У кого нерастаможенные авто в украине

Как официально ездить на нерастаможенном авто в Украине: советы экспертов

Продавцы иностранных авто наладили четкий механизм

Машиной с иностранными номерами формально владеть нельзя, но можно управлять с разрешения реального хозяина. Какие подводные камни такой сделки?

Мы выяснили, какие проблемы могут возникнуть с нерастаможенным авто.

Журналисты звонили по нескольким объявлениям о продаже (в основном предлагают с литовскими и польскими номерами) и каждый раз спрашивали, в чем подвох. «Ни в чем. У нас отлаженный механизм, — рассказал продавец Валерий. — Право управлять нерастаможенным авто гарантировано Стамбульской конвенцией, к которой еще в 2004 году присоединилась Украина. Машина зарегистрирована на фирму в Европе, вас нанимают на работу, и вы ездите по Украине, официально находясь в длительной командировке».

Недостаток, мол, лишь один — раз в год на такой машине нужно выезжать в Европу и заезжать назад, предварительно продлив доверенность (и контракт) от фирмы-собственника. То есть каждый раз нужно оформлять визу. Но есть немаловажный нюанс: покупая такой автомобиль, следует понимать, что вы не станете его законным владельцем, а будете лишь управлять по доверенности. Ну и продать, соответственно, не сможете.

Мнение таможни

В целом схема выглядит законной. Но есть главный вопрос — не появятся ли претензии у контролирующих госструктур? В Гостаможслужбе, куда мы обратились за комментариями, заявили, что претензии к таким водителям есть.

«Конвенцией о временном ввозе (Стамбульская) определено, что авто может быть ввезено с освобождением от ввозной пошлины и налогов. Но лишь в случае, если такой автомобиль зарегистрирован за рубежом на имя иностранца и используется иностранцами. То есть на украинцев эти льготы не распространяются. А использовать такие авто на территории Украины могут лишь те люди (нерезиденты — ред.), которые ввезли их в Украину. При этом запрещено передавать такие машины другим лицам, разукомплектовывать их или использовать для бизнеса», — заявили на таможне.

С этим не согласен адвокат Вадим Володарский, который специализируется на защите водителей: «Закон не запрещает автовладельцу-иностранцу передавать управление своей машиной водителю-украинцу — управление авто и использование авто являются разными с юридической точки зрения терминами. Никаких документов о передаче права управления на авто не требуется, так как доверенность не является обязательным документом. Собственник дал другому водителю ключи и техпаспорт — и тот может законно ездить».

Мнение МВД

В МВД пояснили, что если машина пребывает в международном движении на территории Украины более двух месяцев, то, согласно п. 29.2 ПДД, она должна быть временно зарегистрирована в ГАИ, иначе управлять таким авто нельзя. За нарушение предусмотрен штраф.

Однако полицейские не имеют доступа к базам данных таможни или пограничников, то есть проверить, когда именно машина въехала в Украину, не могут. Поэтому после остановки такого авто инспектор вызывает представителя таможни.

Закон не позволяет ГАИ следить за соблюдением таможенных правил, а иностранные номера — еще не причина для остановки. Незаконные требования ехать на штрафплощадку, отдавать ключи и т.п. можно не выполнять.

В случае, если в течение двух месяцев после ввоза в Украину авто не было зарегистрировано в органах ГАИ, нужно заплатить штраф в размере 255 грн.

На практике

Один из перегонщиков иномарок рассказал, что, хотя покупатели нерастаможенных машин закон не нарушают, гаишники все равно устраивают им длительные проверки.

«Людей держат на дорогах часами, созваниваются с таможенниками для проверки. Однако, если водитель ведет себя уверенно и говорит, что будет писать заявление о превышении служебных полномочий, его отпускают», — говорит Алексей Н. Но дискомфорт все равно есть. Поэтому он не советует связываться с такими автомобилями.

Прецедент

В общественном проекте Дорожный контроль рассказали историю водителя, у которого год назад забрали нерастаможенный автомобиль якобы за нарушение таможенных правил. Сразу после остановки сотрудники ГАИ вызвали таможенника, который составил админпротокол по ч. 1 ст. 483 Таможенного кодекса (сокрытие товаров от таможни, использование документов с неправдивыми данными либо поддельных).

В суде водителя обвинили в том, что документы о трудоустройстве в литовской компании поддельные. Однако суд установил, что в действиях водителя нет никаких нарушений, а протокол составлен безосновательно: у таможенника не было никаких доказательств того, что документы поддельные, а сама ст. 483 вообще неприменима в данной ситуации. В итоге авто вернули. Но на разбирательство ушло несколько месяцев, в течение которых водитель был вынужден обходиться без машины.

Как в Украине ездить на нерастаможенном авто

Есть несколько условно легальных схем, но ни одна из них не гарантирует беспроблемного вождения

Многие автолюбители знают, что машины за границей стоят намного дешевле, чем в Украине. Но при растамаживании б/у машины резко дорожают. Пока президент не подписал закон о существенном снижении акцизов на подержанные авто, UBR.ua узнавал можно ли ездить на нерастаможенном автомобиле легально.

Владеть — нельзя. Управлять — можно

Формально, автомобилем с иностранными номерами владеть нельзя, но можно управлять с разрешения реального хозяина. Дело в том, что право управлять нерастаможенным авто гарантировано Стамбульской конвенцией, к которой еще в 2004 г. присоединилась Украина.

И этот факт активно используют продавцы. Суть лазейки такова: машина зарегистрирована на европейскую фирму, а нового реального владельца якобы «нанимают» на работу водителем, и он может ездить по Украине, по документам находясь в длительной «командировке».

Недостаток такой схемы — раз в год на такой машине нужно пересекать границу с ЕС и продлять доверенность от фирмы-собственника и «рабочий контракт». То есть, каждый раз нужно оформлять визу. При этом стоит понимать, что, покупая такой автомобиль, водитель никогда не станет его законным владельцем, а будете лишь управлять им по доверенности. Следовательно, и продать его будет нельзя.

Как рассказали UBR.ua в Таможенной службе Украины, хоть, согласно Стамбульской конвенции о временном ввозе, авто и может быть ввезено с освобождением от ввозной пошлины и налогов, но лишь в случае, если такое транспортное средство зарегистрировано за рубежом на иностранца и эксплуатируется им.

То есть, на украинцев эти льготы не распространяются. А использовать такие авто на территории Украины могут лишь нерезиденты, которые ввезли их в Украину. При этом запрещено передавать такие машины другим лицам, разукомплектовывать их или использовать для бизнеса.

При этом, юристы подтвердили нам, что передача нерастаможенных авто в пользование резидентам Украины запрещена. Стамбульскую конвенцию наша таможня распространяет только на транспортные средства, осуществляющие перевозки, а не на легковые.

«По этому поводу возникает куча конфликтов. Но документов о передаче, действительно, не требуется, достаточно ключей, прав водителя, техпаспорта и страховки», — рассказал UBR.ua адвокат Вадим Володарский, который специализируется на защите водителей.

Простым языком, на таможне водителю просто откажут в пропуске на таком основании легкового транспорта. «Кто-то прорывается, но приобретать таким образом машину я бы сейчас не рекомендовал. Надежного способа сейчас нет, кроме получения вида на жительство в другой стране и, соответственно, статуса нерезидента», — добавил Володарский.

Что думает МВД

В МВД пояснили, что если машина пребывает в международном движении на территории Украины более двух месяцев, то, согласно п. 29.2 ПДД, она должна быть временно зарегистрирована в ГАИ, иначе управлять таким авто нельзя. За нарушение предусмотрен штраф в размере 255 грн.

Однако полицейские не имеют доступа к базам данных таможни или пограничников. То есть, проверить, когда именно машина въехала в Украину, они не могут. Поэтому после остановки такого авто инспектор вызывает представителя таможни.

Закон не позволяет полиции следить за соблюдением таможенных правил, а иностранные номера — еще не причина для остановки. Незаконные требования ехать на штрафплощадку, отдавать ключи и т.п. можно не выполнять.

Учитывая вышесказанное, многие водители просто-напросто пренебрегают требованием постановки нерастаможенного авто на учет. Однако, не стоит обольщаться: если попадется упрямый полицейский, который не поленится созвонится с таможней для проверки, автолюбителю грозит несколько часов потерянного времени и штраф.

Как повезет

В общественном проекте Дорожный контроль рассказали историю водителя, у которого примерно полтора года назад забрали нерастаможенный автомобиль, якобы за нарушение таможенных правил. Сразу после остановки сотрудники ГАИ вызвали таможенника, который составил админпротокол по ч. 1 ст. 483 Таможенного кодекса (сокрытие товаров от таможни, использование документов с не правдивыми данными либо поддельных).

В суде водителя обвинили в том, что документы о трудоустройстве в литовской компании поддельные. Однако суд установил, что в действиях водителя нет никаких нарушений, а протокол составлен безосновательно: у таможенника не оказалось никаких доказательств того, что документы поддельные, а сама ст. 483 вообще неприменима в данной ситуации. В итоге авто вернули. Но на разбирательство ушло несколько месяцев, в течение которых водитель был вынужден обходиться без машины.

Но случается и по-другому. Как сообщили UBR.ua в Госпогранслужбе, в ходе одного из совместных рейдов с сотрудниками фискальной службы был выявлен случай контрабанды автомобиля Opel Vectra литовской регистрации. На территорию Украины автомобиль на литовских номерах попал в августе 2015 г. Гражданин Республики Молдова, который, собственно, и ввез Opel Vectra в нашу страну, оформил ее в режиме «временного ввоза до одного года», после чего передал транспортное средство в распоряжение украинца, проживающего в Белгород-Днестровском.

Как утверждают пограничники, новоиспеченный владелец не платил никаких сборов и пошлин, так что в его действиях четко прослеживается признаки уклонения от уплаты таможенных платежей, за что ему и был выписан штраф в размере 500 тыс. грн. К слову, данный случай не единичен. За несколько лет правоохранителям удалось установить более 30 случаев организации незаконного ввоза автомобилей на территорию Украины, и информация о каждом из них была передана сотрудникам фискальной службы.

Надежно, но хлопотно

Есть ли схема езды на нерастаможенном авто без риска? В принципе, да, но все равно с ограничениями. Можно въехать на автомобиле с иностранной регистрацией, в режиме «временный ввоз». Но эксплуатировать такое авто можно до 5 дней, далее необходимо пересечь границу, и снова получить 5 дней передышки.

«В пример приведу практику «транзитчиков», жителей приграничных районов, которые могут на самом деле зарегистрировать для себя фирму в той же Польше, и оформить «пакет документов». Многие из них бывают за границей по несколько раз в неделю, и даже могут иметь там родственников. Но, никто из них не делает «ввоз на год с пакетом документов», а катаются каждые 5 дней для пересечения границы», — отметил в разговоре с UBR.ua генеральный директор Всеукраинской Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко.

Кроме того, эксперты предостерегают покупателей, что часто заниженная цена на нерастаможенный автомобиль может свидетельствовать о криминальном прошлом такого транспортного средства. А это значит, что у водителя, эксплуатирующего эту машину, могут возникнуть проблемы не только с Административным, но и с Уголовным кодексом.

Хотите первыми получать важную и полезную информацию о ДЕНЬГАХ и БИЗНЕСЕ? Подписывайтесь на наши аккаунты в мессенджерах и соцсетях: Telegram, Twitter, Google+, Facebook, Instagram.

Нерастаможенный автомобиль в Украине. Ездить или не ездить?

Сегодня покупка нерастаможенной машины все чаще и чаще рассматривается автолюбителями как приоритетная. И это не удивительно – цена на них, ну, очень привлекательна! Но подбирая себе «новенький» автомобиль по неприлично низкой цене, каждому автолюбителю необходимо изучить законодательные азы, дабы избежать неприятных ситуаций, которые могут возникнуть во время езды на нерастаможенном авто.

Видео о нерастаможенных автомобилях

Если авто не оформлено

В соответствии с законом, иномарка, прибывшая из другой страны, обязана быть растаможена за 24 часа. В течение этого времени вам нужно прибыть на таможенный пункт и оформить необходимые документы. Если таможенный сбор не оплачен, то автоматически машина считается контрабандной и может быть конфискована. Но совсем по-другому обстоит дело, если вы хотите временно ввезти иномарку на территорию Украины.

Как ездить на нерастаможенном авто в Украине?

Многих автолюбителей интересует, а можно ли ездить на нерастаможенной машине на законных основаниях?
Нерастаможенным авто в Украине гражданин Украины может управлять без каких-либо проблем на протяжении десяти дней. В том случае, если он находится на консульском учете в другом государстве – 60 дней. Но в нашем законодательстве существует лазейка в виде Стамбульской конвенции, позволяющей украинцам законно ездить на нерастаможенном авто. Благодаря этому документу стала популярной следующая схема в двух вариациях, по которой нерастаможенные авто в Украине могут эксплуатироваться.

  • Если у вас есть родственник или знакомый «за бугром». Если родственники отсутствуют, то вам нужно будет найти иностранца, который за «символическую» плату согласиться вам помочь. Иностранец выступает в роли совладельца вашего будущего автомобиля. Он может вам пригнать ее в Украину и уехать обратно «своим ходом». Или вы сами на ней въезжаете в страну, предъявляете техпаспорт и обязуетесь выехать на ней из Украины ровно через 1 год. К тому же нужно будет еще ваш нерастаможенный автомобиль зарегистрировать в Госавтоинспекции в течение 2-х месяцев.
  • Оформление на иностранную фирму. В соответствии со Стамбульской конвенцией гражданам резидентам Украины можно въезжать временно на территорию Украины на транспортном средстве, которое зарегистрировано за рубежом. Такое авто ввозится без таможенных сборов и налогов в том случае, если принадлежит зарубежной фирме и используется исключительно в коммерческих целях. Нерастаможенный авто числится за иностранной компанией, в которой украинский водитель оформлен по трудовому договору. В этом случае также достаточно 1 раз в год выезжать из Украины для штампа, возвращаться и снова целый год законно ездить по стране.

Можно ли купить нерастаможенное авто в Украине?

Для автолюбителей, желающих обзавестись недорогой иномаркой, актуален вопрос о том, как купить нерастаможенную машину и какие санкции могут быть к нему применимы.

В 90-х многие занимались подобным бизнесом по налаженной схеме: покупали поддержанную иномарку за границей за невысокую цену, пригоняли ее в Украину и продавали в несколько раз дороже. Но после того, как Украина запретила ввоз поддержанных машин старше 8 лет и обложила их высоким налогом, растамаживать такие автомобили стало «себе дороже». И все равно лазейка в украинском законодательстве осталась, а значит и продажа нерастаможенных автомобилей на рынке имеет место быть. Главное, если вы решили купить нерастаможенное авто, то убедитесь, что он не находится в розыске и номера у него не перебиты.

И если в целом схема пригона в Украину недорогих авто выглядит вполне законной, в Гостаможслужбе все равно остаются претензии к нерастаможенным автомобилям, которые эксплуатируются украинцами. Претензии основываются на том, что «использовать нерастаможенные авто в Украине могут лишь нерезиденты, которые ввезли их в нашу страну. При этом запрещается передавать эти машины другим лицам…». Но юристы, специализирующиеся на защите прав автовладельцев, утверждают, что «управление транспортным средством» и «использование транспортного средства» — два разных термина в юриспруденции. А поскольку сейчас не нужна доверенность о передачи прав управления на ТС, собственник просто дает ключи и техпаспорт водителю – и тот ездит абсолютно законно!

Как дела обстоит на практике

В практике же существуют примеры, доказывающие, что риск конфискации нерастаможенного авто остается несмотря на то, что покупатель закон не нарушил. Так, сотрудники автоинспекции могут устраивать таким водителям длительные проверки, и если не знать своих прав, то автомобиль могут забрать на штрафплощадку и через суд его конфисковать.

Поэтому, если вас остановили сотрудники ГАИ, а вы на нерастаможенной машине, то главное – не паникуйте. Вам достаточно сослаться на ст. 16 «О дорожном движении» и ПДД, где перечислены документы, которые имеют право требовать сотрудники ГАИ. Если последние настаивают на другой проверке, то это превышение их служебных полномочий, которое карается ст. 365 УК.