередь ток заряда сильно разряженного автомобильного аккумулятора может многократно превышать максимальный ток зарядного устройства ИБП, что может привести к повреждению и выходу из строя ИБП.

3. ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАРЯДА БАТАРЕЙ.

Промышленные герметичные не обслуживаемые АБ могут располагаться практически в любом месте, вплоть до жилых помещений. Для заряда АКБ (кислотных) необходимо специально оборудованное помещение с вентиляцией, с пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения и т.д. и т.п. Пожаробезопасность – это серьёзно. Этим пренебрегать ни в коем случае нельзя. Затраты на оборудование зарядной комнаты – сомнительная экономия.

Исходя из всего вышесказанного, настоятельно не рекомендуется использовать в составе ИБП автомобильные стартерные АКБ.

При форс-мажорных обстоятельствах, для кратковременной проверки и т.п. использование АКБ в составе ИБП возможно.

Категория Geely