Ремонт зарядного аккумуляторов автомобильных

Обзор зарядных устройств для автомобильного аккумулятора серии «Кедр»

Любой владелец автомобиля должен иметь в своём арсенале зарядное устройство для автомобильного аккумулятора 12 В. Без него при эксплуатации машины просто не обойтись. Если вы начинающий автолюбитель и ещё не купили ЗУ для аккумулятора, то обязательно к этому придёте. Особенно это важно зимой, когда заряжать АКБ нужно чаще, чем обычно. В противном случае вы можете оказаться в машине с «мёртвым» аккумулятором и придётся «прикуривать». Можно, конечно, заряжать аккумулятор на СТО. Но это лишние расходы и потерянное время. Проще зарядить АКБ в гараже или дома. Нужно только правильно выбрать зарядное устройство. В этой статье мы поговорим о зарядных устройствах для автомобильного аккумулятора «Кедр». Рассмотрим разные модели и прочитаем, что говорят люди в отзывах.

Различные модели зарядных устройств «Кедр»

Это зарядное устройство (ЗУ) предназначено для проведения зарядки автомобильных АКБ. А также прибор предназначен для восстановления работоспособности батарей, которую они утратили в результате окисления и сульфатации электродов. Кроме того, ЗУ может использоваться для тренировки заряд-разряд, чтобы увеличить срок эксплуатации.

Зарядное устройство «Кедр-М»

  • Отключение процесса зарядки в автоматическом режиме;
  • Есть циклический режим работы (заряд-разряд) для восстановления утраченной ёмкости в результате сульфатации пластин;
  • Защита от неправильного подключения зажимов к токовыводам и от короткого замыкания;
  • Есть режим дозарядки, предназначенный для набора аккумулятором полной ёмкости.

Сетевой кабель, а также шнуры с зажимами находятся в специальном отсеке с обратной стороны устройства.

Обратите внимание! ЗУ «Кедр-М» напряжение, которое опасно для жизни. Всегда перед ремонтными работами и смене предохранителя выключайте аппарат. Категорически запрещается использовать самодельные предохранители и закрывать отверстия в корпусе, предусмотренные для вентилирования. Кроме того, запрещается проводить зарядку аккумулятора ближе одного метра к отопительным приборам, печам и т. п.

В таблице ниже приведены основные параметры устройства «Кедр-М».

Здесь стоит отметить, что ЗУ «Кедр-М» имеет защиту от КЗ и неправильного подключения. Работать аппарат будет только в том случае, если на клеммы подключена АКБ с напряжением от 10 вольт. То есть, глубоко разряженный аккумулятор он заряжать не будет, уходя в защиту.

В процессе работы зарядного устройства можно переключать режимы, не отключая прибор от сети 220 вольт. Если батарея разряжена, то сначала ток зарядки составит 4 ампера, а затем будет постоянно уменьшаться. После того как аккумулятор полностью зарядится, ЗУ отключится и будет мигать светодиод, указывающий на окончание процесса. После этого можете установить «Кедр-М» в режим дозаряда.

В циклическом режиме аккумулятор заряжается примерно 45 секунд, а затем разряжается посредством подключённой лампочки. В этом режиме нет автоматического отключения и процесс нужно контролировать самостоятельно.

Ниже можете посмотреть два варианта принципиальной схемы зарядного устройства для автомобильных аккумуляторов «Кедр-М».

Принципиальная схема зарядного устройства «Кедр-М». Вариант 1

Принципиальная схема зарядного устройства «Кедр-М». Вариант 2

Список элементов принципиальной схемы

Далее приводится схема монтажной платы для изготовления устройства.

Монтажная плата ЗУ «Кедр-М»

Зарядные устройства «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В»

Эта модель ЗУ предназначена для зарядки, восстановления свинцово-кислотных АКБ номиналом 12 вольт и проведения тренировочных циклов заряд-заряд.

Шнуры питания и подключения к аккумуляторной батарее выходят из задней стенки устройства. В отличие от модели «Кедр-М» здесь нет отсека для укладки проводов. Порядок использования ЗУ «Кедр-Авто 4А» будет показан ниже в разделе «Как пользоваться?». В таблице далее приведены основные характеристики этих моделей.

Принципиальная схема зарядных устройств «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В»

В таблице можно посмотреть список элементов, обозначенных на принципиальной схеме.

Список элементов на принципиальной схеме ЗУ «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В»

На фото ниже представлена печатная плата для изготовления «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В».

Печатная плата устройств «Кедр-Авто 4А» и «Кедр-Авто 12В»

Зарядно-предпусковое устройство «Кедр-Авто-10»

Это усовершенствованный вариант зарядного устройства «Кедр-Авто 4А», который был выпущен в 2008 году. Производитель сообщает, что ЗУ предназначено для зарядки 12-вольтовых свинцово-кислотных АКБ.

Зарядно-предпусковое устройство «Кедр-Авто-10»

  • Улучшена защита от неправильного подключения клемм, КЗ и перегрузки;
  • При сборке используются современные трансформаторы и другие комплектующие;
  • Добавлен предпусковой режим («форсаж»). В этом режиме аккумуляторная батарея заряжается током 10 ампер. После этого, ЗУ автоматически переключается в режим зарядки током 4 ампер;
  • После окончания основного этапа зарядки «Кедр-Авто-10» автоматические переводит устройство на подзарядку током 0,5 ампера. Так обеспечивается наиболее полный заряд АКБ и исключается перезарядка;
  • Возможность проводить десульфатацию в цикле;
  • В режиме автоматического заряда номинальный ток составляет 4 А;
  • Срок службы от 5 лет при соблюдении инструкции по эксплуатации;
  • Масса ЗУ всего 600 грамм;
  • Гарантия ─ 1 год.

Основные характеристики «Кедр-Авто-10» можно посмотреть ниже:

  • Размеры составляют 185 на 130 на 90 миллиметров;
  • Предпусковой режим с током зарядки до 10 ампер;
  • Номинальный зарядный ток 4 ампер;
  • Потребляемая мощность составляет до 250 ватт;
  • Номинал заряжаемых АКБ – 12 вольт;
  • ЗУ работает от сети 220 вольт.

Время зарядки зависит от степени разрежённости аккумулятора и его ёмкости. ЗУ «Кедр-Авто-10» имеет микропроцессор, который управляет зарядкой. В том числе, предпусковым режимом. Всё это выполняется при переводе устройства в режим автомат. Сначала подаётся увеличенный ток заряда, который затем снижается до номинала. Это ускоряет процесс зарядки.

Как пользоваться на примере ЗУ «Кедр-Авто 4А»?

Ничего сложного в использовании зарядного устройства нет. Даже если вы неправильно подключите клеммы, устройство уйдёт в защиту, и вы ничего не испортите.

Итак, для зарядки разряженного аккумулятора вам требуется:

  • Подключить клеммы ЗУ «Кедр» с соблюдением полярности;
  • Установить режим зарядки «Автомат»;
  • После этого включите штекер в сеть 220 В;
  • По окончании зарядки ЗУ автоматически прервёт процесс и будет мигать индикатор окончания заряда.

Устанавливаем режим «Автомат»

Включаем в сеть

Чтобы провести восстановление аккумулятора в цикле, нужно сделать следующее:

  • Подключаете к выводам аккумулятора автомобильную лампочку номиналом 12 вольт. Мощность специалисты рекомендуют брать 6 ватт;
  • Накидываете клеммы с соблюдением полярности;
  • Включаете режим «Цикл» с помощью соответствующей кнопки. Индикатор заряда в этом режиме будет гореть постоянно;
  • Включаете ЗУ в сеть. Здесь автоматическое отключение не работает. Цикл заряда и разряда может гоняться до бесконечности. Поэтому прерывать процесс нужно самостоятельно.

Перед зарядкой не забудьте выкрутить пробки из банок. После проведения зарядки или восстановления сначала вытаскиваете вилку устройства из розетки 220 В, а затем отсоединяете клеммы.

Подключаем лампочку и клеммы

Устанавливаем режим «Цикл»

Включаем в сеть

В целом отзывы о зарядных устройствах «Кедр» разделились так: 80% положительные и 20% отрицательные. Стоит отметить, что практически все отзывы в интернете касаются модели «Кедр-Авто 4А». Об аппарате «Кедр-Авто-10» отзывов значительно меньше.

В актив зарядного устройства пользователи заносят простоту, доступную цену и длительный срок службы. Было немало тех, у кого устройство без нареканий проработало по 10 лет. А также существенным плюсом владельцы «Кедр-Авто 4А» считают наличие циклического режима заряд-разряд, который позволяет проводить десульфатацию и оживление старых аккумуляторов. Многим он помогал вернуть к жизни аккумуляторы, которые продолжительное время стояли разряженными. Конечно, о полном восстановлении ёмкости речь не идёт, положительный эффект есть.

Имеются также отрицательные отзывы. В частности, некоторые владельцы пишут, что устройство в автоматическом режиме не заряжает АКБ. Кроме того, ограничение в 4 ампера делает очень длительной зарядку батарей ёмкостью более 60 Ач. Если речь идёт о ёмкости 70 и более Ач, то владельцы ЗУ писали, что они вообще не заряжаются до конца. И ещё стоит отметить, что если ваша АКБ была разряжена ниже 10 вольт, то «Кедр» отказывается её заряжать.

Первое ЗУ Кедр-М, купил в 1982 г, живёт по сей день, пользуюсь сам и пользуются два моих сына + сосед — Отличное ЗУ. Решил подарить такое же сыновьям, но к сожалению не нашел, на то момент уже не выпускалось. купил Кедр Авто 4 (3 шт ), вышли из строя после 2 -3 раза, Следующие Кедр 10 А, сын заказал в интернет магазине, вышли из строя после 1-го включения. Никого не хочу обидеть, поэтому не назову вСе кедры. кроме Кедр М дерьмом, но брать, не советую. Это не только моё мнение. Повторюсь Кедр- М, отличный и надёжный зарядник, жаль не выпускают.

Как отремонтировать автомобильный аккумулятор

Результат ремонта всегда зависит от решимости мастера добиться задуманного эффекта и его готовности потратить нужное количество сил, средств и времени. Стоимость ремонта аккумуляторов необходимо уточнять после тщательной проверки и установки диагноза «болезни». Ремонт аккумулятора автомобиля своими усилиями оправдан, если смета его ремонта составит не более половины цены аналогичного нового изделия, с учетом, что большинство работ будет сделано своими руками.

Ремонт трещины или скола корпуса, нарушение целостности контактов обойдутся символическими затратами. Для дорогих брендовых моделей, потрепанных, но сохранивших хотя бы половину планового ресурса, ремонт аккумуляторов обычно проводят в автомобильных мастерских.

Если есть терпение и желание разобраться в вопросах ремонта аккумулятора автомобиля своими руками — посмотрите видео:

Но лучше обратиться к литературе по обслуживанию и ремонту автомобильной техники 60-70-х годов прошлого века. Пусть вас не смущает возраст источника – за последние 30-40 лет кислотные аккумуляторы стали совершеннее, но основные поломки и способы ремонта остались прежними. Обычно тема – как отремонтировать аккумулятор автомобиля, разложена по полочкам до мельчайших подробностей.

Чем болеют кислотно-свинцовые аккумуляторы

Проблемы с герметичностью корпуса возникают в результате неосторожного обращения с аккумулятором. Современные материалы, ударопрочные кислотостойкие пластмассы, например, полипропилен, хорошо переносят механическое и тепловое воздействие. Исключением являются случаи, когда корпус батареи разрушается из-за внутреннего замыкания пластин электродов при зарядке большим током. Тогда выделяется много тепла, образуется избыточное давление газов и водяных паров.

Для ремонта трещины в корпусе аккумулятора понадобятся:

  • специальный строительный фен с функцией плавной регулировки температуры и узкой щелевидной насадкой;
  • электрический 100Вт паяльник с плоским жалом;
  • несколько скоб длиной 20-25мм и высотой боковин 2мм;
  • некоторое количество полосок тонкого листового полипропилена от старого корпуса аккумулятора или специальный паяльный материал в виде прутков или ленты.

Проводим ремонт в следующем порядке:

  • если трещина на корпусе находится ниже уровня электролита, сливаем его из аккумулятора с помощью большого медицинского шприца с насаженным кусочком полихлорвиниловой трубки, длиной 20-25см;
  • острым ножом формируем по всей длине трещины V-образную канавку. На концах тонким сверлом разворачиваем крохотные отверстия в 1мм. Они нужны для предупреждения дальнейшего развития трещины;
  • разогреваем паяльником или в пламени обычной свечки скобы до температуры 400-450 град. Осторожно вплавляем их в края трещины через каждые 12-15 мм. Подобный бандаж удержит края трещины в контакте;
  • изготавливаем тепловой экран из термостойкого материала, можно паронита, размером 10х15см. В листе прорезаем щель, размерами и формой точно совпадающую с геометрией трещины. Совмещаем вырез с формой канавки и надежно фиксируем на корпусе аккумулятора;
  • для пайки можно использовать специальный паяльный пруток или ленту, а можно припой изготовить своими руками. Отрезаем от заготовленного полипропилена тонкие, как нить, полоски. Их длина и количество должны соответствовать примерно объему материала, необходимого для заполнения V – образной щели. Сворачиваем в тонкий тугой жгут;
  • нагреваем феном край щели, оплавляем край паяльного материала и с усилием прижимаем его к началу трещины. Прогревая полипропиленовый припой и трещину, последовательно заделываем всю щель;
  • кроме пайки, трещину можно заклеить полистиролом, растворенным в дихлорэтане, или растворителе КР-30. Для наклейки заплаты поверхность вокруг трещины на расстоянии 15-20 мм необходимо обработать наждачной шкуркой и обезжирить ацетоном.

Сульфатация электродов

Статистика исследований группы Battery Council Int. говорит – в 80% причиной выхода из строя АКБ является сульфатация пластин.

Одним из доступных видов ремонта аккумуляторов авто своими руками является устранение сульфатации пластин аккумулятора. Поверхность электрода покрывается белесым налетом, препятствующим нормальному течению тока. Емкость батареи, даже после полного цикла разряда-заряда, меньше заряда исправной на порядок.

Как отремонтировать аккумулятор своими руками, знает любой опытный автолюбитель. При малой степени сульфатации электродов осадок на поверхности пластин еще имеет рыхлую и пористую консистенцию.

Специалисты предлагают провести ремонт автомобильного аккумулятора простыми и эффективными процедурами:

  • замените электролит в аккумуляторе теплой дистиллированной водой. Несколько часов в батарее будет происходить химическая реакция растворения солей с поверхности электродов. Дистиллированная вода, по мере перехода солей в раствор, будет превращаться в электролит, на клеммах возникнет потенциал в 7-10 вольт;
  • слейте образовавшийся раствор и промойте аккумулятор несколько раз, сначала дистиллированной водой, а затем чистым электролитом;
  • заправьте емкость батареи свежим электролитом пониженной плотности и поставьте на зарядку с ограничением тока заряда не более чем 116 номинальной емкости на 10-12 часов;
  • с помощью обычной автомобильной лампочки разряжайте аккумулятор в течение 7-8 часов. Цикл заряд-разряд нужно повторить не менее 4-5 раз.

При отсутствии проблем с замыканием, короблением пластин, ремонтом, емкость батареи можно восстановить до 80-85% начальной.

В случае, если сульфатация пластин достигла 30-40% поверхности электрода , осуществить ремонт аккумулятора своими руками еще возможно, но уже с применением химических средств:

  • из заряженной батареи сливают электролит и заменяют его 2% водным раствором препарата «Трилон Б» с добавкой 5% аммиака;
  • через 60 минут раствор сливают и банки промывают дистиллированной водой;
  • после промывки заливают электролит и заряжают током в 1/10 от емкости батареи. При необходимости процедуру повторяют два-три раза;
  • подобная технология позволяет просто и эффективно провести ремонт аккумуляторов не только автомобильных, любых аналогичных, главное – своими руками и силами;

Внутреннее замыкание электродов в одной из банок батареи

Ликвидация внутреннего замыкания в банке – один из последних, доступных видов ремонта аккумулятора своими руками. Аккумуляторная батарея имеет шесть групп пар электродов, называемыми банками, собранных в герметичном корпусе последовательно. Каждая из банок может состоять из 6-10 пар разнополярных электродов, разделенных специальными диэлектрическими изоляторами – сепараторами. Если произойдет разрушение сепаратора, или по любым другим причинам между парой положительного и отрицательного электродов возникнет непосредственный контакт, способность электродов накапливать энергию будет утрачена.

Как отремонтировать аккумулятор в подобной ситуации – ремонт возможен, только если замыкание вызвано микрочастицами свинца, скопившимися на дне аккумулятора и сформировавшими своего рода перемычку между электродами. Для этого в донной части замкнутой банки просверливают небольшое отверстие и проточным электролитом вымывают предполагаемую причину замыкания – донный осадок шлама свинца. Если 3-4 разовая промывка не дала желаемых результатов, аккумулятор выбраковывают.

Прежде чем принимать решение о возможности и невозможности ремонта литиевых аккумуляторов, рассматривают исправность управляющих узлов, контроллеров, проводки и контактной группы.

Причин выхода из строя литиевой батареи несколько:

  • выход из строя платы системы управления (BMS), ремонт батареи сводится к обычной замене контроллера;
  • выход из строя проводки, переключателей и устройств коммутации нагрузки. С помощью автомобильного тестера проверяют исправность, и в случае необходимости проводят замену элемента;
  • если первые два фактора исключаются, ремонту подлежат непосредственно литиевые элементы, из которых набирается батарея.

Как отремонтировать зарядное устройство аккумулятора своей машины?

Правильная эксплуатация некоторых видов автомобильных аккумуляторов предполагает их периодическое обслуживание: подзарядку и добавление электролита. Конечно, сейчас в магазинах можно выбрать АКБ, которые совсем не нуждаются в присмотре, но стоимость таких приборов достаточно высока. Поэтому опытные водители, для которых машина является обычной техникой, приобретают стандартные аккумуляторные батареи и регулярно их подзаряжают специальным устройством.

Однако, как и любое другое электрическое оборудование, этот прибор может сломаться и тогда требуется выполнить ремонт зарядного устройства для автомобильного аккумулятора. Сделать это можно как самостоятельно, так и передав «зарядник» профессионалам.

Разновидности зарядных устройств

Сейчас на рынке представлено несколько разновидностей приборов, которые отличаются не только по названию и цене, но и по принципу работы. Деление происходит в двух плоскостях: особенность конструкции и особенность работы.

В первом случае встречаются:

  • Трансформаторные. Здесь в основе конструкции лежит трансформатор, который понижает напряжение до нужного уровня, чтобы можно было зарядить аккумулятор. Такие приборы достаточно надежны и хорошо заряжают АКБ автомобиля. Однако, они достаточно громоздки.
  • Импульсные. Здесь работу обеспечивает импульсный преобразователь, который считается менее надежным. Но очевидным плюсом таких устройств является их небольшой вес и габариты.

Что касается принципов работы зарядных устройств для аккумуляторов транспортных средств, то разделение идет на две категории:

  • Зарядно-предпусковые приборы. Легко распознаются по тонким проводам, которые должны соединять клеммы оборудования для зарядки и клеммы самого аккумулятора. Эффективно подзаряжают или полностью заряжают АКБ, и при этом могут использоваться даже если аккумулятор автомобиля все еще подсоединен к машине. Удобство достаточно очевидное.
  • Пуско-зарядные приборы. Распознаются наличием более толстых проводов соединения АКБ и устройства зарядки. Могут работать в двух разных режимах, которые переключаются специальным тумблером. В одном режиме «зарядник» отдает максимальный ток. В другом используется для автоматизированной зарядки. Использовать такие приборы можно только на аккумуляторе, отключенном от автомобиля. Если об этом забыть, то можно сжечь множество разных предохранителей бортовой системы, или даже несколько важных деталей.

Ремонт зарядных устройств АКБ

Необходимо понимать, что это электрический прибор, который собран по определенной схеме, чтобы выполнять свою функцию. И чем мощнее и качественнее устройство, чем больше у него функций, тем сложнее схема работы. Поэтому, не обладая знаниями в электронике, не понимая теории работы, разбирать и ремонтировать зарядное устройство аккумулятора не стоит.

Однако, иногда небольшой самостоятельный ремонт все-таки возможен. Особенно, если из строя вышел относительно простой прибор трансформаторного типа. Рассмотрим, как он выглядит изнутри. Для этого достаточно взять отвертку, открутить болты и снять верхнюю крышку. Под ней можно увидеть:

  1. Силовой трансформатор. Позволяет давать на выход разные величины и диапазон напряжения.
  2. Галентный переключатель. Позволяет пользователю регулировать напряжение.
  3. Амперметр. Осуществляет контроль тока.
  4. Диодный мост. Это четыре диода, объединенных вместе. Отвечают за выпрямления тока из переменного в постоянный.
  5. Предохранитель. Определенная защита от скачков напряжения в сети.

Что можно проверить, слабо разбираясь в электронике?

Во-вторых, у приборов, которые достаточно часто и интенсивно используют, нередко просто отходят провода от мест присоединения. Нужно внимательно осмотреть внутренности устройства, и проверить, чтобы крепления проводков было достаточно надежным. Если при визуальном осмотре обнаружен оторванный провод, то его надо припаять на место. В-третьих, иногда в дешевых «зарядниках» используют пластмассу там, где она плохо подходит. Для примера, однажды приходилось ремонтировать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля, внутри которого диодный мост был прикручен к пластмассовой стойке. Естественно, что пластмасса, в конце концов, расплавилась и диодный мост отошел от теплоотводящей пластинки.

На этом возможности самостоятельного ремонта для простого обывателя, как правило, заканчиваются.

Если знания в электронике более глубокие и есть понимание, как пользоваться приборами тестирования, то можно пойти дальше.

  1. Проверяем входящее напряжение. Идем вдоль по проводу питания и находим место, где он подсоединяется к силовому трансформатору. В этом месте замеряем напряжение, тем самым исключая неисправности кабеля питания и предохранителя.
  2. Проверяем выходящее напряжение. Теперь действуем с другой стороны – смотрим где подсоединяются провода идущие в сторону аккумулятора. Переключаем мультиметр на режим измерения постоянного тока и проверяем напряжение. Скорее всего, тут уже будут проблемы.
  3. Проверяем работоспособность диодов и галентного переключателя. Для этого необходимо замерить напряжение на входе диодного мостика. В зависимости от результата измерений в данном месте, получится вывод – неисправен переключатель, либо неисправны диоды. Во втором случае придется открутить весь мост и проверять каждый диод по отдельности. Как только выяснится, какой именно не исправен, нужно будет заменить его на целый.

В общем и целом, к каждому зарядному устройству АКБ прилагается схема его работы. Люди которые могут прочитать схему и понимают общие принципы функционирования системы, в ряде случаев смогут самостоятельно отремонтировать «зарядник» аккумулятора.

Если же определенных знаний в электронике нет, то выполнять такие работы не стоит. Это не только риск для работоспособности заряжающих устройств, но и риск для здоровья. Гораздо проще обратиться к профессиональным электрикам, которые наверняка быстрее и лучше разберутся с проблемой.

Категория Mini