Volvo дает задний ход в отношении программы нулевой смертности к 2020 году

Тест-драйвы

Все тесты, которые мы провели, чтобы вы не тратили свое время

Автоновости

Мы следим за автомиром и рассказываем обо всем вам

Самые интересные темы, которые мы изучили за вас

Volvo – безопасность не может быть второстепенной!

17-20 ноября компания Volvo примет участие в выставке «Форум Безопасности Дорожного Движения», которая проходит в рамках Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения при поддержке Генеральной Ассамблеи ООН. Участие в выставке Volvo приурочено к важному юбилею: в 2009 году компания Volvo, которая всегда была пионером в области систем безопасности, празднует 50 лет со дня изобретения трехточечного ремня безопасности, которое было признано одним из восьми важнейших изобретений, изменивших жизнь человечества в XX веке . В рамках Форума инновационные достижения Volvo в области безопасности представит главный специалист по безопасности Volvo Cars — Томас Броберг.

19-20 ноября 2009 года в соответствии с резолюцией, принятой на 62-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, в Москве, в Центре международной торговли, состоится «Первая всемирная министерская конференция по безопасности дорожного движения: время действовать». Мероприятие столь высокого уровня впервые проходит в России. Его цель — интеграция международных программ по безопасности на дорогах. Конференция в Москве соберет всех, кто реально борется за безопасность на дорогах планеты, с тем, чтобы выработать предметное решение проблемы. К участию в Конференции приглашены министры, отвечающие за обеспечение безопасности дорожного движения в 192 странах-членах ООН, а также руководители профильных международных организаций. Ожидается, что общее количество участников составит до 1200 .

Для участия в Первой всемирной министерской конференции по безопасности дорожного движения лично с официальным визитом прибывает и министр транспорта Швеции, Аса Торстенссон (Asa Torstensson). К настоящему времени Швеция добилась лучших в Европе результатов по снижению смертности и травматизма на дорогах и обладает большим опытом в этой области. Таких результатов удалось добиться и за счет сотрудничества Министерства с автомобильными компаниями, в частности, с Volvo Cars , незыблемым принципом которой являются вопросы безопасности.

17-20 ноября 2009 состоится международная выставка «Форум безопасности дорожного движения», которая продемонстрирует все возможности передовых технологий и технических средств регулирования движения и дает полное представление о перспективах развития современной индустрии дорожной безопасности. Одним из участников выставки является компания Volvo.

Изобретение, спасшее миллионы жизней

Безопасность в автомобиле Volvo — это тщательно продуманное и выверенное решение. Целостный подход был в основе философии Volvo с самых первых дней работы, таким он остается и по сегодняшний день. В 1927 основатели Volvo Ассар Габреэльсон и Густаф Ларсон провозгласили: «Автомобилями управляют люди, поэтому главный принцип, который лежит и всегда должен лежать в основе всего, что мы делаем на Volvo — это безопасность». С тех пор Volvo Cars обнародовала и внедрила целый ряд новаторских технологий безопасности.

Трехточечный ремень безопасности, изобретенный Нильсом Болином (Nils Bohlin) в 1959 году , и сегодня остается самым эффективным средством защиты людей в автомобилях, а также одним из самых важных устройств безопасности, разработанных в автомобильной промышленности за всю ее 120-летнюю историю. Начиная с 60-х годов , он спас миллионы человеческих жизней и предотвратил (или снизил) последствия травм для многих миллионов людей, ставших участниками ДТП.

Эффективность изобретения Болина подтверждена Патентным бюро Германии, которое внесло ремень безопасности в список восьми патентов, имеющих самую высокую значимость для человечества за столетний период с 1885 по 1985 .

Ремень безопасности является важным связующим звеном между человеком и автомобилем. Ремень выполняет функцию удержания тела в сиденье в процессе столкновения. Люди, находящиеся в автомобиле, надежно удерживаются в сиденье, и когда происходит столкновение, они не перемещаются по салону и не могут вылететь из автомобиля в случае самого непредвиденного развития ситуации.

С 2008 года в моделях Volvo используется система предварительного натяжения ремня безопасности PRS (Pre-Prepared Restraints). Система PRS использует лазерные датчики, которые взаимодействуют с подушками безопасности и ограничителями натяжения ремня. В результате ограничители натяжения ремня действуют более эффективно, реагируя на силу удара. Благодаря датчику, который контролирует скорость разматывания ремня, ограничители натяжения определяют динамику движения тела человека по мере его продвижения вперед. В результате осуществляется контроль за силой натяжения ремня во время столкновения и тем самым достигается оптимальное поглощение энергии движения тела.

Сегодня трехточечные ремни безопасности устанавливаются в автомобилях во всем мире. Так что есть все основания говорить о том, что частичка Volvo сегодня есть в каждом автомобиле.

2020 год — создание самого безопасного автомобиля

Глобальная стратегия Volvo Cars заключается в том, чтобы создать к 2020 году автомобиль, который не будет попадать в столкновения.

По оценкам Всемирной организации здравоохранения каждый год на дорогах нашей планеты погибает около 1,2 миллиона человек, и еще более 50 миллионов получают травмы. Если не предпринимать никаких мер, печальные цифры будут только расти. Volvo Cars уверенно взяла на себя лидерство в разработке автомобилей, которые в будущем не будут попадать в ДТП. С этой целью Volvo Cars последовательно внедряет системы безопасности, стараясь добиться нулевой смертности в автомобилях Volvo (как для пассажиров, так и для пешеходов).

Подход Volvo к безопасности: три важных фактора

Учитывая три важных фактора: автомобиль, ситуацию на дороге и человеческий фактор, — Volvo Cars успешно создает технологии, способные прогнозировать аварийную ситуацию и предупредить столкновение. Системы пассивной и активной безопасности, разработанные экспертами Volvo Cars , получили высокие оценки, как у ведущих специалистов, так и у обычных автомобилистов.

Много внимания компания Volvo уделяет развитию систем торможения. Функция предупреждения об опасности столкновения с автоматическим торможением (Collision Warning with Auto Brake) — одна из таких значимых систем. В случае возможного столкновения данная система предупреждает водителя при помощи визуального и звукового сигналов, прижимает тормозные колодки к тормозным дискам, и затем, если столкновение с впереди идущим или неподвижно стоящим автомобилем оказывается неизбежным, автоматически применяет торможение.

Уникальная система City Safety производит автоматическое торможение на малых скоростях — до 30 км/час , когда столкновение неизбежно. Если расчетная скорость торможения превышает заданный уровень, а водитель не реагирует на опасную ситуацию, система оценивает вероятность столкновения как неминуемую и производит торможение в автоматическом режиме. Volvo стал первым автомобильным производителем, предложившем систему City Safety в стандартном оснащении.

Наезд сзади в насыщенном городском потоке или при движении в заторах представляет собой наиболее часто случающийся вид столкновения. Около 75% всех ДТП происходят на скорости до 30 км/ч . Исследования показывают, что в 50% таких случаев столкновений водитель не успевает применить торможение до столкновения.

Вторая проблема — доля ДТП, в которых погибают пешеходы, в странах ЕС эта цифра составляет от 10 до 25% . От скорости автомобиля зависит исход столкновения. Риск гибели для пешехода при движении автомобиля на скорости 50 км/ч на 85% выше по сравнению с подобной ситуацией, когда скорость автомобиля составляет 25 км/ч .

В 2010 году Volvo Cars представит следующее поколение активных систем безопасности — Систему предупреждения столкновения с функцией автоматического торможения и защиты пешеходов (Collision Warning with Full Auto Brake and Pedestrian Safety). Эта система информирует водителя при помощи визуального и звукового сигналов, прижимает тормозные колодки к тормозным дискам, и затем, если столкновение с впереди идущим или неподвижно стоящим автомобилем оказывается неизбежным, автоматически применяет торможение. Новая технология поможет водителю избежать наезда на пешехода на скорости до 25 км/ч . Если автомобиль движется на более высокой скорости, система безопасности должна максимально снизить скорость до столкновения. В большинстве случаев силу удара можно снизить примерно на 75% и выше.

Исследования Volvo

В течение многих лет Volvo проводит исследования, изучая реальные столкновения с участием автомобилей Volvo. Чтобы понять и проанализировать ситуацию до столкновения, Volvo Cars ведет статистический учет ДТП, подробно восстанавливая ход событий до и после столкновения. Исследования в этой области можно разделить на пять этапов.

На первом этапе обеспечиваются условия, которые позволяют избежать критических ситуаций. В Volvo Cars руководствуются основным требованием, а именно: у водителя должна быть хорошая видимость, а шасси, двигатель, тормозная и рулевая системы должны давать ему наилучшие возможности для управления автомобилем.

На втором этапе специалисты Volvo исследуют любые возможные критические ситуации на дороге, когда активные системы безопасности могут обеспечить стабильное положение машины на дороге или предупредить водителя об опасности столкновения.

На третьем этапе идет работа над предотвращением столкновения и снижения негативного воздействия в случае столкновения: если водитель не реагирует на опасную ситуацию, в дело вступают активные системы безопасности Volvo.

И, наконец, на пятом этапе изучается поведение автомобиля сразу же после столкновения.

Полученные данные позволяют разрабатывать новые системы безопасности, которые затем применяются в новых моделях Volvo.

Интеллектуальные автомобили для максимальной безопасности

Благодаря передовому оснащению автомобили Volvo стали интеллектуальными и способными в большинстве случаев принимать правильные решения за водителей. Любая система разработана с тем, чтобы в любой экстремальной ситуации автомобиль смог бы взять управление на себя и свести возможность или последствия столкновения к минимуму.

Примером автомобильного интеллекта может стать уникальная система Volvo On Call , наличие которой существенно снижает риск угона, а так же может помочь водителю в любой затруднительной ситуации. Система автоматически активируется в случае срабатывании подушек безопасности. Далее, используя каналы сотовой связи, автомобиль передает сигнал на пульт службы безопасности Volvo On Call . Одновременно с этим посылаются и координаты автомобиля, зафиксированные встроенной навигационной системой GPS . После получения тревожного сигнала оператор службы Volvo On Call пытается связаться с водителем пострадавшего автомобиля по каналу сотовой связи и выяснить подробности аварии. Если же ответить ему никто не может, он высылает на место аварии специальную спасательную группу. Данная система функционирует также в качестве спутниковой сигнализации. Система может так же активироваться самостоятельно водителем в случае необходимости.

Наличие системы Volvo on Call снижает риск угона автомобиля и ускоряет прибытие экстренных служб для оказания помощи пострадавшим при аварии. Поэтому данная система получила признание Профессиональной Ассоциации противодействия угонам транспортных средств, а так же некоммерческого партнерства «Интеллектуальные транспортные системы — Россия» («ИТС — Россия»). Профессионалы видят серьезный потенциал в предложении специальных тарифов по страхованию КАСКО при установке Volvo on Call в автомобиле.

Автомобили Volvo в разрезе: демонстрация безопасности

На выставке Volvo наглядно продемонстрирует все системы безопасности на примере двух автомобилей — бизнес-седане Volvo S80 и внедорожнике Volvo XC90 , представленных в разрезе.

Эти автомобили являются пособием по безопасности Volvo. На их примере можно увидеть все технические аспекты оснащения автомобилей: от каркаса безопасности до встроенных электронных вспомогательных систем.

Компания Volvo работает в области безопасности уже более 80 лет . В основе деятельности лежит концепция, цель которой — защищать тех, кто находится в автомобиле и тех, кто находится рядом с автомобилем. Принцип Volvo — безопасность не может быть второстепенной. И каждый автомобиль Volvo неизменно подтверждает это.

Основные системы и технологии безопасности:
1944 Каркас безопасности
1944 Многослойное ветровое стекло
1959 Трехточечные ремни безопасности на передних сиденьях
1960 Панель приборов из мягких материалов
1964 Прототип первого детского сиденья, устанавливаемого против направления движения
1966 Двухконтурная (на три колеса) резервная тормозная система
1966 Зоны деформации
1967 Ремни безопасности на задних сиденьях
1968 Подголовники на передних сиденьях
1969 Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком на передних сиденьях
1970 Создана Группа Volvo Cars для изучения ДТП
1972 Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком на задних сиденьях
1972 Устанавливаемое против направления движения детское сиденье и замки, предотвращающие открытие дверей изнутри
1972 Экспериментальный автомобиль безопасности Volvo (VESC)
1973 Складывающаяся рулевая колонка
1974 Энергопоглощающие бамперы
1974 Защищенное от удара место установки топливного бака
1978 Дополнительная подушка для детей
1982 Система, не позволяющая пассажиру выскользнуть из-под ремня безопасности
1982 Боковые зеркала с широким углом обзора
1984 Антиблокировочная тормозная система (Anti-lock Braking System)
1986 Высоко расположенный стоп-сигнал
1986 Трехточечный ремень безопасности для центрального заднего сиденья
1987 Преднатяжители ремней безопасности
1987 Подушка безопасности для водителя
1990 Встроенная дополнительная подушка для детей
1991 Система защиты от боковых ударов SIPS
1991 Автоматическая регулировка по высоте ремней безопасности на передних сиденьях
1993 Трехточечные ремни безопасности с инерционным замком для всех сидений в стандарте
1994 Подушки безопасности системы SIPS (боковые подушки безопасности)
1997 Система защиты от опрокидывания ROPS для модели C70 с открытым верхом
1998 Система WHIPS (защита от плетевых травм)
1998 Надуваемый занавес для защиты от боковых ударов (IC)
1998 Система динамической стабилизации и контроля тяги DSTC
2000 Открытие Центра Безопасности Volvo Cars в Гетеборге, 29 марта
2000 Система креплений для детских сидений ISOFIX
2000 Двухпороговая подушка безопасности
2000 Система помощи на дорогах «Volvo On Call»
2000 Открытие новой лаборатории для проведения краш-тестов в Центре по Безопасности Volvo Cars
2001 Концептуальный автомобиль безопасности Volvo Safety Concept Car (SCC)
2002 Система предотвращения опрокидывания RSC
2002 Усовершенствованная система ROPS для внедорожников
2002 Нижний поперечный элемент для обеспечения безопасности автомобилей с низкой посадкой
2002 Создание манекена беременной женщины
2003 Интеллектуальная система информирования водителя IDIS
2003 Новая запатентованная структура передней части для повышения защиты на случай фронтального столкновения
2003 Открытие Центра по исследованию ДТП в Бангкоке
2004 Система информирования о наличии автомобиля в «мертвой зоне» (BLIS)
2004 Устанавливаемый в дверях надуваемый занавес для кабриолетов (DMIC)
2005 Система поддержки водителя Volvo CoDriver
2005 Система Volvo MultiLock в сочетании с технологией Alcolock, блокиратором ремня и ключа для ограничения скорости движения (исследовательский проект)
2006 Адаптивный круиз-контроль ACC
2006 Персональный автомобильный коммуникатор
2006 Функция предупреждения об опасности столкновения и функция поддержки торможения
2006 Активные би-ксеноновые фары
2007 Встроенная подушка для детей с регулировкой двух уровней
2007 Функция предупреждения об опасности столкновения и функция автоматического торможения CWAB
2007 Система оповещения водителя
2007 Система предупреждения о сходе с полосы движения
2007 Система Alcoguard
2008 Система подготовки защитных устройств PRS
2008 Система City Safety для предотвращения столкновений на малой скорости до 30 км/ч.

Принята стратегия безопасности движения до 2024 года

Правительство РФ утвердило стратегию безопасности движения до 2024 года, в рамках которой ставятся весьма амбициозные цели — снизить смертность в ДТП почти до нулевых значений. Для этого в Белом доме планируют провести ряд реформ — в частности, в области образования водителей, контроля за техсостоянием автомобилей, усиления борьбы с пьянством за рулем. Нарушителей ПДД, скорее всего, ждет увеличение стоимости ОСАГО и изменение размера штрафов. Стратегия также предполагает формирование «положительного имиджа» инспектора. Даже самые развитые страны находятся далеко от нулевой смертности в ДТП, отмечают эксперты, поэтому заложенный правительством сценарий едва ли выполним.

Об утверждении новой стратегии безопасности дорожного движения в РФ на 2018–2024 годы объявил премьер-министр Дмитрий Медведев на совещании правительства РФ. Стратегия разработана по поручению президента, о котором рассказывал “Ъ”.

До сих пор основным документом, определяющим госстратегию в области безопасности движения, была федеральная целевая программа (ФЦП), принятая в 2013 году, действующая до 2020 года, с финансированием в размере 34,4 млрд руб. Ее главная цель — снижение ежегодного числа жертв аварий с 27,9 тыс. до 19,9 тыс. По итогам 11 месяцев 2017 года в авариях погибло чуть более 17 тыс. человек.

Новая стратегия (размещена на сайте правительства) — документ иного формата, представляющий собой, скорее, декларацию о намерениях. Единственный показатель, который ставится в качестве ориентира,— это социальный риск, то есть число погибших в ДТП на 100 тыс. населения. По итогам 2016 года он составлял 13,8, а к 2024 году, согласно стратегии, должен быть снижен до 4 (то есть должен уменьшиться более чем втрое). В правительстве хотят, чтобы к 2030 году в авариях на российских дорогах вообще никто не погибал: в стратегии закреплено «стремление к нулевой смертности».

«Конечно, негуманно вообще говорить о том, что вот допускается смертность, и необычно для наших документов. Впервые вводится к 2030 году цель нетерпимости к смертности на дорогах»,— пояснил первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, достигнуть данных показателей можно будет благодаря внедрению высоких современных стандартов. «То есть, дойти до высоких стандартов европейских государств к 2024 году, а к 2030 — стараться, чтобы смертность на дорогах была нулевой или к этому стремилась»,— пояснил чиновник

В документе выделен ряд проблем, которые нужно будет решать в ближайшие годы в рамках выполнения стратегии.

Проблема аварий из-за водителей с опытом вождения менее двух лет. В 2016 году из-за нарушений правил ПДД новичками совершено каждое 13-е ДТП (их общая доля 7,9%), в них погибли 1,1 тыс. человек. «Данные свидетельствуют о необходимости комплексного совершенствования процесса допуска водителей к участию в движении, главным образом с точки зрения подготовки и приема экзаменов»,— сказано в стратегии. Конкретных предложений не упоминается, но говорится о необходимости «совершенствования требований к уровню знаний и навыков управления», а также «совершенствования форм и методов учебного процесса, учитывающих опыт стран с развитой автомобилизацией».

Зачем Минтранс готовит масштабную реформу подготовки шоферов

Напомним, реформа в области подготовки водителей идет с 2013 года: введены новые категории прав, ужесточены требования к автошколам, усложнены правила проведения экзаменов. Количество ДТП, совершенных начинающими водителями, с 2015 года сократилось почти на 50%. Минтранс уже объявил о планах разделить автомобилистов на любителей и профессионалов, введя для них разные уровни подготовки. Ряд новых нормативных актов готовит и МВД.

Проблема пьяных водителей. В стратегии говорится об увеличении в 1,8 раза числа погибших в ДТП, произошедших из-за нетрезвого вождения (на фоне общего сокращения числа жертв аварий), за последнее десятилетие. «Данный факт позволяет сделать вывод о необходимости целевого воздействия на указанную проблему»,— говорится в документе.

Какими мерами борются с пьянством за рулем во всем мире

Наказание за пьяное вождение, отметим, уже ужесточалось в 2015 году: тогда была введена уголовная ответственность за повторную нетрезвую езду. В Госдуме сейчас находится еще несколько законопроектов на эту тему: введение залога в размере 30 тыс. руб. в случае нетрезвой езды, введение минимального содержания алкоголя в крови, увеличение штрафа за отказ от медицинского освидетельствования.

Проблема жертв и пострадавших среди пешеходов. «Особо следует отметить, что доля ДТП из-за наезда на пешеходов именно на пешеходных переходах и пострадавших в них пешеходов ежегодно увеличивается и за десять лет возросла более чем в два раза,— сказано в стратегии.— Приведенные факты позволяют выделить основные направления работы для решения проблемы обеспечения безопасности пешеходов».

Отметим, что в ноябре 2017 года вступил в силу закон, ужесточивший ответственность водителей, не уступающих дорогу пешеходам. Кроме того, ранее Минтранс предложил регионам методики по замедлению движения на улицах городов.

Проблема ДТП из-за неудовлетворительного технического состояния автомобилей. В стратегии приводятся данные, согласно которым с 2013 года наблюдается рост аварийности из-за техсостояния транспортных средств. По данным ГИБДД России, в 2017 году произошло более 5,8 тыс. таких аварий, рост составил 18,5%. В связи с этим необходимо принятие «комплекса мер, направленных на обеспечение соответствия технического состояния эксплуатируемых транспортных средств современным требованиям», говорится в документе.

Какие ужесточения в области техосмотра автомобилей разрабатывают власти

Напомним, что в 2012 году проверять машины доверили частным операторам, забрав контрольные функции у ГИБДД. Вместо талона ТО были введены диагностические карты. Сейчас большинство водителей карты покупают, не проходя техосмотра, это признано большинством экспертов. Минэкономики подготовило масштабный план по реформированию техосмотра с помощью поправок к КоАП, УК и другим законам. Планируется ужесточить правила работы операторов ТО, чтобы те не могли продавать гражданам диагностические карты без проверки автомобиля. Автовладельцев при этом ждет штраф за непройденный ТО — предварительно в размере 800 руб.

В стратегии указаны также риски и угрозы для безопасности дорожного движения, среди которых неконтролируемый рост автомобилизации, углубляющийся разрыв между темпами автомобилизации и темпами развития улично-дорожной сети, снижение среднего возраста водительского состава, приоритет экономических результатов хозяйственной деятельности перед безопасностью, значительное число устаревших (старше десяти лет) автомобилей на дорогах, несовершенство системы оказания помощи пострадавшим в ДТП, а также экономические проблемы, препятствующие принятию мер по повышению безопасности движения.

Одна из основных целей, заложенных в стратегии,— изменение поведения участников движения с целью соблюдения норм и ПДД. Перечислены возможные способы достижения этой цели, среди которых «формирование положительного имиджа сотрудников Госавтоинспекции», расширение применения камер на дорогах (а также упорядочивание их размещения на трассах), развитие механизмов «экономического стимулирования соблюдения ПДД, включая «вопросы налогообложения, имущественного страхования и тарифообразования» (вероятно, речь идет о возможном подорожании ОСАГО для злостных нарушителей ПДД), обеспечение «соразмерности наказания тяжести совершенного правонарушения» (то есть не исключается пересмотр ряда штрафных санкций).

Стратегия будет выполняться в два этапа. Первый этап переходный (2018–2020 год), в ходе которого будет завершено выполнение текущей ФЦП. Согласно закону о бюджете на 2018–2020 годы, остаточное финансирование программы составляет примерно 4,2 млрд руб. За это время в правительстве планируют «нарастить потенциал для дальнейшего развития работ по повышению безопасности». В 2021–2024 годах будут осуществляться «практические мероприятия в целях устойчивого повышения безопасности дорожного движения».

Любопытно, что первый вариант стратегии был представлен в начале сентября 2017 года. В документе говорилось о двух сценариях развития ситуации — инерционном и прогрессивном, но при любом из них после 2018 года ожидался рост числа погибших в ДТП до 30–32 тыс. человек ежегодно. После волны критики подобный пессимистический прогноз из финальной версии стратегии был убран. С первоначальным вариантом документа можно ознакомиться на сайте МВД России.

Вероятно, что в рамках стратегии будет прорабатываться также вопрос о законодательном регулировании беспилотных автомобилей. Такое пожелание на совещании в Горках высказал Дмитрий Медведев. «Понятно, что появление так называемых беспилотных транспортных средств создаст еще одну дополнительную проблему, с которой нам нужно будет разбираться, завязывая и эту проблему в стратегию по ДТП, по развитию автомобильного транспорта»,— заключил премьер. ГИБДД России эту проблему поднимала еще в 2016 году, в Минтрансе была создана специальная рабочая группа по беспилотникам.

Что говорили о серьезных реформах в Госавтоинспекции в 2017 году

Как пояснила “Ъ” представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова, в течение полугода (то есть летом 2018 года) будет подготовлен план реализации мероприятий, предусмотренных стратегией: в нем будет перечень конкретных видов работ, состав исполнителей и сроки. В результате реализации стратегии не исключено, что наказание по ряду нарушений будет ужесточено. Вместе с этим, отметила собеседница “Ъ”, для решения задачи нужно «не только использовать санкции, но и проводить активную и последовательную информационно-воспитательную работу, создать условия к тому, чтобы соблюдение правил безопасности стало частью личного поведения каждого участника движения. «Это сложная, но абсолютно необходимая работа,— говорит представитель Игоря Шувалова.— Зарубежный и отечественный опыт свидетельствует о том, что правоприменительная практика является важным инструментом в решении проблемы обеспечения соблюдения норм и правил. Очевидно, что “наказательная политика” дает эффект при предотвращении таких правонарушений, как пьянство за рулем, опасное вождение, выезд на встречную полосу и т. д., но решить проблему в целом может только системный подход».

«Дорожно-транспортная инфраструктура, поведение участников дорожного движения, сами автомобили, в целом вся система дорожного движения должны обеспечить максимально возможную безопасность для человека, попавшего в ДТП». «Еще одним важным фактором достижения поставленной цели будет всеобщая нетерпимость к нарушениям на дороге»,— говорит она.

«Реформа подготовки и допуска водителей к управлению транспортными средствами была запущена в 2014 году, когда были введены новые программы профессионального обучения водителей, ее эффективность подтверждается ежегодным устойчивым снижением количества ДТП, совершенных начинающими водителями,— говорит президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева, комментируя стратегию.— Безусловно, нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо дальнейшее развитие и совершенствование системы. Есть целый ряд вопросов, который на сегодняшний день не решены. Это и отсутствие постлицензионного контроля в подготовке водителей, и отсутствие единого реестра выдаваемых автошколами свидетельств. Кроме того, до сих пор нет утвержденных в установленном порядке экзаменационных билетов для рядя категорий. Водители трамваев и троллейбусов продолжают сдавать по билетам для категорий «С» и «D». Не выстроена система повышения квалификации водителей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов. И конечно, давно назрела необходимость создания единой базы выдаваемых медицинских справок».

Показатель социального риска используется в основном в практике Всемирной организации здравоохранении (ВОЗ) для сравнения количества жертв ДТП с потерями населения по прочим причинам: тяжелым заболеваниям, эпидемиям, военным действиям и террористическим актам, убийствам, самоубийствам, производственному травматизму, пояснил “Ъ” председатель общественного совета при Минтрансе России, директор института экономики транспорта при ВШЭ Михаил Блинкин. «Так что выбор социальных рисков в качестве главного целевого показателя стратегии является, мягко говоря, не бесспорным,— считает он.— Впрочем, этот дефект здесь не самый главный. Главное в том, что целевой показатель социальных рисков принят в стратегии на супероптимистическом уровне: четыре единицы к 2024 году, ноль к 2030 году».

Михаил Блинкин приводит данные, согласно которым уровень социальных рисков в пределах четырех был обеспечен только в шести странах Западной Европы, являющихся лидерами в сфере безопасности дорожного движения,— Швеции, Великобритании, Нидерландах, Испании, Германии, Ирландии. «Даже странам-лидерам для перехода от катастрофических значений социальных рисков в десять и более единиц к характерным для последних лет умеренным показателям в три—пять единиц понадобилось около 20 лет»,— говорит господин Блинкин.

Категория Jaguar