Уроки авто кузовному ремонту

Кузовной ремонт автомобиля

Очередные дачные выходные плавно подошли к концу. Собрав последние силы, наша компания погрузилась в папин автомобиль до кузовного ремонта под моим управлением и выдвинулась в сторону города-героя Москвы.

Вывернув на Дмитровское шоссе, я набрал крейсерские 130 км/ч и под монотонное вещание женской половины коллектива обдумывал: «Менять масло сегодня, когда лень, или завтра, когда лень будет еще больше?»

«Усмехаясь себе в усы», я продолжал размышлять на свободные темы, попутно входя в затяжной левый поворот. И все было бы хорошо, но наехал я на валяющуюся на дороге палку. Небольшую такую палку, которая, повинуясь законам физики, отскочила и стукнула об днище транспортного средства. Внезапно общий экспертно-косметический звуковой фон сменился визгом и истеричным: «Мы все погибнем!» Но так как предпосылок к этому не было никаких, то, повернувшись на мгновение в сторону источника паники, я кратко объяснил нашим спутницам что да как.

Анализ того, что произошло в следующие несколько секунд, показал, что именно в этот момент был упущен традиционный для рекламных роликов хеппи-энд. Взглянув на дорогу вновь, я понял, что затяжной левый оказался уж очень затяжным, и, вместо того чтобы успокаивать спутниц, нужно было все же продолжать поворачивать руль…

Дальнейшие маневры описать сложно, скажу лишь, что, вылавливая машину из заноса, в зеркало заднего вида увидел, как правая сторона кормы, вступив в неравный бой с ограждением трассы, высекает из него искры. Странно, но в эти секунды никто из пассажиров салона даже не пикнул.

Остановка и осмотр выявили сильные повреждения отбортовки заднего крыла, а также длинную и глубокую царапину-вмятину верхней его части. Заменой кузовных деталей вроде бы и не пахло, но ситуация осложнялась тем, что папа через двое суток возвращался из командировки и делать ему такой «подарок» в мои планы не входило. Поэтому задача была за 48 часов вернуть машине первозданный вид, сделав ремонт кузова своими руками или в автосервисе.

Воскресный обзвон знакомых «жестянщиков» с предложением за 2 дня сделать мне «хорошо» положительного результата не сулил, однако природный оптимизм, настойчивость и Божий промысел сделали свое дело.

Приехав в сервисный центр, я познакомился с автоэскулапом, взявшимся за «пластическую операцию» отцовской машины. Осмотр повреждений не вызвал у него энтузиазма, сказал он мне то, что я и ожидал услышать: «Все плохо! Вот тут, смотри, отбортовка повреждена, очень сложно выправлять, придется подваривать кольца и вытягивать. А вот царапина глубокая, тут тоже кольца и рихтовки много. В общем, жестянка — хуже не придумаешь, 12 нормо-часов работы (больше чем длится рабочий день), ну и покраска само собой — еще день». В итоге за всю работу и за срочность мне объявили цену, сопоставимую с моей же месячной зарплатой, но тут, как говорится, «любишь кататься…»

Рассказывать обо всех последующих перипетиях я не буду, скажу лишь только, что за 15 минут до приезда отца помытая и отполированная машина стояла у подъезда без признаков кузовного ремонта.

И с тех пор в голове моей засел вопрос: неужели сегодня, когда наши глаза уже не в силах различить количество цветов и мегапикселей фотокамер, уши находятся во власти многогигабайтных mp3 плееров, а машины напичканы электронными системами, которым может позавидовать AirBus-380 в любой комплектации, так вот, неужели, придумав и продав нам все это, лучшие умы человечества так и не смогли изобрести способ ремонта кузова автомобиля, при помощи которого можно быстро и без особых затрат вернуть авто первозданный вид?

Оказалось, изобрели. Вот, например, существует комплекс приспособлений для безразборного кузовного ремонта, сконструированный японским изобретателем Косеи Ишихара. Во время кузовного ремонта он выправляет мелкие повреждения «жестянки» не рихтовкой, а вытягиванием, путем приклеивания к вмятине специальной «присоски».

Но мелкие повреждения — это не «скомканное» крыло Citroen C5 или Mitsubishi Carisma, которые, на несчастье их владельцев, обладают не просто задним крылом, а боковиной — крылом, плавно перетекающим в крышу, что делает проблематичным не только их ремонт, но и замену. Мы уже не говорим о раскуроченных боках микроавтобусов. И вот, углубившись в изучение методов кузовного ремонта, мы нашли очень интересную итальянскую технологию.

Она представляет собой полную систему для ремонта металлических деталей кузова автомобиля. Она обладает рядом преимуществ, главным из которых является экономия времени.

Система ремонта кузова автомобиля легка и проста в использовании, благодаря этому мастера кузовных цехов могут отремонтировать детали даже быстрее, чем просто заменить их. Скорость выполнения и цена работы кузоного ремонта в первую очередь радуют, конечно же, клиента. Однако в применении система имеет свои плюсы (причем немалые) находят и страховые компании.

Она была разработана на базе уже существующих в продаже инструментов и усовершенствована так, чтобы адаптироваться к ремонтным операциям в автомастерской. В результате получился очень простой в применении набор всех необходимых принадлежностей для ремонта кузова авто, и в то же время достаточно дешевый, чтобы быстро окупить затраты на приобретение оборудования.

Осталось только упомянуть, что система не применяется при повреждениях силовых элементов кузова автомобиля (лонжероны и т.п.), и перейти от теории к практике.

Мы договорились с поставщиком оборудования кузовного ремонта о демонстрации технологии, что называется, в действии. Базой для проведения следственно-исследовательских мероприятий был выбран уже знакомый нашим постоянным читателям технический центр «Долгопрудный-Лада».

Приехав в техцентр для ремонта кузова автомобиля, мы отправились смотреть на приготовленный «подопытный» автомобиль. Стоявший на стоянке Ford представлял собой жалкое зрелище: удар в переднюю левую часть был настолько сильным, что помимо повреждений кузова (переднее крыло, порог, водительская дверь) у него даже выбило переднюю подвеску. Что сделало его фактически нетранспортабельным. К тому же он еще был засыпан 20-сантиметровым слоем снега, а порог оказался гнилым. Поэтому мы его напоследок сфотографировали и отправились в тепло искать нового «больного».

И раз уж нам не удалось облагородить Ford, мы решили усложнить задачу и предоставить мастеру не целый автомобиль, а его часть, точнее заднюю дверь для кузовного ремонта. Сложность задачи заключалась в том, что оборудование Flаtliner предназначено для устранения неисправностей прямо на кузове машины, без демонтажа салонной обшивки (как вы помните, мы обещали безразборный ремонт кузова автомобиля), в этом случае есть возможность разместить оснастку на кузове так, как это удобно мастеру. Так что снятая деталь усложняла процесс ремонта кузова авто тем, что необходимо было находить положения вспомогательного инструмента, при которых достигалась максимальная эффективность производимых операций.

Урок кузовного ремонта автомобиля своими руками сегодня нам преподаст Марко, которому мы и подложили «свинью» в виде белой двери от Subaru. Заметим, это была дверь без повреждений, поэтому первым подвигом Марко должен был стать вопиющий вандализм, а именно приведение двери в «рабочее» состояние.

Итак, ремонт кузова автомобиля своими руками, но со специальным оборудованием, начинается.

1. Так теперь выглядит дверь, которую Марко предстоит выправить. Причем сделает он это, даже не снимая внутренней (салонной) обшивки и не вытаскивая стекла с электроприводом.

3. Операция кузовного ремонта своими руками начата. Первый пункт — зачистка части поверхности кузовной детали от лакокрасочного покрытия для последующей установки колец и вытягивания вмятины.

4. Российские профессионалы внимательно наблюдают за работой итальянского мастера. Опыта у них не меньше, знаний тоже, осталось только выяснить, способен ли Flatliner сделать эту работу быстрее 9 нормо-часов, отведенных им на эту операцию ремонта кузова авто.

5. Марко приваривает первые скобы. Вначале решено выправить один из сложнейших участков — ребро. Работать здесь традиционным «обратным молотком» надо с ювелирной точностью, так как никакая шпаклевка не поможет скрыть результатов халтурной работы.

6. Кстати, скобы, которые сейчас приваривает Марко, в отличие от традиционных, многоразовые, в среднем одну скобу можно использовать до 30 раз. Кроме того, имеют оригинальную форму, позволяющую работать со сложной поверхностью (под углом наклона).

7. Теперь Марко устанавливает среднюю балку, сделанную из специального сплава, секрет которого нам никто, конечно, не открыл, но в том, что это сплав алюминия, сомнений нет. В отличие от балок конкурентов балка Flatliner пружинит, что позволяет выполнять работу с поразительной точностью.

8. Еще одно отличие балок — оригинальные опоры, двигающиеся в двух плоскостях. Это позволяет работать даже на очень сложных по геометрии поверхностях. Правая опора на заднем плане это лишний раз подтверждает. При этом вся система очень устойчива.

9. С этой процедуры начинается каждый ремонт кузова автомобиля своими руками и не только с применением скоб — установка «земли». Никаких вечноотваливающихся зажимов — электрод приваривается прямо к поверхности детали, обеспечивая надежный контакт.

10. Марко переходит к установке скоб в области нижней вмятины.

11-12. Марко переходит к вытягиванию нижней вмятины, попутно корректируя процесс «пружинящим» молотком, изготовленным из специального сплава. Попутно он отвечает на вопросы о кузовном ремонте автомобиля своими руками, возникающие у «зрителей».

13. То, как итальянский мастер обращается с молотком, вызывает восхищение, уловить момент, когда он переворачивает его, невозможно.

14. Переходим к вытягиванию «локальных» вмятин, где уже невозможно использовать балки, поможет Innopuler. С помощью этого инструмента можно выправить даже самые незначительные повреждения, с которыми очень сложно справиться обычной рихтовкой.

15. Вытянув нижнюю часть детали, Марко возвращается к верхней, корректируя положения сторон ребра относительно друг друга и тем самым придавая первоначальную форму этому участку детали.

16-20. Зачищаем дверь в местах последующих работ. И приступаем к дальнейшему устранению вмятин при помощи Innopuler и молотка.

21. Выправив этот участок, Марко возвращается к ребру, оценивая произошедшие изменения. Вновь приваривает скобы, а затем, вытягивая ими металл при помощи молотка, доводит поверхности чуть ли не до первозданного состояния.

22. Итак, оценим достигнутое: 47 минут работы ремонта кузова авто Марко — и дверь готова к отправке в малярный цех, где ее зачистят, нанесут минимальное количество шпаклевки, загрунтуют и покрасят. Итог: 47 минут работы против 7–9 (!) нормо-часов работы с обыкновенным оборудованием. Экономия времени фактически десятикратная!

23. Но Марко на этом не останавливает кузовной ремонт автомобиля. Взяв отвертку, он с улыбкой на лице процарапывает на двери очередной «дефект» — типичную царапину, с которой в кузовных мастерских подавляющего большинства сервисов возиться не будут: зачистят, зашпаклюют и покрасят, не забыв поставить в наряде 3–4 лишних нормо-часа за несделанную работу по жестянке.

24. Дальше все по отработанной схеме: локальная зачистка и вытягивание царапины. На все про все уходит не больше 10 минут.

25. Готово! Теперь дверь можно отдавать малярам для наведения глянца. Если вы так думаете — вы плохо знаете Марко.

26. Признаюсь вам честно, оттого, что наш итальянский друг проделал на этот раз, мне стало совсем не по себе. Сняв дверь с верстака, он взял молоток и, ударив несколько раз по торцу, сделал из только что отремонтированной двери фактически металлолом. За ремонт таких повреждений возьмутся не в каждом сервисе, да еще и за такие деньги, что проще будет купить пару новых дверей себе и еще пару соседу по гаражу. И вот, когда последние реанимационные действия Марко возвратили дверь к полноценной жизни, мы решили спросить Алексея, мастера кузовного цеха техцентра «Долгопрудный-Лада», о том, что он думает по поводу сегодняшней демонстрации.

Самостоятельный кузовной ремонт

Узнав о приемах и современных технологиях кузовного ремонта автомобиля в гаражных условиях, вы сможете не только правильно подобрать кузовную деталь, но и установить ее на авто, устранить очаг коррозии, сделать рихтовку двери, крыла или капота своими руками, удалить небольшую вмятину на машине, правильно установить пороги и даже выполнить сварочные кузовные работы своими руками.

Виды кузовного ремонта

Мелкий кузовной ремонт авто своими руками включает устранение небольших вмятин без покраски, ремонт сколов ЛКП, удаление царапин на автомобиле, ремонт пораженных коррозией участков кузова.

Диагностика кузова самостоятельно

Мелкий кузовной ремонт своими руками

Локальный кузовной ремонт автомобиля направлен на удаление царапин, сколов, очагов коррозии, ремонт небольших вмятин без покраски. В Сети существует множество видео, демонстрирующих эти процессы достаточно наглядно. Технологии мелкого кузовного ремонта Мерседес, Ниссан, Газель или Нива несильно отличаются.

Сложный кузовной ремонт своими руками

Тем не менее, если вы владеете хотя бы начальными навыками рихтовки и сварки, сложные кузовные работы можно сделать и своими руками. Подход к работам однообразен и не зависит от марки авто, независимо от того, требуется ли кузовной ремонт Газели своими руками или ремонт кузова УАЗ Буханки. Главное помнить, что технология восстановления геометрии кузова своими руками должна соблюдаться на всех этапах ремонта.

Этапы самостоятельного кузовного ремонта

  • Подготовка к покраске. Кузов очищается от следов старой краски, неровности поверхности заделываются шпатлевкой, далее поверхность шлифуется и наносится грунт.
  • Покраска авто. Это заключительный этап любого кузовного ремонта. Своими руками делается только в хорошо освещенных помещениях, чтобы были видны все дефекты. Для работы нужен будет краскопульт. Если проводится не полная перекраска кузова, а локальная окраска крыла или капота, остальные части кузова придется плотно закрыть пленкой.
  • Ремонт коррозии кузова своими руками

    В процессе работы необходимо использовать средства защиты глаз и рук: очки, резиновые перчатки, чтобы не подвергаться риску попадания химических веществ на тело.

    После подсыхания авто все проблемные места необходимо обработать крупнозернистой шкуркой или использоваться для этого щетку с металлической щетиной. Угловую шлифмашинку использовать не рекомендуется, поскольку зачистные диски снимают грубый слой металла. Для такой процедуры подходят исключительно диски на пластиковой подошве. Также можно на дрель посадить представленный на фото абразивный круг.

    Также для ремонта ржавого кузова автомобиля можно использовать преобразователь ржавчины. Его необходимо нанести на все дефектные места, а через несколько часов смыть струей воды или мокрой тряпкой.

    Дальше на очищенную от коррозии поверхность авто наносится грунтовка, после высыхания которой неровности заделываются шпатлевкой. После зашкуривания высохшей шпатлевки поверхность можно красить.

    Установка заплаток на кузов своими руками

    Затем с помощью мощного паяльника нужно залудить оловом поверхность с наружной стороны дырки и края заплатки. В качестве флюса можно использовать ортофосфорную кислоту либо преобразователь ржавчины на ее основе.

    В конце заплатку необходимо припаять к дыре сплошным швом, после чего заплатку необходимо осадить молотком (утопить). Выступающие края заплатки зачистить крупнозернистой наждачкой. Затем дефектное место шпаклюется, грунтуется и готовится под покраску.

    Также возможно заплатку приваривать к кузову сплошным швом, но для этого понадобится сварочный аппарат и навыки работы с ним.

    Особенности кузовного ремонта ВАЗ своими руками

    Сложности кузовного ремонта Нивы своими руками заключаются в особенностях ее эксплуатации. Коррозии наиболее подвержено днище автомобиля, причем при длительном отсутствии контроля могут образовываться сквозные дыры. Еще одним слабым местом ВАЗ 2121 являются лонжероны – при сложных эксплуатационных условиях они имеют свойство трескаться. Кроме трещин лонжероны также сильно подвержены коррозии. Усиление пола и лонжеронов следует проводить листовым металлом толщиной не менее 3-4 мм. Советуем посмотреть видео ремонта кузова Нива 2121 своими руками, чтобы ориентироваться в последовательности этапов работ.

    Чаще всего ремонту кузова ВАЗ 2110, ВАЗ 2112, ВАЗ 2115 подвергаются колесные арки. Эти места очень подвержены гнили, поэтому их просто заменяют. Поскольку в эти труднодоступные места нужно подлезть сваркой, то придется полностью разобрать салон автомобиля вплоть до снятия обшивки, чтобы не осталось легковоспламеняющихся веществ. Также достаточно часто кузовной ремонт ВАЗ 2110 своими руками заключается в замене днища и порогов. Работа эта очень кропотливая, поэтому предварительно стоит посмотреть видео ремонта кузова ВАЗ 2010.

    Качественный кузовной ремонт и покраска автомобилей

    Каждому автолюбителю знакома ситуация, когда результатом ваших неосторожных действий, либо окружающих, на автомобиле образуется вмятина. Если вы хотите исправить повреждение своими руками и произвести кузовной ремонт без покраски, для этого существует один эффективный метод. Он потребует от вас немного времени, а главное — внимательности, стоить же будет в несколько раз дешевле, чем ремонт на СТО.

    Техника удаления вмятин без покраски: история метода и преимущества

    Способ исправления возникших дефектов кузова без последующей его окраски носит аутентичное название Dellen Ohne Lackieren, сокращенно DOL, что в переводе с немецкого означает «повреждения без покраски». Метод разработал Оскар Флайг, специалист концерна Mercedes-Benz, в 1952 году. Удаление повреждений производится, в основном, особыми рычагами, имеющими различную конфигурацию. Ими осуществляется давящее воздействие на внутренние поверхности кузова. Используются также и разнообразные методики подтягивания металла с наружной стороны.

    В основе данной технологии заложен принцип упругости и молекулярной памяти металла. Уже поврежденный, он, тем не менее, стремится при грамотном воздействии вернуться в свое исходное состояние. В нашем случае – это геометрическая форма, приданная ему заводом-производителем автомашины. Данный способ ремонта повреждений кузова очень популярен на западе.

    Там его знают как PDR — Paintless Dent Repair. При его помощи можно исправить как мелкие, так и средние вмятины, причиной которых послужили: град, попадание летящего предмета (мелкие камни, ветка дерева, бытовой мусор), неаккуратная парковка, вмятины от ног и рук, акт вандализма. Все повреждения такого рода убираются при помощи PDR полностью, то есть до заводского изначального состояния. Вкратце достоинства этой технологии можно описать так:

    1. Лакокрасочное покрытие, сделанное на заводе, остается нетронутым.
    2. Нет нужды использовать абразивы и шпаклёвки, а затем подбирать краску.
    3. Стоимость кузовного ремонта снижается более чем в 2 раза, по сравнению с традиционными технологиями
    4. Время, которое вы затратите на исправление повреждений, минимально равно 30 минутам.

    Вернуться к оглавлению

    Что представляют собой инструменты?

    Для начала необходимо уточнить одно обязательное условие: в поврежденном месте кузова краска должна быть целой, без трещин и сколов. В противном случае в ходе работ по возвращению детали исходной формы, покрытие продолжит растрескиваться и, в конце концов, отвалится. Весь необходимый инструментарий и инвентарь вы можете приобрести в любом специализированном магазине.

    Оборудование несложное и недорогое, так как представляет собой металлические рычаги-крюки. Это длинные гладкие стальные стержни, сечением в один сантиметр. Одна сторона инструмента согнута в Т-образную ручку, а противоположная — изогнута, как монтировка, иными словами — под определенным углом.

    Приобретите несколько рычагов, отличающихся углами сгиба данной стороны. Также вам понадобится молоток или киянка с резиновой рабочей частью. Отбойник из фторопласта пригодится, чтобы править повреждения, сглаживать образующиеся острые пики и грани, а также снимать излишнее напряжение металла, т.е. осаживать его, не повреждая лакокрасочное покрытие. Это основные инструменты, при помощи которых вы будете производить ремонт поверхности кузова.

    Когда происходит восстановление капота либо крыши автомобиля, необходим дополнительный инвентарь. Это раздвижная подставка, чтобы фиксировать капот на нужной высоте и ремень, имеющий петлю, при помощи которого вы создадите упор, выправляя крышу. Из сопутствующего оборудования вам нужна будет лампочка дневного света на вакуумной опоре (присоске).

    Рекомендуется, чтобы ножка ее была гибкой, тогда лампу можно будет поворачивать под любым нужным углом для оценивания поверхности. Лампочка может быть как маленькая, на 12 вольт, с возможностью ее устанавливать на любые детали автомобиля для вашего удобства при работе, так и стационарная большая, на мобильной платформе. Такая лампа может понадобиться при ремонте обширных повреждений на всех элементах кузова, в частности, и на крыше.

    В форме полос на поврежденном участке лампа будет показывать искаженное отражение. Видя данные дефекты, вы, используя инструментарий и технику DOL/PDR, приведете металл к исходному положению. После завершения работы лампа необходима для проверки отремонтированных участков. Для этого автомобиль осматривается со всех сторон под различными углами зрения.

    Оценка повреждений и процесс восстановления кузова

    Перед тем, как приступать к ремонту кузова вашей автомашины, сначала оцените степень повреждений и определите пути воздействия на них. Чтобы правильно выбрать стратегию выправления вмятин, учтите параметры и специфику каждого из повреждений: местоположение на кузове автомашины, ширину, длину, а также глубину вмятины, качество и состояние окрасочного покрытия, толщину металла автомобиля.

    В ходе осмотра вам необходимо обязательно найти участок, из которого вашим инструментарием удобнее всего будет подобраться к повреждению с его внутренней стороны. С этой целью у вас может возникнуть необходимость приоткрыть либо снять обшивку, отсоединить блоки фар, чуть расклинить направляющие стекол дверей и т. д.

    Погрузите подходящий рычаг в технологическое отверстие, позволяющее подобраться к повреждению. Далее, легкими надавливающими движениями возвратите металл на исходное место. Делайте это неспеша, осторожно, постоянно отслеживайте образование граней и пиков. Если они появляются, то их надо осаживать при помощи фторопластового отбойника.

    Учитывайте все особенности повреждения, движения должны быть плавными, без резких рывков. Специалисты отмечают, что металл необходимо чувствовать, правильно рассчитывая точность и силу прилагаемого вами усилия. В противном случае вы можете повредить окрасочное покрытие автомашины.

    Если есть возможность, то для кузовного ремонта можно применять и иные методики, входящие в технологию PDR. Например, достаточно эффективна подтяжка металла с внешней стороны кузова вакуумными вытяжками (присосками) и электромагнитным излучением. Интересна и клеевая техника. При этом способе к повреждению кузова приклеивается особый «грибок», который потом тянется с помощью специального инструментария – мини-лифтера, а также обратного молотка.

    Необходимо обратить ваше внимание на то, что не подлежат описанной технологии выправления вмятин без окраски автомобиля детали, имеющие низкое качество их лакокрасочного покрытия. Таковыми обычно обладают подержанные автомашины, а также те, которые уже прошли обычное выправление повреждений. На данной странице вы можете просмотреть материалы: кузовной ремонт без покраски — видеоурок поможет вам в работе.

    Категория BYD