Самодельные авто: история и современность

Удивительные самодельные Советские автомобили

В СССР все-таки был культ самодельных транспортных средств.

Самый удивительный и красивый самодельный автомобиль был построен в Ленинграде. Его спроектировал и создал Аркадий Бабич. Машина была создана в середине 50-х годов. Это был третий самодельный автомобиль, который собрал конструктор. Последний третий автомобиль впечатляет. Машина оснащалась 3,5 литровым двигателем от Газ-21. Мощность силового агрегата составляла 90 л.с. Это позволяло разгонять машину до 130 км/час.

Вот редкие видео кадры об этой Советской самодельной машине:

Также Бабич в то время занимался проектированием трубчатого подрамника гоночного автомобиля КВН-2000s, который стал самым успешным автомобилем во времена «железного занавеса». К сожалению, большинству из нас этот автомобиль не знаком.

Стоит отметить, что это легендарный спортивный автомобиль дожил до наших дней. Будет надеяться, что в скором времени этот удивительный автомобиль будет восстановлен.

Еще один удивительный самодельный автомобиль времен СССР это Хади EP-900. Машина была основана на ЗАЗ-966. Автомашина была создана в 70-х годах.

На самом деле эта машина не совсем самодельная. Автомобиль создан Харьковским национальным автомобильно-дорожным университетом (Украина). Машина основана на ЗАЗ-966, использовала детали ВАЗа и Москвича.

Самодельные авто: история и современность

Самодельные авто представляют собой, своего рода, уникальную нишу творческой деятельности мастеров-самоучек. При этом не мало граждан активно интересуется тем, как сделать самодельное авто своими силами, несмотря на то, что современный авторынок предлагает огромное количество моделей самого разного функционального назначения.

Кто-то решается на конструирование собственного транспортного средства от отсутствия средств, другие занимаются этим «для души». Бывают и случаи, когда люди, искренне увлеченные созданием таких автомобилей, основывают собственные мелкосерийные производства, предлагая поистине уникальные решения.

Так, к примеру, произошло с бронированным внедорожником «Комбат», зарубежными компаниями Tesla и Ficker. Конечно, говорить о шедеврах данных фирм как о самодельных авто не совсем корректно, однако идеи будущих автомобилей рождались в головах самодеятельных инженеров и начинали свое восхождение на автомобильный Олимп с темноты гаражей.

Наибольшая волна популярности самодельных авто, фото которых можно найти в старых журналах, пришлась на советское время. Столь большую популярность самодельные авто обрели благодаря активной поддержке рационализаторства еще со школьного уровня.

Студенты, младшие научные сотрудники, да и просто граждане активно пробовали свои силы на поприще автомобильного конструирования. Еще одним фактором популярности самодельных авто служил фактор «железного занавеса», когда люди попросту не могли приобрести желаемый автомобиль однако мечтали о нем в рамках, ограниченных «Жигулями», «Москвичами» и «Волгами».

Так рождались весьма интересные проекты, во многом копирующие своим внешним видом автомобили Lamborghini и Ferrari, в основе которых, однако, лежали узлы и агрегаты вполне обычных отечественных автомобилей. Впрочем, как уже отмечалось выше, любителей-самодельщиков хватает и сейчас.

Перед тем, как сделать самодельное авто, следует заранее представлять всю сложность стоящей задачи. При этом трудности возникают как на стадии проектирования и строительства, так и при постановке самоделки на учет в ГИБДД. Если они не останавливают, то работу необходимо начинать с четкого анализа будущей концепции и того, что было построено ранее. Развитие современных технологий существенно упрощает данный процесс, ведь информация об уже созданных ранее самодельных авто, видео и фотоматериалы легко доступны в Интернете.

Как правило, самодельные авто имеют в своей основе рамную конструкцию. Подобная схема наиболее проста для конструкторов, ведь создание несущего кузова в домашних условиях – задача практически не разрешимая, требующая сложнейших расчетов и наличия специального оборудования. Кроме того, рама позволяет обеспечить необходимую жесткость и позволяет разместить на ней кузов практически любой формы.

Для изготовления кузова самодельного авто чаще всего применяется стеклопластик. Он наиболее прост в обработке, легок и обладает отличными показателями прочности. Кроме того, стеклопластиковый кузов не подвержен гниению и появлению коррозии, что также является неоспоримым преимуществом.

Создавая раму будущего самодельного авто, требуется заранее определиться с теми узлами и агрегатами, которые будут устанавливаться на транспортное средство. Так, нужно заранее рассчитать и предусмотреть точки крепления силового агрегата и элементов подвески, а также просчитать массу конструкции.

Идеальным материалом для рамы является профиль из нержавеющей стали, который обеспечивает требуемую жесткость при высокой антикоррозийной стойкости. Само собой, задавшись вопросом о том, как сделать самодельное авто, необходимо загодя подобрать необходимые узлы и агрегаты, ведь именно от них во многом зависит будущая компоновка автомобиля.

Большой ошибкой многих начинающих конструкторов является начало работ с детальной проработки дизайнерской концепции самодельного авто. Такой подход заранее обречен на неудачу ввиду того, что компоновка подкапотного пространства кузова, точек крепления к раме может производиться лишь после окончательного определения с выбором узлов и агрегатов.

Что и говорить, даже крупнейшие автопроизводители практически никогда не выводят на рынок автомобиль, идентичный ранней дизайнерской концепции. Связано это с тем, что производственные процессы, оптимизация вносят весьма существенные коррективы. В случае с самодельными авто ситуация в точности та же. По этой причине изначально стоит ограничиться лишь предварительным эскизом.

Создавая раму будущего автомобиля, необходимо еще на этапе чертежей произвести анализ развесовки будущего самодельного авто. Для наиболее оптимального баланса и упрощения работы лучше всего выбирать заднеприводную компоновку, а силовой агрегат следует размещать как можно ближе к базе автомобиля.

Недаром производители спорткаров стараются достичь центральномоторной компоновки, которая дает практически идеальную развесовку по осям. Конечно, достичь такого в самодельном авто довольно сложно, однако нет ничего невозможного.

Подготовив раму автомобиля и осуществив монтаж основных узлов, можно переходить к проектированию кузова. В ходе него анализируются все точки крепления, а на раме заранее предусматриваются места для сопряжения с кузовной частью. После проработки изготавливается матрица, материалом для которой может служить дерево, гипс или формовочный пластилин. Именно по ней осуществляется выклейка кузовных панелей.

Создавая кузов для самодельного авто, необходимо со всей ответственностью подойти к данной процедуре. Матрица покрывается тальком или иным материалом, который будет препятствовать прилипанию стеклоткани, после чего наносится сама стеклоткань, пропитанная эпоксидной смолой.

Нанесение осуществляется в несколько слоев, после чего кузов подвергается сушке. По завершению данной процедуры поверхности тщательно зашлифовываются для получения идеально ровного покрытия. Небольшие огрехи оклейки можно устранять с помощью эпоксидной шпатлевки, которая также зашлифовывается. Следует учесть, что именно от качества данной процедуры будет зависеть финальный облик самодельного авто.

К слову, при создании матрицы для выклейки не лишним будет с самого начала создать масштабную модель будущего автомобиля и, пойдя по пути профессиональных автомобильных дизайнеров, оклеить ее фольгой. Блестящая поверхность гораздо лучше имитирует внешность будущего автомобиля, и на данном этапе не поздно будет внести соответствующие коррективы.

Дело в том, что довольно часто бывают случаи, в которых весьма интересное решение может совершенно потерять свой вид и замысел «в лаке» готового авто, а масштабная модель позволит избежать подобных казусов.

Когда кузов полностью готов, можно приступать к окраске. Ее можно осуществить самостоятельно либо на сервисе по вполне обычной процедуре, которая применяется для окрашивания обычных автомобилей. Кузов грунтуется, после чего на него наносится несколько слоев автоэмали и лака с помощью пульверизатора. Перед наложением каждого слоя кузов необходимо просушивать – только тогда достигается наилучший эффект.

Момент «свадьбы» – установки кузова самодельного автомобиля на шасси является, конечно же, наиболее волнующим событием. Именно после него можно провести первые испытания самоделки. Впрочем, до завершения работ еще далеко, ведь автомобиль должен быть оборудован всей необходимой светотехникой и внутренней отделкой интерьера.

Для оформления внутреннего убранства самодельного авто имеет смысл заранее ознакомиться с решениями, предлагаемыми автомобильными компаниями. Некоторые предпочитают брать готовое «торпедо» от какого-либо серийного автомобиля, но многие самодельщики стараются создать интерьер в соответствие с собственными представлениями.

Решившись ступить на этот, гораздо более сложный путь, лучше всего будет найти фото самодельных авто и посмотреть, как справились с задачей предшественники. Не лишним будет и просмотр фотоматериалов с изображением интерьеров, созданных различными компаниями.

Дело в том, что над интерьерами серийных автомобилей работали специалисты в области эргономики, которые максимальным образом оптимизировали расположение всех органов управления. Заимствовав удобное решение, можно быть уверенным, что пользоваться самодельным авто каждый день окажется удобно и комфортно.

Выбор материалов для отделки на сегодняшний день имеется богатейший, а потому любой интерьер можно уникализировать, придав ему совершенно эксклюзивные черты. Стоит помнить только о такой вещи, как долговечность материалов и отдавать предпочтение тем, что активно используются в автомобильной промышленности. Как правило, это натуральная или искусственная кожа, алькантара и ткань различных цветов и фактуры.

Построив самодельное авто, мастеру придется столкнуться с постановкой его на учет в ГИБДД и прохождением технического осмотра. Процедура эта довольно сложна и требует представления самоделки для экспертизы, в рамках которой специалисты должны установить возможность ее допуска на дороги общего пользования.

Времени на это, конечно, требуется немало, однако результат в случае положительного решения оказывается весомой наградой – на самодельном авто, построенном собственными руками, можно будет ездить по дорогам общего пользования.

Рассказывая о том, как сделать самодельное авто, мы сознательно не стали останавливаться на аспектах выбора силовой установки. Дело в том, что выбор мотора полностью зависит от финансовых возможностей. Впрочем, в последние годы среди самодельщиков появился, скажем так, новый «тренд» – строительство самодельных авто с электроприводом.

При этом некоторые берут за основу вполне серийный «Жигули» или «Таврию», а кто-то создает электромобиль «с нуля». Конечно, подобное направление движения самодельщиков заслуживает отдельного и более подробного рассказа, однако стоит отметить что задача по «электрификации» самодельных авто вполне реальная, а основной трудностью является лишь покупка аккумуляторных батарей, которые достаточно дороги.

Впрочем, ряд китайских компаний предлагает на просторах Интернета легкие и емкие литиево-ионные батареи, которые отлично подойдут для подобной деятельности. Двигатели, как правило, берутся от электропогрузчиков. В зависимости от благосостояния конструкторов, используются новые либо списанные электромоторы.

Таким образом, самодельные авто в наше время остаются весьма интересным начинаниям для людей, которые любят самостоятельно конструировать и создавать, для которых творческий поиск является основой жизни. И очень радует, что такие люди не перевелись на нашей земле, а «Кулибины» все также продолжают искать нечто новое в хорошо известных вещах.

Mechaniker › Блог › 15 уникальных самодельных автомобилей времен СССР

Немногие нынче помнят телепередачу «Это вы можете», в которой рассказывали о конструкторах-умельцах, изобретающих и изготавливающих разнообразные, подчас удивительные устройства. Одним из основных приложений сил советских Самоделкиных были автомобили.

Движение «самавто» в СССР росло и ширилось с каждым годом. Причин тому было несколько.

1. Автомобили оставались дефицитом (за ними записывались и стояли в очередь, покупки ждали годами), при этом для многих были неподъемно дороги.

2. Кроме того, советская промышленность не радовала покупателей разнообразием. Граждане знали, что никогда не смогут владеть минивэном или, скажем, спорткупе. А ведь можно сделать себе именно тот автомобиль, который хочется! Пусть и на серийных узлах и агрегатах. Кстати, в 1960-х вообще разрешали использовать максимум запорожский мотор. Позднее, правда, ограничения смягчили.

Многие самоделки выглядели наивно, а иногда неуклюже. Тем не менее преклоняюсь перед изобретательностью, настойчивостью и трудолюбием их создателей!

О самоделках времен СССР можно, вероятно, сделать книгу. Но пока вспомним лишь несколько интересных и необычных конструкций:

Автомобилестроение всегда в полной мере отражало уровень научно-технического прогресса и стимулировало развитие практически всех отраслей промышленности. И современные технологии (моделирования, проектирования, визуализации, подготовки предпроектной документации) позволяют выполнить "самоделки" с хорошим уровнем детализации и внимания к деталям. Подробнее о важности предпроектной документации писал в одной из предыдущих публикаций.

Вместе с тем не перевелись еще Левши на земле русской. Многие из проектов, достойных внимания, представлены и на страницах drive2, например:

Кто знает, может быть, следующее столетие будет отмечено возможностями 3d печати и скоро каждый человек сможет изготовить автомобиль своей мечты на модульной платформе?

В тексте статьи использованы фрагменты материалов из журнала "За Рулем".

Самые необычные самодельные автомобили из СССР

Автомобили оставались дефицитом (за ними записывались и стояли в очередь, покупки ждали годами), при этом для многих были неподъемно дороги. Кроме того, советская промышленность не радовала покупателей разнообразием. Граждане знали, что никогда не смогут владеть минивэном или, скажем, спорткупе. А ведь можно сделать себе именно тот автомобиль, который хочется! Пусть и на серийных узлах и агрегатах. Кстати, в 1960-х вообще разрешали использовать максимум запорожский мотор. Позднее, правда, ограничения смягчили.

Многие самоделки выглядели наивно, а иногда неуклюже. Тем не менее преклоняюсь перед изобретательностью, настойчивостью и трудолюбием их создателей!

О самоделках времен СССР можно, вероятно, сделать книгу. Но пока вспомним лишь несколько интересных и необычных конструкций.

Первые самодельщики в СССР появились еще в 1930-х.

Автомобили в ту пору простым гражданам попросту не продавали, а ездить-то хотелось. Автомобиль ОКТА (Опытная Конструкция Трехколесного Автомобиля) 1932 года построил Евгений Киршевский из Новочеркасска. Трехколесная одноместная машинка имела массу всего 236 кг, мотоциклетные двигатель и коробку передач, тормоз на единственное заднее колесо. Позднее автор автомобиля соорудил и двухместный вариант.

Кто сказал, что в СССР нельзя было владеть автомобилем класса гран-туризмо? Можно! Если сделать его самому.

Ленинградец Аркадий Бабич построил автомобиль еще в 1959-м, и это была уже третья его конструкция. Он даже совершил на этом родстере пробег Ленинград — Симферополь. Причем утверждали, что 2125 км прошел за 20 ходовых часов! Верится с трудом. Но если так, то Бабич — вдвойне герой!

Спортивное купе КД — одна из немногих мелкосерийных самоделок.

В 1963-1969 гг. сотрудники НАМИ сделали не менее шести таких машин по эскизам знаменитого дизайнера Эдуарда Молчанова. Кузов, как и у большинства советских самоделок, — стеклопластиковый. Агрегаты, включая двигатель, и компоновка — от ЗАЗ-965.

Одна из немногих самоделок со стальным кузовом работы А. Кучеренко, созданная в 1964-м, называлась Труд. И по праву!

Сделать, причем так аккуратно, самостоятельно из стали такую машину — работа, заслуживающая особого уважения. Стилистика — не без американского влияния, но это и придает Труду самобытность.

Самоделки-амфибии — отдельная тема.

Одним из первых подобную машину сделал Юрий Чумичев еще в 1966-м. Кузов его Катама сооружен по лодочной технологии — деревянный каркас, обшитый фанерой. Ходовая часть — от серпуховской «инвалидки» С-3А. Мотор от мотоцикла Jawa мог приводить гребной винт или колеса.

В семье жителя Мурманска Николая Парамонова было пятеро детей. Куда их усадить? В самодельный минивэн на агрегатах Москвича, пусть и неказистый, зато вместительный.

Несбыточную мечту советского человека о собственном спорткупе братья Анатолий и Владимир Щербинины воплотили-таки в 1969-м в реальный автомобиль.

Причем с самым солидным из доступных на то время двигателем ГАЗ-21. Позднее братья Щербинины вместе с братьями Станиславом и Юрием Алгебраистовыми создали два более современных по дизайну купе с двигателями ГАЗ-24.

Футуристическую, всегда собирающую толпы любопытных конструкцию, которую в те годы называли Земновод, построил москвич Д. Кудрячков.

Двигатель ГАЗ-21 стоял в корме, коробка передач — доработанная от Запорожца. По сути, это даже не катер, а глиссер. Скорость на суше — до 110 км/ч, а на воде с помощью водомета — до 50 км/ч!

Купе Ласка московского сантехника Владимира Мещерякова базировалось уже на узлах ВАЗ-2101.

Кузов — рама из швеллеров и уголков и стеклопластик. Необычная особенность — вклеенное ветровое стекло.

И вновь амфибия!

Ихтиандр Игоря Рихмана оснащен двигателем ВАЗ-2101 и коробкой передач ЗАЗ. На воде благодаря водомету машина достигала 18 км/ч. Интересная особенность Ихтиандра, помимо бездверного кузова со сдвижным для посадки-высадки колпаком, — полностью независимые подвески и дисковые тормоза на всех колесах.

Рижский автомобиль Петра Назарова Камелус, по сути, представлял собой вариацию на тему хэтчбека на агрегатах «копейки».

Кузов — стеклопластиковый, тормозная система самодельная — двухконтурная.

Каравелла Александра Чапыгина — пример безграничной дизайнерской фантазии отечественных Самоделкиных.

Мотор в стеклопластиком кузове — от Запорожца, и тоже сзади. Зато кузов — четырехдверный, а передняя подвеска — собственной конструкции.

Компактную машинку класса Оки в 1985-м сделал кутаисский архитектор Вахтанг Двалишвили.

Симпатичный вэн длиной всего 3400 мм и с базой 1800 мм был оснащен двигателем ЗАЗ-966. Машину автор назвал Мария.

Это тоже самоделка и, вероятно, первый в СССР репликар. По крайней мере, сделанный столь талантливо.

Москвич Спартак Григорян вдохновился подаренной ему масштабной моделью первого автомобиля FIAT 1899 года. Двигатель — от Москвича-407, коробка — Москвича-401, шины — от мотоцикла Урал. Впервые публика машину увидела в 1978-м.

Знаменитая Панголина Александра Кулыгина — умельца из Ухты в начале 1980-х поражала воображение неизбалованных дизайнерскими изысками граждан.

Автор использовал агрегаты ВАЗ. Автомобиль удивлял, в частности, подъемной крышей с электроприводом.

Обсуждаем, сравниваем, тюнингуем

«Параллельная реальность» советского автопрома: самодельные машины и их конструкторы

В советское время нельзя было просто так прийти в салон и купить понравившуюся машину. До открытия границ и расцвета импорта было еще далеко… Но находились умельцы, которые не ждали, а конструировали автомобиль своей мечты собственными руками. Это сложное и занимательное хобби тогда приобрело значительные масштабы. О самодельщиках писали в газетах, говорили по радио и на ТВ. Проходили выставки и пробеги; в конце 80-х вышла книга «Я строю автомобиль». Более того, были даже секции любительского автоконструирования; в Москве, например, ее посещали почти четыреста человек.

Один из легендарных советских самодельщиков, Геннадий Хаинов, ныне живет в пригороде Петербурга. Его гараж похож и на музей, и на лабораторию одновременно. Автомобили, прикрытые чехлами, ждут, когда в них вдохнут жизнь; рядом на заготовку слой за слоем накладывается стеклоткань с эпоксидной смолой – скоро она станет готовым кузовным элементом.

А вот и легендарная «Лаура», та самая, после знакомства с которой Михаил Горбачев заявил, что у нас могут создавать лучшие в мире автомобили, а известный итальянский дизайнер Нуччио Бертоне был ошеломлен, узнав, что такая машина была построена двумя энтузиастами в ветхом сарае на окраине Ленинграда.

А все началось с того, что два школьных приятеля, Геннадий Хаинов и Дмитрий Парфенов, разговорились на вечере встречи выпускников и решили своими руками сделать автомобиль. Вернее, два автомобиля. К этому моменту уже имелись чертежи, идеи и тот самый дырявый сарай на территории автобазы, который пришлось быстро привести в порядок – чтобы хотя бы на голову не текло.

«МЫ ЖИЛИ В ТАКОМ РЕЖИМЕ: ВСТАЕШЬ НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, БЕЖИШЬ НА РАБОТУ К ВОСЬМИ, ПОТОМ ЧЕРЕЗ ВЕСЬ ГОРОД ЕДЕШЬ В ЭТОТ САРАЙ, РАБОТАЕШЬ ТАМ ЧАСОВ ДО ОДИННАДЦАТИ, ЗАТЕМ БЫСТРО-БЫСТРО ДОМОЙ, ЧТО-НИБУДЬ ПЕРЕКУСИТЬ И СПАТЬ. И ТАК ПО КРУГУ ТРИ ГОДА. НО МЫ СТРОИЛИ ОЧЕНЬ БЫСТРО, ИНТЕНСИВНО, ПОЧТИ НИЧЕГО НЕ ПЕРЕДЕЛЫВАЛИ. ПОЛУЧИЛОСЬ ОПЕРАТИВНО, А МНОГИЕ САМОДЕЛЬЩИКИ СТРОИЛИ И ПО 8, И ПО 12, И ДАЖЕ ПО 18 ЛЕТ. ДЕТАЛЕЙ У НАС НЕ БЫЛО, А ТОГДА ЖЕ БЫЛ СТРАШНЫЙ ДЕФИЦИТ, НИЧЕГО БЫЛО НЕ ДОСТАТЬ. НАПРИМЕР, МОТОРЫ МЫ «ОТЛАВЛИВАЛИ» В КОМИССИОННОМ МАГАЗИНЕ. НАМ ПОВЕЗЛО, ПОТОМУ ЧТО ТОГДА ПОЯВИЛИСЬ ВАЗ 2105 С РЕЗИНОВЫМ РЕМНЕМ ГРМ. ВСЕ СЧИТАЛИ, ЧТО ЭТО КОШМАР И УЖАС, И ПРИ ПЕРВОЙ ЖЕ ВОЗМОЖНОСТИ МЕНЯЛИ ДВИГАТЕЛЬ НА ПРИВЫЧНЫЙ, С ЦЕПНЫМ ПРИВОДОМ, И ТАК СТАРЫЕ МОТОРЫ ПОЯВЛЯЛИСЬ В КОМИССИОНКАХ. ОТЧАСТИ ИЗ-ЗА ЭТОГО ДЕФИЦИТА В «ЛАУРЕ» МНОГО САМОДЕЛЬНОГО: ЗАМКИ ДВЕРЕЙ, ПЕТЛИ КАПОТА И БАГАЖНИКА. МАТЕРИАЛЫ ТОЖЕ СОБИРАЛИ ПО КРОХАМ: ТРУБЫ – НА МЕТАЛЛОБАЗЕ, ПЕНОПЛАСТ ТАМ ЖЕ, СТЕКЛОТКАНЬ И ЭПОКСИДКУ – В «ЮНОМ ТЕХНИКЕ». ШПАТЛЕВКИ НЕ БЫЛО, МЫ ИЗГОТАВЛИВАЛИ ЕЕ САМИ, МЕШАЯ НИТРОКРАСКУ С ТАЛЬКОМ ИЛИ ДЕТСКОЙ ПРИСЫПКОЙ. ЭТО АНЕКДОТ БЫЛ: ЗАХОДЯТ ДВА МОЛОДЫХ ПАРНЯ В АПТЕКУ И ГОВОРЯТ: «НАМ, ПОЖАЛУЙСТА, ТАЛЬКА ИЛИ ДЕТСКОЙ ПРИСЫПКИ 50 КОРОБОК». АПТЕКАРЬ СМОТРИТ И ГОВОРИТ: «МАЛЬЧИКИ, А СКОЛЬКО У ВАС ДЕТЕЙ?» – «НИ ОДНОГО». ИНОГДА НАМ ОТКАЗЫВАЛИ, МОЛ, ВЫ ВСЕ СКУПИТЕ, А ЧТО МЫ МАМОЧКАМ БУДЕМ ПРОДАВАТЬ?»

В народно-интеллектуальном движении «сам-авто» были десятки выдающихся имен и разработок. Например, еще в 1963 году команда московских энтузиастов самодеятельного автомобилестроения начала конструировать шесть однотипных машин, которые получили название «КД». Любопытно, что это была первая мини-партия «самоделок». Они были оснащены силовыми агрегатами от ЗАЗ-965 и могли разгоняться до 120 километров в час. Автомобили получились очень оригинальными внешне – спортивные купе вместимостью 2+2 – два взрослых места, два детских.

Многие наверняка слышали и о братьях-близнецах Александре и Владимире Щербининых, которые еще в конце 60-х задались целью построить свою спортивную машину. Их первое детище получило двухместный кузов типа «гран-туризмо», отсюда и труднопроизносимое название модели – ГТЩ, последняя буква означала фамилию – Щербинины.

Затем появилось купе с эпатажным названием «Сатана». Все это собиралось в художественной мастерской в одном из полуподвалов в центре Москвы. А братья Алгебраистовы, последователи Щербининых, и вовсе использовали для первых автомобилестроительных опытов обыкновенную московскую квартиру, и изумленные соседи могли наблюдать, как недостроенный кузов спускают на веревках с верхних этажей.

Машина «ЮНА» Юрия Алгебраистова стала знаменитой. Она до сих пор на ходу, хотя ее пробег уже более полумиллиона километров. Еще один выдающийся образец частной советской конструкторской мысли – «Панголина», самодельный автомобиль Александра Кулыгина. Он конструировал свою машину в родной Ухте, во Дворце Молодежи, и пионеры-ученики по мере сил помогали ему. Дизайн образца напоминал Lamborghini того времени – угловатый, приземистый, широкий спорткар. Конечно, это будоражило воображение. В 1981 году о «Панголине» заговорили – Кулыгин привез ее по железной дороге в Москву. У машины было много оригинальных решений. Например, вместо дверей был элегантный колпак на гидравлическом приводе, который открывался вверх.

Самодельные автомобили отправлялись в дальние пробеги, ездили на выставки. Всякий раз это было событие всесоюзного масштаба.

«ПРОБЕГИ САМОДЕЛЬНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ТОГО ВРЕМЕНИ БЫЛИ ПРОСТО ПОТРЯСАЮЩИМИ. МЕЖДУ ДЕРЕВНЯМИ НА ДОРОГЕ СТОЯЛИ ПИОНЕРЫ С ЦВЕТАМИ, ГАИ ВЕЛИ НАС ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА, МЕНЯЯСЬ НА ГРАНИЦАХ ОБЛАСТЕЙ. И НАДО БЫЛО ВИДЕТЬ ЛИЦА И ГЛАЗА ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ВСТРЕЧАЛИ НАС, ТЕХ, КОГО ПОКАЗЫВАЛИ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, ЗДЕСЬ, У СЕБЯ!»

«САМОДЕЛЬНЫЕ МАШИНЫ БРОСАЛИСЬ В ГЛАЗА ЕЩЕ И ПОТОМУ, ЧТО НА УЛИЦАХ БЫЛО АВТОМОБИЛЬНОЕ ОДНООБРАЗИЕ: МОСКВИЧ, ЖИГУЛИ, ЗАПОРОЖЕЦ, ВОЛГА… БОЛЬШЕ НИЧЕГО НЕ БЫЛО. А ПОТОМУ ЛЮБОЙ САМОДЕЛЬНЫЙ АВТОМОБИЛЬ БЫЛ КАК НЕЧТО НЕЗЕМНОЕ. ЕСЛИ ЖЕ ЭТО БЫЛ АВТОМОБИЛЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ, ТО ОН ПРОИЗВОДИЛ НАСТОЯЩИЙ ФУРОР: ВСЕ ОСТАНАВЛИВАЛИСЬ, СМОТРЕЛИ, СОБИРАЛИСЬ ТОЛПОЙ. СЕЙЧАС, КОНЕЧНО, ТАКОГО НЕТ, СЕЙЧАС ИЗОБИЛИЕ МАШИН, И НИКТО ДАЖЕ НЕ ПОЙМЕТ, ЧТО ТВОЯ – САМОДЕЛЬНАЯ. «ЛАУРА» БЫЛА ПЕРЕДНЕПРИВОДНОЙ, ТОГДА, В СЕРЕДИНЕ 80-Х, ТАКИХ ПРАКТИЧЕСКИ НЕ БЫЛО. В МАШИНАХ СТОЯЛ БОРТОВОЙ КОМПЬЮТЕР, ИЗМЕРЯЛСЯ МГНОВЕННЫЙ РАСХОД ТОПЛИВА. ВПРЯГАЯСЬ В ДВИЖЕНИЕ САМОДЕЛЬЩИКОВ, НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ ПОСЛЕДНИМ, ХОТЕЛОСЬ БЫТЬ В ЧИСЛЕ ЛУЧШИХ, ЭТО БЫЛ НЕКИЙ СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС. ЛУЧШЕ НЕ ТОЛЬКО ВНЕШНЕ, НО И ТЕХНИЧЕСКИ.»

Бортовая электроника у «Лауры» выглядела очень эффектно, а на прямой машина могла разгоняться до 170 километров в час. К этому времени в ГАИ уже существовали технические требования для самодельных автомобилей и правила их регистрации, позволявшие выезжать на дороги общего пользования. Впоследствии эти правила неоднократно ужесточались. Сейчас поставить самостоятельно собранную машину на учет практически нереально.

Что же касается «Лауры», то ее увидел в передаче «ЭВМ» («Это вы можете») Михаил Горбачев. Точнее, даже не он, а его супруга. Как гласит легенда, был выходной, и Раиса Максимовна готовила на кухне, а одновременно смотрела программу. Увидев на экране самодельные машины и молодых умельцев, она позвала мужа, а Михаил Сергеевич, в свою очередь, решил, что такие таланты должны трудиться на благо автомобильной промышленности страны.

Так в Ленинграде был создан филиал НАМИ – Лаборатория макетирования перспективных автомобилей, куда Геннадий перешел работать в качестве главного конструктора. Лаборатория просуществовала четыре года. Самой значимой разработкой этого времени стал ходовой макет «Охта» – так называемый универсал повышенной проходимости, который сегодня, скорее, назвали бы кроссовером. На выставке в Женеве «Охту» встретили восторженно, но разойтись тиражом по стране ей было не суждено, и теперь уникальный экземпляр хранится у Геннадия Хаинова в гараже.

«ПОСЛЕ 90 ГОДА ДВИЖЕНИЕ САМОДЕЛЬЩИКОВ ПОШЛО НА СПАД. ДАЖЕ НЕ СТОЛЬКО ИЗ-ЗА КАКИХ-ТО ПОЛИТИЧЕСКИХ ДЕЛ, ПРОСТО СТАЛИ ДОСТУПНЫ МАШИНЫ ВООБЩЕ И ИНОМАРКИ ТОЖЕ, ТАК ЧТО СТИМУЛ ПРОПАЛ. ПОТОМ, 90-Е ГОДЫ – ЭТО ВРЕМЯ ВЫЖИВАНИЯ, НЕ ДО ЖИРУ БЫЛО. МНЕ, НАПРИМЕР, ТАКСОВАТЬ ПРИХОДИЛОСЬ. СЛОВОМ, БЫЛО НЕ ДО САМОДЕЛОК. А ПОТОМ ПОЯВИЛИСЬ ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРЕПОНЫ… СЕЙЧАС ЭТИМ МАЛО КТО ЗАНИМАЕТСЯ. МНОГИЕ СОЗДАЮТ ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА В ПРИКЛАДНЫХ ЦЕЛЯХ, НАПРИМЕР, ДЛЯ АВТОСПОРТА, ТАМ МНОГО КАЧЕСТВЕННЫХ РАБОТ. ИЛИ СЕГМЕНТ ВЕЗДЕХОДОВ, ТАМ ТОЖЕ ЕСТЬ ДОСТОЙНЫЕ КОНСТРУКТОРЫ И КОНСТРУКЦИИ, НО ЭТО УЗКОСПЕЦИАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ. ЧТО КАСАЕТСЯ АВТОРСКИХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТО ПРИ ДОЛЖНОМ ПОДХОДЕ ЭТО ЛЕГКО ПРИНОСИЛО БЫ ДЕНЬГИ. В МИРЕ ЭТО РАЗВИТО: КАСТОМАЙЗИНГ, ТЮНИНГ. В АНГЛИИ КУЧА НЕБОЛЬШИХ ФИРМ, КОТОРЫЕ ДЕЛАЮТ ШТУЧНЫЕ АВТОМОБИЛИ НА ЗАКАЗ. У НАС ВСЕ УПИРАЕТСЯ В ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОМЕНТЫ. ЭТО ДОВОЛЬНО ДОРОГО, НУЖНЫ БОЛЬШИЕ ПЛОЩАДИ – СЛОВОМ, НЕРЕНТАБЕЛЬНО. ДА И КАК ВЗЯТЬ ЗАКАЗ НА ПОСТРОЙКУ АВТОМОБИЛЯ, ЕСЛИ НЕ МОЖЕШЬ ПОСТАВИТЬ ЕГО НА УЧЕТ?»

Около 10 лет Геннадий Хаинов занимался спортивными прототипами для трофи-рейдов и, надо заметить, весьма удачно: первый же автомобиль выиграл трофи-рейд «Ладога», затем было несколько побед в Чемпионате России. В работе ему все время помогал и помогает старший сын Даниил. «Боюсь сказать, сколько у него трудовой стаж – он с детского сада со мной в гараже, а с 14 лет вовсю работает. Так что я эксплуатировал детский труд и даже зарплату ему платил», – смеется Геннадий. Сейчас, после пары лет теоретической подготовки, Хаиновы снова переквалифицировались и занялись малогабаритными вездеходами. Машины для этой семьи – и работа, и хобби одновременно. Ведь на досуге столько всего нужно сделать! Например, восстановить «Лауру», которая сильно пострадала от неаккуратного обращения в одном из автомобильных музеев, где она некоторое время находилась.

«ЭТО КУСОК ЖИЗНИ, ЭТО ИСТОРИЯ. ДЛЯ КОГО-ТО МАШИНА – ЭТО ПРОСТО ВЕДРО С ГАЙКАМИ, И, ПОЖАЛУЙ, ДЛЯ МЕНЯ ТОЖЕ, ЕСЛИ РЕЧЬ ИДЕТ О СЕРИЙНОЙ. НО «ЛАУРА» СДЕЛАНА СВОИМИ РУКАМИ, И БРОСАТЬ ЕЕ НЕЛЬЗЯ. БОЛЬШЕ Я ЕЕ НИКОМУ НЕ ОТДАМ. ОНА ПОСТРАДАЛА, НО Я ЕЕ ВОССТАНОВЛЮ ДО ИДЕАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ, И ЕЩЕ НЕСКОЛЬКО МАШИН ЖДУТ ТОГО ЖЕ. А ЧТО КАСАЕТСЯ ОБЫЧНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, ТО, КОГДА ТЫ ВСЮ ЖИЗНЬ В ЭТОМ ВАРИШЬСЯ, ТО ОТНОСИШЬСЯ К НИМ, КАК К БОТИНКАМ. В БЫТОВОМ ПЛАНЕ У МЕНЯ К НИМ ТРЕБОВАНИЯ, КАК К УДОБНОЙ ОБУВИ, НЕ ХОРОШЕЙ, БРЕНДОВОЙ, ДОРОГОЙ, А ИМЕННО УДОБНОЙ. МНЕ НАДО, ЧТОБЫ ОНА ЕЗДИЛА И НЕ ЛОМАЛАСЬ. ЭТО Я СТРОИТЬ МАШИНЫ ЛЮБЛЮ, А РЕМОНТИРОВАТЬ НЕ ЛЮБЛЮ УЖАСНО.»

В стихийном народном движении «сам-авто» были и куда более простые, но оттого не менее интересные модели. Например, «Муравей», спроектированный конструкторами Молчановым и Ивченко еще в 1966 году. Двигатель у него был от мотоцикла Ява, кузов сделали из фанеры напополам с листовой сталью, а дверей не было вовсе. Внешность получилась очень необычная, особенно за счет характерных «утопленных» фар. «Муравей» и в фильмах снимался, и в пробегах самодельных автомобилей участие принимал, и даже использовался в качестве грузовика для перевозки пирожных и конфет.

Вообще, активисты любительского автомобилестроения находили десятки неожиданных решений. Доставать материалы и детали было непросто, но голь, как известно, на выдумки хитра. Иные кузова варили из противней для газовых плит или из металлических тазов. Названия у советских самоделок были самые разные. Был «Гном» и был «Муравей». Был «Труд» и была «Звездочка». Был «Гепард» и был «Протон». Был «Шмель» и была «Мурена».

Безусловно, хорошая машина, сконструированная своими руками, становилась палочкой-выручалочкой и отличным заменителем труднодоступного заводского автомобиля. И все-таки дело было не только в дефиците, но и в желании реализовать свои конструкторские задумки и сесть за руль чего-то необычного, не такого, как у всех. Пусть мода на самоделки и прошла, уступив место богатому выбору и доступному комфорту разнообразных серийных авто, но и сегодня находятся потрясающие люди с золотыми руками, которые любят автомобили настолько, что готовы собирать их самостоятельно.