Утилизация отработанного моторного масла – вторая жизнь минералов и химии

Содержание

Правила утилизации отработанного моторного масла при самостоятельной его замене

Чтобы двигатель проработал дольше нужно регулярно менять моторное масло, и лучше доверять процедуру замены профессионалам на СТО. Но по стране семимильными шагами движется экономический кризис и это существенный повод на время снизить расходы на техническое обслуживание автомобиля, потому многие автовладельцы берутся своими силами сливать старое моторное масло, заливать новое и менять масляные фильтры. Только потом бутылки и банки с отработанным маслом, а также старые масляные фильтры обнаруживаются в ближайших кустах. А ведь такое халатное отношение к утилизации автомобильной химии может отразиться на здоровье ваших детей, которым захочется скушать яблочко с яблони из «пропитанного химией» сада.

Чтобы не рисковать здоровьем близких людей, стоит научиться утилизировать автомобильную химию.

  • Ни в коем случае нельзя менять масло у водоемов, и даже у маленьких ручейков и источников. Автомобильное масло, особенно синтетическое, содержит громадное количество химических присадок, полезных для двигателя. Но, что полезно машине не всегда полезно природе, и это как раз тот случай. Растворенное водой моторное масло – становится ровно также негодным для мотора, как и вода, в которую попала вредная химия. Причем, растворяется как отработанное, так и чистое масло в воде быстро, и чем пытаться убрать случайно расплывшееся по ставку или озерцу масляное пятно, лучше не допустить его образования и заниматься обслуживанием автомобиля подальше от воды.
  • Отработанное масло следует собирать в специальный контейнер. Стоят пластиковые контейнеры для сбора масла – копейки, но они в разы практичнее, чем пластиковые бутылки и старые канистры. В момент снятие фильтра просто стелите газетку, ставите на нее контейнер и ждете, пока все мало вытечет в него. И экономия вида: «обрезал бутылку, собрал старое масло туда, потом вылил масло под деревце у гаража, емкость выбросил на свалку», может привести к большим тратам, чем пара долларов на контейнер, ведь неправильная утилизация химических отходов в нашей стране считается преступлением.
  • Контейнер с отработанным маслом нужно сдать в пункт утилизации. В крупных городах такие есть, не поленитесь узнать, где они находятся, и отвезите собранное масло в ближайший. Деньги за утилизацию, как правило, не берут. Как вариант – в ближайшем автомобильном сервисном центре узнать, как механики утилизируют отработанное масло, жать им червонец и свой контейнер, и спать спокойно.
  • Масляный фильтр тоже требует правильной утилизации. Масляный фильтр, пропитанный старым маслом, после снятия следует упаковывать в пакет и сдавать на утилизацию вместе с отработанным маслом. Выкидывать его на свалку – небезопасно и противозаконно.

Если все вышеперечисленные требования кажутся вам невыполнимыми, не забивайте себе голову беспокойством об окружающей среде и отгоните свой автомобиль для замены масла и масляного фильтра на ближайшую СТО. Даже если механики СТО вместо утилизации по всем правилам выльют отработанное масло в ближайшее водохранилище, ваша совесть будет чиста, чего не скажешь об окружающей среде.

Как подарить вторую жизнь техническому маслу

Технических масел, по сравнению с другими органическими веществами, расходуется гораздо меньше, однако негативного влияния связанных с ними отходов на природу не следует преуменьшать, так как это наиболее распространенный источник техногенного загрязнения.

Достаточно сказать, что количество отработавших свой ресурс нефтепродуктов, выливаемых на грунт или в воду, на порядок больше того, что попадает в окружающую среду в результате аварий при добыче, транспортировке и переработке.

Кроме того, из-за дороговизны жидких минеральных смазок на повестке дня стоит вопрос о целесообразности их хотя бы частичной регенерации. Таким образом, дальнейшее использование вторичного масла расценивается как перспективная практика в процессе нашей жизнедеятельности.

Судите сами. В ходе воспроизводства масла тратится третья часть энергии, которая расходуется на первичное производство. А для синтезирования литра добротного технического масла необходимо 67,2 л нефти и всего 1,6 л испорченного масла. Причем литр такого масла, переработанного в горючее, дает примерно 40 МДж теплоты.

Сфера применения технических масел

Масло не может служить бесконечно. Существуют стандарты по условиям и рабочим срокам эксплуатации, которые устанавливают допустимые критерии вязкости, загрязненности металлической стружкой и иными инородными примесями. Если они превышены, масло считается непригодным, становится бесполезным и должно быть собрано и утилизировано, а затем использовано вновь, желательно многократно.

С точки зрения экспертов, ежегодный мировой оборот вторичного масла составляет 1,5 млрд л. Утилизированный продукт идет либо на первоначальные цели, либо в другом направлении.

Так, побывавшее в употреблении трансмиссионное масло может быть восстановлено, реализовано через торговую сеть и опять залито в коробку скоростей. Хотя есть вариант для нее превратиться и в топочный мазут. А эмульсия для алюминиевого проката может быть очищена на металлургическом заводе и здесь же повторно применена.

Утилизация отработанного масла

Стоит упомянуть, что таких способов несколько.

Удлинение периода годности непосредственно в месте эксплуатации

В подобных случаях устраняются засоряющие масло компоненты. Срок службы продлевается, частично улучшаются его утраченные свойства.

Отработанное масло выступает как добавка к исходному сырью для перегонки на нефтеперерабатывающем предприятии с получением новой товарной продукции (кокса, масел, керосина).

Регенерация

Использованное масло восстанавливается путем очистки, служа основой для изготовления смазки.

Данный цикл, именуемый регенерацией, можно повторять многократно, и в этом заключается его преимущество.

В принципе, регенерация – идеальный вариант воспроизводства до первоначального состояния, при котором достигается максимальная экономия ресурсов.

Обезвоживание

Это очистка старого масла с последующим его использование исключительно как энергоносителя. Приготовленный в итоге материал сжигается, отапливая жилища или обеспечивая теплом промышленную деятельность. Эта операция разовая и не носит характер бесконечного воспроизводства, поэтому не такая прогрессивная. Вместе с тем она позволяет практически из ничего генерировать и сжигать ценное горючее вещество с низкой себестоимостью.

Самым распространенным признается последний из перечисленных методов – термического крекинга (от англ. to crack – «расщеплять»).

В ходе упомянутого выше технологического процесса бывшее в употреблении масло восстановить невозможно, зато его удается преобразовать в горючее, по свойствам сходное с соляровым маслом.

Оно идет на обогрев населения и иные бытовые нужды. Крекинг – одна из наиболее продуктивных перерабатывающих операций.

В результате изменения внутреннего строения вещества (а, следовательно, его физических характеристик) на выходе получаем 85 % первоначального количества сырья.

Происходит это так. Специальный сосуд заполняется «отработкой», которая затем нагревается и перемешивается. В результате однородная масса перемещается в испаритель, где она сепарируется, а также обезвоживается при помощи вакуума и температуры +110 градусов, избавляясь от посторонних примесей. Образующиеся легкие летучие вещества конденсируются, сжижаясь до состояния бензина.

Полученное масло в крекинговом котле в условиях вакуума и температуры +420 градусов разлагается с разрушением молекулярных структур и связей. Углеводородная субстанция облегчается, превращаясь в печное топливо. Одновременно из котла в виде отходов удаляют так и не распавшиеся высококипящие ингредиенты.

В центробежном аппарате производится завершающий этап с удалением нефтешламов и адсорбцией. Печное топливо становится фильтрованным и готовым к применению.

Физико-химические методы утилизации отработанного масла

Утилизация отходов масла может происходить различными методами.

Коагуляция

Связывание и выпадение в осадок микроскопических мусорных крупиц, растворенных в маслянистой жидкости, с использованием целевых препаратов – коагулянтов. Ими служат определенные типы электролитов и другие категории активных веществ, соединений и растворов, размешиваемых в отработанном машинном масле. Данная технологическая операция весьма «капризна», так как зависит от ряда важных факторов, например температуры реакции, количества реагента, интенсивности перемешивания. Обычно процесс коагуляции длится порядка получаса, затем осуществляется очистка от загрязняющих хлопьев путем отстаивания, сепарации центрифугой либо фильтрования.

Адсорбционная очистка

Основана на возможности вещественных частиц собирать загрязняющие продукты посредством впитывающих гранул.

Рабочим материалом для них служат естественные ископаемые – цеолит, глина, боксит, а также созданные учеными вещества, такие как силикагель, оксид алюминия, силумин и др.

Известны контактный, перколяционный (от лат. percōlāre – «просачиваться») и метод противотока.

При первом образуется много вредного адсорбента, подлежащего обезвреживанию. При втором используется экономически невыгодный силикагель.

Таким образом, самой дешевой считается безостановочная очистка в движущемся адсорбенте. Единственный минус – редкое высокотехнологичное оборудование, требующее качественного обслуживания.

Биосфера — это дом для многих живых организмов. Подробное описание этой части Земли вы найдете здесь.

Средняя высота залежей нефти Усинского месторождения достигает 400 м. Интересную информацию об истории развития этого месторождения читайте по http://greenologia.ru/eko-problemy/proizvodstvo-neft/chernoe-zoloto.html ссылке.

Ионно-обменная очистка

Представляет собой задержку инородных примесей, в растворенном виде распадающихся на ионы. Она реализуется контактно; отработанное масло перколяционно смешивается с частицами ионита величиной 0,3–2 мм во время прохождения масла через ионитовую колонну.

В итоге происходит замещение ионов – подвижные «чистые» ионы в кристаллической решетке заменяются «грязными». Для регенерации функции ионитов достаточно прополоскать их растворителем, высушить и активировать 5 %-м раствором каустической соды. Подобная очистка хороша при удалении из «отработки» кислотного балласта, но не в состоянии обеспечить задержку смол.

Ликвидирует окислы, нитриты, серные соединения, которые загрязняют масло, снижая его вязкостно-температурные показатели. В данной технологии используют всевозможные жидкосинтетические растворители.

Различают очистку в агрегатах, выполняющих роль отстойника-смесителя совместно с испарителем (ступенчатую экстракцию), и очистку в паре колонн – экстракционной и ректификационной (непрерывную экстракцию).

Вариант селективной очистки – воздействие на масло пропаном, когда углеводороды поглощаются им, а смолистые вещества, которые содержатся в масле в коллоидном виде, выпадают в осадок.

Физико-химическими методами происходит утилизация отработанного моторного масла, однако имеют существенный недостаток, касающийся сорбентов: они либо дороги, либо отличаются неоправданно высоким потреблением в расчете на единицу регенерированного товара.

Сбор вторсырья для переработки масла

Актуальным вопросом является расширение коммерческой сети пунктов приема отработанного масла. Их постоянными клиентами обычно являются фермерские хозяйства, автомастерские и СТОА, автотранспортные компании, металлообрабатывающие цехи, теплоэлектростанции, морские и речные порты.

Именно там накапливается львиная доля нефтепродуктов, подлежащих переработке с последующей транспортировкой их в крупные центры сбора и утилизации. К таким объектам предъявляются соответствующие требования.

Первичное хранение поступающей от потребителя «отработки» производится в специально оборудованных металлических резервуарах (баках или цистернах).

Они должны быть экологически изолированными, взрыво- и пожаробезопасными (особое внимание следует уделять недопущению соседства масла, открытого огня и кислорода).

Такие емкости не должны быть кустарного изготовления или неизвестного происхождения. Для удобства они оснащаются сливными отводами и сертифицированными насосами, так что перекачивание масла на транспортное средство осуществляется достаточно быстро.

Что касается перспектив данного направления, то рациональным решением проблемы представляется создание мини-заводов для комбинированной утилизации нефтеотходов.

Утилизация любого масла: моторного, трансформаторного, гидравлического и т.д. достаточно прибыльный бизнес, но для этого необходима лицензия на сбор и переработку. Цена на сырье (отработанное масло) очень зависит от региона. Чем дальше от перерабатывающего предприятия оно продается, тем его можно купить дешевле.

Отработанное моторное масло

Автолюбителей, которые обслуживают свое транспортное средство самостоятельно, интересует вопрос, имеет ли какую-либо ценность отработанное масло, и как его правильно утилизировать. Чтобы не нанести вред окружающей среде, к процедуре утилизации следует отнестись серьезно. Кроме того, отработанная моторная жидкость может найти и другое применение.

Автомобилистам, которые привыкли проводить замену масла на станциях технического обслуживания, не приходится задаваться вопросом куда деть отработку. Работники СТО забирают отработанную жидкость, помещают в специальные емкости и утилизируют. Кто же проводит замену самостоятельно, нередко сталкиваются с проблемой повторного использования отработки или ее уничтожения.

Масло, выработавшее свой ресурс, является токсичной смесью. Просто вылить такой состав в землю нельзя. Экологические службы категорически запрещают подобные действия. В странах Европы такой поступок влечет за собой наложение штрафа на довольно крупную сумму.

Что делают с отработанным маслом

После определенного эксплуатационного периода отработанное моторное масло непригодно для дальнейшего использования в качестве защиты двигателя. Но оно может обрести «вторую жизнь» в быту, или быть утилизированным.

Отработка может стать вашим помощником. Продукты нефтепереработки обладают антикоррозийными свойствами, отлично горят и смогут послужить еще и в качестве смазки. Использованную моторную жидкость так же можно сдать для переработки.

Как поступить — выбор за вами. Решений несколько, и важно соблюдать одно правило: не выливайте отработку в почву или водоем. Этот продукт способен убить все живое и нанести непоправимый вред не только природе, но и здоровью людей.

Отработку необходимо сливать в специально маркированные емкости, исключающие протекание. Хранить жидкость необходимо в защищенных от попадания влаги и прямых солнечных лучей местах. Вторично использовать тару после отработки нельзя, учитывайте это при подборе необходимых емкостей.

Сдача отработки для переработки

Существуют компании, специализирующиеся на переработке использованного моторного масла. Они готовы платить за литр отработки до 10 рублей. Это небольшие деньги за те объемы, что накапливаются у автовладельцев. Но это одно из самых оптимальных решений. Компании забирают отработанное машинное масло с выездом по указанному адресу.

Путем фильтрации и очистки из отработки получают топливо. В полученном веществе не содержится осадка и воды, что не позволяет горелкам загрязняться. Более глубокой фильтрацией занимаются нефтеперерабатывающие заводы.

С помощью переработки можно получить базовые масла, которые впоследствии находят применение для получения новых масел с применением пакета присадок.

Сжигание отработки — небезопасный процесс. Для того, чтобы сжечь использованное моторное масло без вреда для окружающей среды, потребуются специальное оснащение и условия. Такая деятельность требует лицензирования.

Если в вашем городе или области не нашлось перерабатывающих предприятий, то решить вопрос куда сдать отработку помогут частные объявления сетевых ресурсов, например, на сайте Авито. Есть много желающих недорого приобрести отработку в качестве топлива или для другой техники, нетребовательной к свойствам смазки.

Утилизация

Еще один способ решения вопроса ― утилизация отработанного масла. Этой деятельностью занимаются специальные предприятия. Но у этого способа имеются существенные минусы:

  • оплачивать утилизацию приходится автовладельцу;
  • компаний, специализирующихся на утилизации, немного. Автомобилистам бывает трудно найти данные предприятия в своем регионе. Кроме того, большинство из таких организаций не работают с маленькими объемами и частными клиентами;
  • поиск нужной компании и сдача отработки займет немало времени.

Исходя из этого можно утверждать, что утилизация — не самый оптимальный вариант.

Использование в быту

Для решения бытовых проблем отработка — просто удачная находка. Уже много лет ее используют в качестве средства для предупреждения коррозии. Чаще всего этой проблеме подвержены автомобильные пороги. В их полость заливают отработку при условии, что в порогах нет сквозных дыр. Используют жидкость для обработки днища и арок. Это позволяет существенно сэкономить на антикоррозийных препаратах.

Использование в хозяйстве отработанного моторного масла обусловлено его составом. Независимо от базы продукта с помощью отработки можно защитить от разрушения и гниения деревянные конструкции и предотвратить коррозию металлических труб.

Рекомендуется таким маслом обрабатывать, к примеру, деревянные столбы, которые после вкапывают в грунт. Обработка труб, уложенных в землю, если не спасет от коррозии на все 100%, то непременно замедлит ее.

Отработка находит применение в качестве смазочного материала для некоторых видов садовой техники (электро- или бензопила). Мелкие детали дверных петель, велосипеда, дверного замка и прочих механизмов можно смазать использованной моторной жидкостью.

Пропитанные отработанным маслом дрова хорошо горят, и выделяют большое количество тепла. Но необходимо соблюдать меры предосторожности:

  • нельзя применять такую древесину в печах с плохой тягой из-за токсичности моторной жидкости;
  • в жилых помещениях по причине токсичности этот способ лучше не применять.

В специально созданных печах для отопления нежилых площадей в качестве топлива используется отработка моторной жидкости. Такие печи (котлы) изготавливаются кустарным способом или в заводских условиях. И те, и другие не могут устанавливаться в жилых зонах.

В настоящее время в индустрии ГСМ идет разработка так называемых «многоразовых» автомасел. После использования их можно будет сдавать для очистки производителю. А после этой процедуры такую смазку можно будет использовать снова. Такой способ позволит существенно снизить экологические риски и решить проблему утилизации.

Методы утилизации отработанного масла

Утилизация отработанного масла – проблема, решение которой превратилось в новый бизнес. В данном случае масляные отходы — это любые использованные масляные жидкости, изготовленное из синтетического масла или сырой нефти.

В результате использования оно подвергается загрязнению химическими и физическими примесями. Масляные жидкости становится непригодным для применения из — за его смешивания с примесями:

Встает вопрос, как утилизировать отработанные масла? Этот процесс в РФ выполняется в соответствии с экологическим законодательством. Нарушение предприятиями правил утилизации этого опасного вида отходов ведет за собой административную ответственность и наложение штрафов.

Утилизация отработанного моторного масла, как и утилизация масляных фильтров, выполняется на специальных заводах, в которых идет активное использование масляных фильтров. Потребление в мире составляет ориентировочно 60 миллионов тонн, к сожалению до переработки или утилизации доходит лишь четвертая часть. Остальное попадет в бочки на продолжительное хранение.

Виды отработанных жидкостей

Отработки транспортных средств:

  1. Автомобильные трансмиссионные
  2. Используемые в газовых двигателях
  3. Трансмиссионные смазки, используемые в дизельных двигателях
  4. Трансмиссионные жидкости
  5. Используемые в двигателях, которые работают на альтернативном топливе
  6. Тормозные жидкости

Жидкости этого типа наиболее часто подвергаются очистке при помощи фильтров. Поэтому для начального этапа бизнеса, подобное сырье подходит идеально.

  1. Электроизоляционные
  2. Масляные жидкости и эмульсии, которые используют для металлообработки
  3. Компрессорные
  4. Гидравлические
  5. Кабельные
  6. Смазки

Список отработанных жидкостей можно продолжать долго, этот вид отходов относится:

  • К 2 классу опасности отходов — высоко опасные
  • К 3 классу опасности отходов — умеренно опасные

Утилизация моторного масла необходима из — за содержания в нем:

Они несут серьезную угрозу здоровью человека и окружающей среде, поэтому человек обязан уменьшить их количество, которое попадает в природу.

Способы переработки использованных жидкостей

Представленные ниже методы переработки ориентированы на восстановление прежних свойств, позволяют осуществлять повторное использование отработанного масла. Переработка представлена различными способами его очистки.

  • Первым и самым оптимальным методом является регенерация до начального состояния (возвращение всех свойств и характеристик).
  • Вторым методом переработки является обезвоживание. Данный метод подразумевает использование жидких смазок только в качестве отопителя для жилых и промышленных помещений с помощью печей. К сожалению, данный способ имеет разовое использование и поэтому не является актуальным.
  • Третий метод переработки считается самым распространенным на сегодняшний день, его называют термическим крекингом. В ходе крекинга отработанного масла жидкие смазки перерабатывают в компоненты сырья для химической промышленности при температуре от 500 до 540 °С. Первая установка термического крекинга была построена в 1891 русским инженером Шуховым В.Г.
  • Четвертый метод. Это выпадение из масляной жидкости мусорных крупинок в осадок при помощи коагуляторов. Данный способ называется коагуляцией. Коагуляторами являются электролиты размещенные в отработке. Этот метод считается весьма непростым из — за факторов, от которых зависит конечный результат, а именно: температуры процесса, интенсивности перемешивания и количества добавленного реагента. По окончанию процесса осуществляется очистка путем отстаивания осадков на дне бочки, а после использование фильтров для очистки.

Утилизация отработанных моторных масел включает:

  1. Восстановление на месте использования. Удаляются загрязняющие вещества и продлевается срок использования, путем механической утилизации, то есть с использованием фильтров.
  2. Загрузка в бочки и транспортировка на завод по переработке отработанного сырья. Используют как сырье.
  3. Регенерация. Возврат сырья в исходное состояние.
  4. Сжигание отработанного масла и переработка с целью добыть энергию. Предварительно удаляются частицы воды.

На сегодняшний день частичная переработка жидких минеральных смазок актуальна из — за ежегодных повышений цен на данную продукцию. Частичная регенерация рассматривается как единственное логическое решение данной проблемы.

Физико — химические методы утилизации автомасел

Помимо представленных выше классических методов переработки, существуют новые способы, которые вошли в использование относительно недавно. Основное преимущество таких процедур – ненадобность в использовании фильтров и специальных емкостей, вроде бочек, для долгосрочного хранения промасленной ветоши.

Адсорбционная очистка

Основа метода – вещественные частицы, способные собирать продукты загрязнения посредством впитывающих гранул. Рабочий материал представлен естественными ископаемыми, вроде глины, боксита и цеолита. Но сейчас активно используются искусственно — синтезированные учеными материалы:

  • Оксид алюминия (преимущественно).
  • Силикагель (крайне редко).

Провести процесс адсорбции для переработки промасленной ветоши можно двумя способами:

  1. Контактный. В этом случае формируется огромное количество вредного для природы и человека адсорбента, который подвергается обезвреживанию.
  2. Противоток. Вариант используется крайне редко, так как для его реализации необходим дорогостоящий материал – силикагель.

Самым дешевым и эффективным способом считается обработка ветоши и масел в движущемся адсорбенте. Из недостатков можно выделить крайне дорогое и редкое оборудование, которое требует качественного ухода.

Ионно — обменная очистка

Технология представляет собой задержку вредных примесей, которые в растворенном виде распадаются на ионы. Процесс происходит только контактным способом, то есть масляные ветоши смешиваются с частицами иона при прохождении масла через специальное устройство – ионитовая колонна.

Технология очистки, основанная на ионном обмене, прекрасно справляется с кислотным балластом, однако задержку смол обеспечить не в состоянии, что делает ее не практичной для широкого использования. Один литр масла превращает тысячу кубов чистой воды в техническую.

Переработка таких отработанных материалов как бизнес – очень выгодный вариант. Недостатка в сырье нет, а оборудование для переработки отработанного сырья окупится со временем. К тому же покупка фильтров, для первоначальной обработки отходов, обойдется не так дорого. Идеальный вариант – покупка мини — завода по переработке отработанных масел. Его цена, примерно 1,9 — 8,2 миллиона рублей. Конечно ведение подобного бизнеса требует изначально немалых финансовых затрат.

Используйте только безопасные способы утилизации (на данный момент это применение фильтров). Смешивание отработок с другими материалами не допустимо. Отработанные жидкости необходимо хранить в противопожарном месте, используя плотно закрытые бочки. Жидкие масляные смазки следует хранить в герметичных контейнерах.

Как утилизируют отработанное масло

В цивилизованных странах давно разделяют мусор и отправляют ГСМ на вторичную переработку. Теперь эта возможность есть и в нашей стране. Куда сдать отработанное автомобильное и фритюрное масло, как этот простой шаг поможет природе и что делают с отработкой на заводах – об этом читайте далее.

Зачем нужно утилизировать масло?

Использованные масла опасны для людей и животных: они содержат полиолефины, карбены, смолы, асфальтены и механический осадок. Попадая в организм человека, они увеличивают риск развития рака, бесплодия и мутаций плода.

Определенная доля отработанных ГСМ сегодня сжигается, другая – утилизируется, но наибольшие объемы сливаются в водоемы, почву, канализацию, а потом попадают в воду и выращенные плоды.

В России перерабатывается не больше 20% масел. В мире на переработку уходит только ¼ произведенных горюче-смазочных материалов. В то же время в странах Европы это дело поставлено на поток: например, в Германии очищается и используется 55% отработанных ГСМ. Сбор, сдача и утилизация отработанного масла контролируются законодательством многих европейских стран.

Во-первых, ради здоровья – собственного и своих детей, будущих потомков. Ведь загрязнения не исчезают из почвы и воды сами по себе, а накапливаются, и рано или поздно начнут попадать в питьевую воду и пищу.

Во-вторых, ради экономической выгоды. В России действуют фирмы, принимающие отработанное моторное масло за деньги – около 10 рублей за литр, в зависимости от объемов. Все больше предпринимателей покупают специальное оборудование и организуют прибыльный бизнес – мини-завод по переработке масел.

В-третьих, вторичное использование снижает потребность в добыче нефти. Задумайтесь: для производства 1 литра моторного масла нужно 67,2 литра нефти или всего 1,6 литра отработки. В процессе выработки нефти разрушаются целые экосистемы, переработка же намного менее опасна для экологии.

Утилизация автомобильного масла

В отработанном моторном масле содержатся продукты окисления, которые образуют осадок и мешают маслу выполнять свою смазочную функцию. Сливать его на землю, в водоемы, мусорный бак и канализацию нельзя. Выброшенное в природу, масло из двигателя отравляет почву и воду, убивает животных, птиц и рыб, и очень долго разлагается. Его причисляют к опасным отходам.

Факт: 1 литр машинного масла превращает 1 миллион литров питьевой воды в техническую.

Что делают с ГСМ на заводах по переработке?

Переработка отработанного масла проходит в четыре этапа:

  1. Очистка от механических частиц. Для этого сырье отстаивается в течение нескольких дней и переливается, а затем пропускается через фильтр. Второй способ очистки – сепарация, в процессе которой сырье подвергается центрифугированию.
  2. Выпаривание и перегонка. С помощью выпаривания удаляется вода и другие легко закипающие примеси.
  3. Физико-химическая очистка. Применяется адсорбция (пропускание сырья через твердые пористые материалы, в которых оседают примеси), коагуляция (воздействие веществами-коагулянтами, током, а также перемешивание, охлаждение или нагрев), селективное растворение (добавление растворителей) и термовакуумная сушка.
  4. Химическая очистка. Производится с помощью кислот (обычно серной) и щелочей.
  5. Фильтрация с помощью мембран.

Таким способом производятся базовые масла, из которых получают гидравлические, трансмиссионные масла, смазочно-охлаждающие жидкости и дизельное топливо (соляру). Наиболее выгодна переработка масла в дизельное топливо, используемое в двигателях железнодорожного транспорта, грузовых автомобилей, кораблей, военной и сельскохозяйственной техники, а также в дизельных генераторах. Соляра применяется для отопления в специальных дизельных котельных.

Утилизация масла из трансформаторов

Трансформаторные масла применяют на предприятиях для охлаждения трансформаторов, выключателей, реакторов. Менять их рекомендуется каждые 25 лет. Как правило, масло регулярно очищают, удаляя продукты окисления, фильтруют и восстанавливают, что позволяет максимально увеличить срок его работы. Однако вопрос утилизации трансформаторного масла все же стоит достаточно остро, так как со временем оно теряет свои свойства, а отходы этого типа опасны для окружающей среды.

Трансформаторное масло утилизируется несколькими способами:

Регенерация – наиболее экономически выгодная утилизация отходов (масла из трансформаторов). В ходе регенерации сырье освобождают от примесей, выпаривают и очищают химическими веществами. При этом 80-90% отработки превращаются в чистый продукт, и лишь 10% становятся отходами.

Утилизация пищевого масла

Пищевой жир, получаемый в процессе жарки продуктов, имеет высокую вязкость и засоряет трубы канализации. Поэтому не рекомендуется выливать масло из фритюрницы или сковороды в унитаз или раковину. Повторно использовать его тоже не получится, из-за наличия канцерогенов и взвесей сгоревших кусочков пищи.

Растительный жир, оставшийся после жарки во фритюре, можно сдать на завод по переработке. Для этого его нужно остудить, процедить через ситечко и слить в чистые емкости, желательно пластиковые. Его можно накопить или использовать вторично. Из отработанного растительного жира варят мыло, делают инсектицид для растений, мастерят лампы, смазывают маслом инструменты и даже производят биодизель в домашних условиях.

На предприятиях по переработке пищевой жир очищают с помощью воды, спирта и фильтров. Из полученного продукта изготавливают хозяйственное мыло, олифу, краски, промышленные лаки и биодизельное топливо. В Европе утилизация фритюрного масла очень распространена: его собирают в ресторанах, кафе и у граждан с целью производства биодизеля. Также проводится утилизация камбузного масла на судах, масляных отходов армейской кухни. Биодизель используется как топливо в автомобильном транспорте и дизельных генераторах.

Переработка канистр

Сдать на переработку можно не только использованное масло, но и емкости, в которых оно хранилось. Посмотрите на дно своих канистр, есть ли там отметка – цифра в окружении стрелок, либо аббревиатура на латинице. В нашей стране на переработку можно сдать упаковку с маркировкой 1, 2, 5 и 6, а также с любой аббревиатурой в треугольнике из стрелок. Пластик, на котором нет отметок, не перерабатывается.

Канистры из-под автомобильного и пищевого масла – это, как правило, либо полиэтилен высокого давления (пометка HDPE на дне канистры), либо поливинилхлорид (пометка PVC), либо полиэтилентерефталат (PET2).

Полиэтилен высокого давления используется вторично для производства одноразовой посуды, пакетов, бутылок для чистящих и моющих средств, канистр. Из переработанного PET2 делают упаковку для бытовой химии, канистры, трубы, мусорные контейнеры, ручки, упаковку для воды и молока. А вот поливинилхлорид (ПВХ), из которого состоят бутылки из-под растительного отработанного масла, практически не перерабатывается и выделяет при сжигании канцерогены.

Сбросить канистры, а также другой накопившийся у вас пластик, можно в специальные цветные сетки для сбора, которые стоят во многих городах. Для того, чтобы найти ближайшую к вашему дому сетку, наберите в поисковике «Карта сеток для пластика (город)» или «Куда выбросить пластик в (городе)». С каждым годом число этих сеток растет, как и количество граждан, готовых разделять мусор.

Кстати, пластик составляет около 40-50% выбрасываемого мусора

Куда сдать отработку

Отработанное масло принимают специализированные компании – бесплатно или за небольшие суммы (5-10 рублей за литр). Далее закупщики перерабатывают сырье на своих заводах (для такой деятельности нужна установка по переработке) или сдают более крупным организациям в больших объемах, уже по более высокой цене. Пока бизнес по переработке масел не так популярен в России, как на Западе, но это направление очень прибыльное, поэтому число переработчиков будет расти.

Для работы с отходами с 1 по 4 категории опасности нужно получить лицензию. Лицензия на переработку выдается при условии наличия специализированного транспорта для перевозки отходов, инвентаря для работы с ними, персонала с нужными навыками и регулярных инструктажей людей о работе с опасными отходами. Где выдают лицензию на переработку? Пакет документов нужно подать в местный офис Росприроднадзора.

Чтобы найти предприятия, закупающие отработку в вашем городе, воспользуйтесь гугл-поиском. Владельцы кафе, ресторанов и гостиниц, автомастерские могут заключить договор на утилизацию, чтобы сдавать отработку регулярно и с гарантиями оплаты. Кстати, многие СТО оставляют у себя слитое моторное масло, копят и сдают его, получая дополнительную прибыль. Также некоторые частные лица закупают отработанные ГСМ для отопления помещений.

Кроме того, вы можете использовать их в хозяйстве – как смазку для движущихся механизмов, петель, замков, велосипедных цепей, или как средство для защиты от ржавчины. Возможна утилизация масла, моторного, пищевого или гидравлического, с помощью сжигания в специальных печах или комбинированных котлах. Однако, при горении ГСМ выделяют вредные вещества, и необходима установка дорогих фильтров для очистки дыма.

Если вас интересует, как сделать установку по переработке самому, отвечаем: невозможно самостоятельно сконструировать такое оборудование. Готовый мини-завод с достаточной производительностью обойдется вам в 1 миллион рублей.

Смотрите видео о том, как переработать моторное масло в дизельное топливо своими руками, используя дистиллятор и отбеливающие компоненты:

Итак, теперь вы знаете, что делать с отработанным маслом. Осталось найти тару для его сбора, выбрать подходящий способ утилизации, и, самое главное, изменить устоявшиеся привычки. Никогда не поздно стать более экологически осознанным.