Списание масел на автомобильном транспорте

Содержание

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях. Списание тосола в бюджетных учреждениях

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях

ГСМ: организация учета и списание

В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ , водитель должен иметь и передавать для проверки работникам Ространснадзора карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

В случаях, прямо предусмотренных законодательством РФ , водитель должен иметь и передавать для проверки работникам Ространснадзора карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз, специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.

Ежемесячное списание моторного масла на примере

(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) В бухгалтерском учете ООО «Сигма» на основании указанного документа будут сделаны следующие записи: ООО «Сигма» производит техническое обслуживание автомобиля на станции, принадлежащей ОДО «Альфа». Для замены масла моторного и фильтра ООО «Сигма» передало ОДО «Альфа» собственные материалы (масло и фильтр). В данном случае заказ-наряд, оформленный ОДО «Альфа», будет выглядеть следующим образом: № _____ безналичный расчет «___» _____________ ____ г.

Документальное оформление расходов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей

Списание этилового спирта и его смесей производится:

  • на авиационную военную технику – по полетным листам;
  • на регламентные работы, ремонт оборудования и другие цели – по актам в пределах установленных норм расхода.

К актам на списание израсходованного спирта и ЯТЖ прилагается расчет их прогнозированного расхода.

Перерасход горючего вследствие объективных причин (неблагоприятные дорожные условия, необходимость применения форсированного режима, недостаточный опыт водителей), потерей не считается и списывается как фактически израсходованное горючее.

Донесение составляется в двух экземплярах. Оно служит основанием для списания топлива с подразделений на расход.

Охлаждающие низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65 после зимней эксплуатации обязательно сливаются из системы охлаждения двигателей военной техники и сдаются на склад горючего части в перерасчете на стандартную жидкость соответствующей марки.

(должность) (подпись) (И.О.Фамилия) В бухгалтерском учете ООО «Сигма» на основании указанного документа будут сделаны следующие записи: ООО «Сигма» производит техническое обслуживание автомобиля на станции, принадлежащей ОДО «Альфа». Для замены масла моторного и фильтра ООО «Сигма» передало ОДО «Альфа» собственные материалы (масло и фильтр).

В данном случае заказ-наряд, оформленный ОДО «Альфа», будет выглядеть следующим образом: № _____ безналичный расчет «___» _____________ ____ г.

Списание этилового спирта и его смесей производится:

  • на авиационную военную технику – по полетным листам;
  • на регламентные работы, ремонт оборудования и другие цели – по актам в пределах установленных норм расхода.

К актам на списание израсходованного спирта и ЯТЖ прилагается расчет их прогнозированного расхода.

Перерасход горючего вследствие объективных причин (неблагоприятные дорожные условия, необходимость применения форсированного режима, недостаточный опыт водителей), потерей не считается и списывается как фактически израсходованное горючее.

Донесение составляется в двух экземплярах.

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях

Ежемесячное списание моторного масла на примере

Ежемесячное списание моторного масла на примере

Горючее, масла, смазки, специальные жидкости расходуют на автомобильной технике по постоянным или временным технически и экономически обоснованным нормам. Основные нормы расхода горючего объявляют для руководства приказом МО РФ.

Документальное оформление расходов горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей

Списание этилового спирта и его смесей производится:

  • на авиационную военную технику – по полетным листам;
  • на регламентные работы, ремонт оборудования и другие цели – по актам в пределах установленных норм расхода.

К актам на списание израсходованного спирта и ЯТЖ прилагается расчет их прогнозированного расхода.

Перерасход горючего вследствие объективных причин (неблагоприятные дорожные условия, необходимость применения форсированного режима, недостаточный опыт водителей), потерей не считается и списывается как фактически израсходованное горючее.

Донесение составляется в двух экземплярах.

Оно служит основанием для списания топлива с подразделений на расход.

Охлаждающие низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65 после зимней эксплуатации обязательно сливаются из системы охлаждения двигателей военной техники и сдаются на склад горючего части в перерасчете на стандартную жидкость соответствующей марки.

Тема: Списание масел, тормозных жидкостей, тосола и др

Тема: Списание масел, тормозных жидкостей, тосола и др Поиск по теме Начинайте лучше с ближайшего поступления. Начинайте лучше с ближайшего поступления.[/QUOTE] В тысячи км у нас расхождений нет В тысячи км у нас расхождений нет Нормы утверждены минтрансом.

В акте выполненных работ пишется «Долив», затем он прикладывается к акту на списание, в котором уже пишется «Израсходовано на производственные нужды центра» Нормы утверждены минтрансом.

Списываем тосол и тормозную жидкость

Списываем тосол и тормозную жидкость Кстати, Госкомпредпринимательства в свое время в письме от 21.06.2004 г.

№ 4123 указало на принадлежность тосола к нефтепродуктам . То есть тосол следует рассматривать как горюче-смазочную жидкость. Имейте в виду: порядок и периодичность проведения технического обслуживания и ремонта дорожных транспортных средств юридическими лицами независимо от форм собственности определены Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г.

Списываем тосол и тормозную жидкость Кстати, Госкомпредпринимательства в свое время в письме от 21.06.2004 г.

№ 4123 указало на принадлежность тосола к нефтепродуктам . То есть тосол следует рассматривать как горюче-смазочную жидкость. Имейте в виду: порядок и периодичность проведения технического обслуживания и ремонта дорожных транспортных средств юридическими лицами независимо от форм собственности определены Положением о техническом обслуживании и ремонте дорожных транспортных средств автомобильного транспорта, утвержденным приказом Минтранса от 30.03.98 г.

Списание этилового спирта и его смесей производится:

  • на авиационную военную технику – по полетным листам;
  • на регламентные работы, ремонт оборудования и другие цели – по актам в пределах установленных норм расхода.

К актам на списание израсходованного спирта и ЯТЖ прилагается расчет их прогнозированного расхода.

Перерасход горючего вследствие объективных причин (неблагоприятные дорожные условия, необходимость применения форсированного режима, недостаточный опыт водителей), потерей не считается и списывается как фактически израсходованное горючее.

Донесение составляется в двух экземплярах. Оно служит основанием для списания топлива с подразделений на расход.

Охлаждающие низкозамерзающие жидкости марок 40 и 65 после зимней эксплуатации обязательно сливаются из системы охлаждения двигателей военной техники и сдаются на склад горючего части в перерасчете на стандартную жидкость соответствующей марки.

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях Списание ГСМ производится на основании Руководящего документа Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» утвержденного Минтрансом России 29.04.2003 г. Нормы расхода топлива предназначены для организаций, эксплуатирующих автомобильную технику на территории РФ, независимо от их формы собственности.

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях

Ежемесячное списание моторного масла на примере

при температуре воздуха не ниже 00 С. Основная норма расхода горючего должна быть применена для автомобилей, работа которых не учитывается в тонно-километрах.

• система охлаждения двигателя, включая отопитель, – 7, 8 л охлаждающей жидкости (тосол, антифриз). Знание перечисленных параметров позволит бухгалтеру проконтролировать обоснованность списания смазочных материалов: • если замена масел (и других жидкостей) производится реже, чем регламентировано, речь идет не об экономии, а о нарушении правил эксплуатации, что также может быть расценено как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения.

Списываем тосол и тормозную жидкость

№ 102 (далее — Положение № 102 ).

В частности, сезонное техническое обслуживание транспортного средства предусматривает в первую очередь промывание системы охлаждения двигателя автомобиля ( п.

1 приложения В к Положению № 102 ). Целью такого техобслуживания является подготовка авто к использованию в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.

при температуре воздуха не ниже 00 С.

Основная норма расхода горючего должна быть применена для автомобилей, работа которых не учитывается в тонно-километрах.

• система охлаждения двигателя, включая отопитель, – 7, 8 л охлаждающей жидкости (тосол, антифриз).

Знание перечисленных параметров позволит бухгалтеру проконтролировать обоснованность списания смазочных материалов: • если замена масел (и других жидкостей) производится реже, чем регламентировано, речь идет не об экономии, а о нарушении правил эксплуатации, что также может быть расценено как предумышленное причинение ущерба имуществу учреждения.

Акт на списание ГСМ

Путевые листы должны выдаваться в начале рабочего дня, после которого водители обязаны передавать их в бухгалтерию (с авансовым отчетом, в котором регистрируются траты наличных средств, выданных на ГСМ, а также чеками и квитанциями).

Для того, чтобы законно провести списание горюче-смазочных материалов, а также правильно оформить акт, в организации должна быть создана специальная комиссия в составе не менее двух человек.

Нормы списания тосола в бюджетных учреждениях

Базовое значение расхода топлива определяется для каждой модели, марки или модификации автомобиля в качестве общепринятой нормы.

Нормы списания ГСМ установлены в литрах на 100 км.

Нормы расхода топлива могут повышаться при следующих условиях: 2. При работе автотранспорта в городах с населением: – свыше 3 млн человек – до 25 %; – от 1 до 3 млн человек – до 20 %;

№ 102 (далее — Положение № 102 ). В частности, сезонное техническое обслуживание транспортного средства предусматривает в первую очередь промывание системы охлаждения двигателя автомобиля ( п.

1 приложения В к Положению № 102 ). Целью такого техобслуживания является подготовка авто к использованию в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.

ГСМ: организация учета и списание

Государственные (муниципальные) учреждения применяли форму путевых листов, утвержденную Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее – Постановление Госкомстата РФ № 78).

Здесь же отметим, что ведомственными нормативными актами может быть установлена необходимость при организации учета и списания ГСМ в учреждении применять путевые листы.

№ 102 (далее — Положение № 102 ).

В частности, сезонное техническое обслуживание транспортного средства предусматривает в первую очередь промывание системы охлаждения двигателя автомобиля ( п. 1 приложения В к Положению № 102 ).

Целью такого техобслуживания является подготовка авто к использованию в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.

№ 102 (далее — Положение № 102 ). В частности, сезонное техническое обслуживание транспортного средства предусматривает в первую очередь промывание системы охлаждения двигателя автомобиля ( п. 1 приложения В к Положению № 102 ).

Целью такого техобслуживания является подготовка авто к использованию в условиях осенне-зимнего и весенне-летнего периодов.

Списание моторного масла в бюджетной организации

Вход на сайт

Списание моторного масла в бюджетной организации

Списание масел, тормозных жидкостей, тосола и др

Идеальный путевой лист бюджетного учреждения

Все об автомобиле на предприятии

Следовательно, те горюче-смазочные материалы (ГСМ), которые непосредственно принимали участие в хозяйственной деятельности предприятия, относят к составу валовых расходов.

Порядок учета и списания ГСМ по путевым листам в 2015-2018 гг

Автомобиль на предприятии: Тематические проекты

Списание готовой продукции, утраченной в результате стихийного бедствия

Нормативные» литры

Теперь юрлицам рекомендуется использовать статус «01», а ИП – «09». Расширен перечень видов госконтроля, при которых применяется риск-ориентированный подход.

Какие нормы нужно использовать при списании ГСМ

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист, форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

Рекомендованные Министерством транспорта РФ либо самостоятельно разработанные на предприятии, нормы списания топлива зависят от объективных факторов:

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.


Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула, применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

Nрасх. = 0,01 х Nпредусм. х (1 + х К х 0,01)

  • Nрасх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • Nпредусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Списание масел на автомобильном транспорте

В последнее время субъектами хозяйствования все чаще задаются вопросы о правомерности списания стоимости горюче-смазочных материалов на затраты в целях налогового учета без соблюдения норм потребления с учетом пробега автомобилей. Обуславливают это тем, что в ст. 131 Общей части Налогового кодекса РБ от 29.12.2009 № 71-З не перечислены затраты на ГСМ сверх норм. Разъяснения по данному вопросу читайте в приведенной ниже публикации. В состав материальных затрат организаций, имеющих на балансе автотранспорт, включаются расходы на использование горюче-смазочных материалов (ГСМ). Организации обязаны вести бухгалтерский и налоговый учет ГСМ. Использованное топливо для работы автомобильной техники списывается на затраты организации в целях бухгалтерского и налогового учета. Зачастую организации не соблюдают законодательство и превышают допустимые нормы потребления ГСМ. Под ГСМ понимаются бензин, дизельное топливо, керосин, дизельное и автотракторное масла, сжатый и сжиженный газ, используемые в качестве моторного топлива, а также другие технические и специальные жидкости, применяющиеся при эксплуатации транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, микроавтобусов, тягачей, самосвалов, фургонов, специальных и специализированных автомобилей (краны, погрузчики, пожарные автомобили и т.п.)). – Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для механических транспортных средств, машин, механизмов и оборудования, утвержденной постановлением Минтранса РБ от 31.12.2008 № 141 (с изменениями и дополнениями от 18.11.2009 № 97) (далее – Инструкция № 141); – Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных постановлением Минэкономики, Минфина и Минтруда РБ от 30.10.2008 № 210/161/151* (далее – Основные положения); __________________________ * С 29 сентября 2010 г. носят рекомендательный характер в соответствии с Указом Президента РБ от 23.09.2010 № 484. Более подробно читайте в комментарии Н. Петровской (см.: Гл. бухгалтер, 2010, № 37, с. 38–40). – Инструкции о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов, утвержденной постановлением Минфина РБ от 15.05.2002 № 74 (в ред. от 10.12.2008 № 186); – Инструкции о порядке учета поступления, хранения и расходования горюче-смазочных материалов сельскохозяйственными организациями, утвержденной постановлением Минсельхозпрода РБ от 27.07.2009 № 50; – Особенной части Налогового кодекса РБ (гл. 14 «Налог на прибыль»); – других нормативных документов. Нормы расхода ГСМ (в зависимости от их видов) могут устанавливаться как законодательством, так и организацией. Отдельно выделяют нормирование смазочных материалов и топлива. Рассмотрим, какие нормы законодательства должны соблюдаться при нормировании и списании на затраты стоимости потребленных ГСМ. Ни в Основных положениях, ни в Особенной части Налогового кодекса РБ не сказано, что при списании на затраты использованные ГСМ подлежат нормированию. Вместе с тем необходимо помнить, что на территории Республики Беларусь действует Инструкция № 141. Нормы расхода топлива, рассчитанные в соответствии с Инструкцией № 141, предназначены для использования при учете и контроле расходования топлива механическими транспортными средствами, машинами, механизмами и оборудованием, эксплуатируемыми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь (п. 2 Инструкции № 141). Следует учитывать и действующие нормы таких документов, как: – Директива Президента РБ от 14.06.2007 № 3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства»; – постановление Совета Министров РБ от 30.07.2007 № 972 «О некоторых мерах по реализации Директивы Президента Республики Беларусь от 14 июня 2007 г. № 3» (с изменениями и дополнениями от 05.01.2010 № 5); – постановление Совета Министров РБ от 31.05.1999 № 806 «О совершенствовании организации нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг)» (далее – постановление № 806). На основании подп. 1.1 п. 1 постановления № 806 организацию нормирования затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг) осуществляют: – министерства и другие республиканские органы государственного управления – по подведомственным им предприятиям республиканской формы собственности; – объединения, подчиненные Правительству РБ, – по предприятиям всех форм собственности, входящим в их состав; – облисполкомы и Мингорисполком – по предприятиям коммунальной и негосударственной форм собственности, а также по индивидуальным предпринимателям. Контроль за обоснованностью применяемых предприятиями, организациями и индивидуальными предпринимателями норм и нормативов затрат на производство и реализацию товаров (продукции, работ, услуг) осуществляется соответствующими министерствами, другими республиканскими органами государственного управления, объединениями, подчиненными Правительству РБ, облисполкомами и Мингорисполкомом в пределах своей компетенции (п. 4 постановления № 806). Учитывая, что для большинства субъектов хозяйствования процедура согласования норм расхода с указанными выше государственными органами установлена не была, в сложившейся ситуации субъекты хозяйствования самостоятельно утверждают и применяют нормы расхода материальных ресурсов исходя из технической и технологической документации. Необходимо принимать во внимание, что Минтранс РБ разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством технические нормативные правовые акты, нормы в области транспортной деятельности, а именно нормы потребления ГСМ. Этими нормами необходимо руководствоваться в т.ч. и при определении себестоимости продукции (работ, услуг) и затрат в целях налогового учета. За нерациональное использование ГСМ предусмотрена административная ответственность Кодексом РБ от 21.04.2003 № 194-З «Об административных правонарушениях» (с изменениями и дополнениями) (далее – КоАП) предусмотрена административная ответственность за нерациональное использование топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Так, нерациональное использование ТЭР, выразившееся в сверхнормативном их расходовании, обусловленном несоблюдением требований, установленных законодательством РБ или технологическими регламентами и паспортными данными для действующего оборудования в части использования этих ресурсов, либо в эксплуатации без производственной необходимости на холостом ходу электродвигателей, электропечей и другого электро-, тепло-, топливоиспользующего оборудования, либо в прямых потерях топлива, сжатого воздуха, воды и тепловой энергии, вызванных неисправностью оборудования, арматуры, трубопроводов, их теплоизоляции, либо в использовании электрической энергии в целях отопления и горячего водоснабжения служебных и других помещений без разрешения энергоснабжающих организаций и органов государственного энергетического надзора или с нарушением заданного режима работы электрокотельных, нагревательных приборов, а также в иных целях, не обусловленных производственным процессом, либо в сверхнормативном расходовании электрической энергии для освещения, влечет наложение штрафа в размере до 30 базовых величин, а на юридическое лицо – от 10 до 400 базовых величин (ст. 20-1 КоАП). Соблюдение норм расхода смазочных материалов для работы автомобильного транспорта Письмом Минтранса РБ от 01.01.1999 были доведены нормы расхода смазочных материалов, предусмотренные к применению при эксплуатации автомобильного транспорта. Нормы Сборника, содержащегося в названном письме (далее – Сборник), имеют юридическую силу без государственной регистрации в Минюсте РБ (письмо от 01.11.1996 № 12/12-7349) и обязательны для исполнения всеми владельцами транспортных средств и автотракторной техники независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Установлено, что нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для оперативного учета, расчета удельных норм расхода масел и смазок при обосновании потребности в них автотранспортных предприятий. Нормы расхода смазочных материалов установлены на 100 л (куб. м сжатого природного газа) общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для конкретного автомобиля: масел – в литрах на 100 л (куб. м сжатого природного газа) расхода топлива, а смазок – в килограммах на 100 л (куб. м сжатого природного газа) расхода топлива. Нормы могут увеличиваться до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 8 лет. Указанные нормы включают в себя замену масла при технических обслуживаниях и доливку в процессе эксплуатации. Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. В Сборнике приведены нормы расхода масел и смазок по маркам (моделям) автомобилей, по которым такие нормы установлены индивидуально. Расход масел и смазок для автомобилей (в т.ч. иностранных марок) и тракторов, не вошедших в Сборник, осуществляется по временным нормам расхода (см. табл.). Для автомобилей, оборудованных гидромеханическими коробками передач (кроме БелАЗ и МоАЗ), временная норма расхода специальных масел увеличивается до 0,3 л. Таким образом, при замене масел и смазок необходимо соблюдать указанные нормы на 100 л общего расхода топлива. Пример 1 Организацией производится текущее обслуживание автомобиля с заменой фильтра и масла моторного в августе 2010 г. (автомобиль модели VW Passat 1,4 TSi (90 kW) 2005 г. выпуска; пробег –50 325 км). Автомобиль работает на бензине.Линейная норма расхода бензина – 8 л/100 км (приложение к постановлению Минтранса РБ от 01.10.2009 № 87). В организации для езды в черте города норма повышена на 10 % и утверждена в количестве 8,8 л/100 км. Замена масла произведена в количестве 10 л. Это количество установлено для 417 л использования бензина: 10 × 100 / 2,4. Замена масла осуществлена для пробега автомобиля в количестве 4 739 км: 417 × 100 / 8,8. При использовании ГСМ необходимо соблюдать нормы расхода топлива для работы автомобильного транспорта Норма расхода топлива применительно к автомобильному транспорту – это установленное значение меры потребления данного расходного материала при работе конкретного автомобиля. Каждая организация вправе самостоятельно определить нормы расхода топлива с учетом технологических особенностей своего производства. Разработка норм расхода топлива в организации осуществляется на основании Инструкции № 141. В ней даны определения норм расхода топлива: – линейная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем технически исправного автомобиля на 100 км пробега в литрах или кубических метрах, без учета повышений (понижений) и дополнительного расхода топлива; – дополнительный расход топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования сверх установленной нормы при определенных условиях эксплуатации; – временная норма расхода топлива – объем топлива, потребляемый двигателем механического транспортного средства, машины, механизма и оборудования, соответствующий контрольному расходу топлива, установленному организацией (заводом) – изготовителем для данного механического транспортного средства, машины, механизма, оборудования в инструкциях по эксплуатации. Линейные нормы расхода топлива общие для всех организаций Республики Беларусь и периодически для разных модификаций утверждаются постановлениями (ранее приказами) Минтранса РБ с 1999 г. Применяемая в организации расчетная норма расхода топлива утверждается приказом руководителя. В данном приказе целесообразно указать по каждой марке автомобиля или иной техники базовую (линейную) норму расхода топлива, повышения (понижения) нормы, дополнительный расход топлива, а также расчетную норму расхода топлива, которая будет применяться при фактическом списании топлива. Приказ может выглядеть следующим образом: ООО «АБС» Как правило, если руководителем не издается приказ о повышении (понижении) нормы расхода топлива, то применяются линейные нормы, утвержденные Минтрансом РБ. Отметим также, что в случае отсутствия установленной линейной нормы расхода топлива до ее утверждения Минтрансом РБ учет фактического расхода топлива при движении механического транспортного средства в черте города и за его пределами производится по временной норме, соответствующей контрольному расходу топлива, установленному заводом-изготовителем в инструкции по эксплуатации для соответствующего механического транспортного средства (кроме трактора), но в течение не более 6 месяцев. Если завод-изготовитель или его официальный представитель аргументированно подтверждает, что модификация автомобиля не имеет конструктивных отличий от базовой модели, которые влияют на расход топлива, может применяться утвержденная линейная норма на соответствующую базовую модель автомобиля. Нормирование расхода ГСМ следует соблюдать при ведении бухгалтерского учета Основным документом, на основании которого определяются расход и списание топлива, является путевой лист, который дает право водителю: – на выезд автомобиля из гаража (места стоянки) на дороги общего пользования для выполнения установленного в нем задания; – на въезд автотранспортного средства и находящихся в нем лиц, указанных в путевом листе, на территорию грузоотправителя или грузополучателя, если для этого не требуется специального пропуска. На основании данных путевых листов о пробеге стоимость потребленного топлива списывается на затраты. В состав затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг), стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм их расхода. Такая норма была определена в подп. 2.6.8 п. 2 Основных положений по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), утвержденных Минстатом 30.01.1998 № 01-21/8, Минтрудом 30.01.1998 № 03-02-07/300, Минфином 30.01.1998 № 3 и Минэкономики РБ 26.01.1998 № 19-12/397 (действовали до 26 января 2009 г.). Требование о том, чтобы стоимость материальных ресурсов, в т.ч. и топливно-энергетических, включалась в себестоимость в пределах норм, отсутствует в действующих в настоящее время Основных положениях. Однако с учетом рассмотренных выше нормативных актов использованное топливо следует списывать с учетом утвержденных норм его потребления. При сверхнормативном расходе ГСМ перерасход на себестоимость продукции (работ, услуг) не относится, а списывается на внереализационные расходы как сумма потерь активов, если пережог устанавливается по вине организации. В случаях, когда перерасход ГСМ допущен по вине работника предприятия (организации) либо установлен факт хищения, стоимость ГСМ, использованных сверх установленных норм, возмещается виновным лицом. Таким образом, при списании на затраты в целях бухгалтерского учета необходимо нормировать затраты с учетом использования ГСМ на 100 км пробега. В последнее время возникают вопросы, связанные с экономией или пережогом ГСМ. Когда измерение оставшегося количества топлива в баках производится в конце месяца, то однозначно определяется экономия или пережог. В автомобилях новых модификаций есть специальные приборы (или организациями самостоятельно устанавливаются компьютеры), позволяющие ежедневно определять пережог или экономию ГСМ. В частности, как быть, если в одном и том же отчетном месяце в отдельные дни допущена экономия, а в отдельные – пережог? В данном случае организации следует вести в течение отчетного месяца накопительную ведомость учета использования ГСМ по каждому водителю. В конце месяца, если имеют место экономия и пережог, следует перекрывать одно другим, т.е. вести так называемый суммарный учет и выводить по результатам зачета за месяц либо экономию, либо пережог. Такой вывод вытекает из норм п. 18 Инструкции № 74: «Данные о наличии остатка топлива в баках транспортных средств, машин и механизмов на конец отчетного месяца, учтенные на субсчете «Топливо в баках транспортных средств», ежемесячно подтверждаются актом снятия остатков». Рассмотрим, как отражается использование топлива в бухгалтерском учете. Пример 2 Организация использует служебный легковой автомобиль Mercedes Benz 300 D. Линейная норма расхода дизельного топлива на 100 км – 9,4 л. Линейная норма приказом руководителя увеличена на 10 % (с учетом эксплуатации автомобиля в городах с численностью населения свыше 1 млн. руб; автомобиль используется в г. Минске), и норма расхода составила 10,34 л на 100 км. На начало месяца в баке фактический остаток дизтоплива составил 15 л. За месяц заправлено 250 л, остаток на конец – 20 л. Фактический расход за месяц – 245 л. Стоимость 1 л без НДС (НДС принят к вычету) – 1 950 руб. Пробег автомобиля за месяц – 2 340 км. Рассчитаем расход топлива по норме для пробега 2 340 км – 242 л (2 340 / 100 × 10,34). Руководителем принято решение перерасход списать за счет средств организации, так как он связан с работой кондиционера. Дополнительная норма на работу кондиционера не утверждена. В бухучете производятся записи: 1) в пределах норм расхода: Д-т 26 – К-т 10 – 471 900 руб. (242 × 1 950); 2) сверх норм расхода: Д-т 92, (84) – К-т 10 – 5 850 руб. (3 × 1 950). Пример 3 Условие, как в примере 2, но пережог списывается на виновное лицо (водителя) по решению руководителя организации. В бухучете делаются следующие записи: 1) в пределах норм расхода: Д-т 26 – К-т 10 – 471 900 руб. (242 × 1 950); 2) сверх норм расхода: Д-т 94 – К-т 10 – 5 850 руб. (3 × 1 950); 3) исчислен НДС от стоимости топлива, использованного сверх норм: Д-т 94 – К-т 68 – 1 170 руб. (5 850 × 20 %); 4) списывается пережог на материально ответственное лицо: Д-т 73 – К-т 94 – 7 020 руб. (5 850 + 1 170); 5) материально ответственное лицо погашает недостачу: Д-т 70 (50) – К-т 73 – 7 020 руб. Нормирование расхода ГСМ необходимо соблюдать и в налоговом учете В гл. 14 Особенной части Налогового кодекса РБ отсутствует норма, обязывающая соблюдать нормы потребления ГСМ в налоговом учете. Однако с учетом рассмотренных выше положений необходимо соблюдать нормы потребления ГСМ как при ведении бухгалтерского, так и при ведении налогового учета. Вероятно, что при разработке Налогового кодекса РБ, в частности норм ст. 131, подразумевалось включить в подп. 1.7 п. 1 нормы не только о том, что при налогообложении не учитываются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных сверх лимитов, доводимых до организаций в установленном порядке, но и сверх норм потребления ГСМ. Таким образом, нормы потребления ГСМ с учетом пробега (на 100 км) транспорта действуют, они не отменены, поэтому их следует учитывать при списании стоимости использованных ГСМ на работу автомобильного транспорта в бухгалтерском и налоговом учете. От редакции: Дополнительно рекомендуем ознакомиться с материалом «Можно ли списывать на затраты в целях бухгалтерского и налогового учета топливо на работу автотранспорта в фактически использованных объемах, превышающих нормы, установленные Минтрансом РБ?» в рубрике «Вопрос недели» (см.: Гл. бухгалтер, 2010, № 36, с. 9).

«Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте (р 3112194-0366-03)» (утв. Минтрансом РФ 29.04.2003) (2-е издание, исправленное и дополненное)

Топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте » скачать транспорта от 24.06.2003 N 153 «Об утверждении Инструкции по учету.

Инструкции о порядке применения норм расхода топлива для Отдельно выделяют нормирование смазочных материалов и топлива. Установлено, что нормы расхода смазочных материалов на автомобильном транспорте.

Утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43 Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном. температуры руководство предприятия назначает ответственное лицо и.

N 153 «Об утверждении Инструкции по учету доходов и расходов по Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте » (далее — нормы расхода топлив). увеличивать нормативный расход топлива до 1% от общего количества.

Управлению автомобильного транспорта (г-н В. Раду) обеспечить Нормы расхода топлива ( смазочных материалов) на автомобильном производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).