Время зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством

Содержание

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством?

Автомобильный аккумулятор обеспечивает электропитание элементов машины. Во время ее движения происходит зарядка с помощью генератора. Однако он не сможет полностью восполнить энергию. Поэтому периодически необходимо обслуживание АКБ. Для этого следует знать, как правильно заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством в домашних условиях.

Выбор зарядного устройства

Определяющими параметрами являются характеристики АКБ – напряжение (6, 12 или 4 В), тип батареи (залитые, сухозаряженные, гелевые и свинцово-кислотные ). По последнему качеству рекомендуется выбирать универсальные модели, подходящие для всех типов аккумуляторов. Дополнительно учитывается номинальный показатель емкости – Ач .

По функциональным возможностям ЗУ разделяются на два класса:

  • Зарядные. Рассчитаны только для восстановления работоспособности АКБ, возможно поддержание текущего заряда на требуемом уровне.
  • Пуско-зарядные . Для запуска систем автомобиля требуется значительный заряд тока. Если аккумулятор к этому времени не успел зарядиться – пуско-зарядное устройство может заменить его на этом этапе.

Для новичков рекомендуется покупать простые модели зарядного устройства, без дополнительных функций регулировки параметров. Если же у автолюбителя есть большой опыт – ему потребуется профессиональное ЗУ с индикацией, возможностью регулировки тока и напряжения. Любая модель должна иметь опцию защиты от перегрева, неправильного подключения.

Как часто нужно заряжать аккумулятор

Частота зарядки аккумулятора определяет срок его эксплуатации. В идеале он должен подключаться к ЗУ не чаще одного раза в год. Но фактически это зависит от множества внешних факторов. При неправильно выбранной периодичности и отсутствии контроля за текущим состоянием батареи будет наблюдаться обратный эффект — быстрое снижение емкости.

Факты, влияющие на частоту зарядки АКБ:

  • Температура за бортом. Она не влияет, если показатель более +5С. Как только происходит снижение – емкость батареи может упасть в 1,5-2 раза.
  • Возможные неисправности силовой установки. К ним относятся проблемы с компрессией, некорректное функционирование топливной аппаратуры.
  • Частота полной нагрузки аккумулятора при выключенном моторе.

Минимальный заряд АКБ для запуска силовой установки индивидуален. Но обычно он не должен быть менее 12,3 Вольт. Если это значение меньше – заряда будет недостаточно, потребуется подключение к ЗУ. В среднем для нормальной работы аккумулятора достаточно 70-75% от максимальной зарядки. Восстанавливать ее до 100% рекомендуется один раз в год, перед началом зимнего периода.

Методы зарядки аккумулятора автомобиля

Существует два основных способа зарядки АКБ – путем изменения постоянного тока или напряжения. Выбор зависит от функциональных возможностей ЗУ, необходимости контроля за процессом, его скоростью и степени заряжания.

Перед началом необходимо выполнить такие условия:

  • Предварительная проверка фактической емкости аккумулятора.
  • Правильное подключение клемм по полярности – «плюс» к «плюсу», так же как и «минус». В противном случае будет обратный процесс – разрядка.
  • Минимальное сечение жилы провода – 1 мм2. В оплетке диаметр должен составлять около 1,3 мм.
  • Очистка поверхности АКБ от остатков кислоты, грязи.
  • Открутить пробки отверстий, предназначенных для заливки кислоты.
  • Проверка уровня электролита. Если его мало – добавляется дистиллированная вода.

После этого можно приступать к процессу зарядки. Делать это рекомендуется в помещении с комнатной температурой и хорошей вентиляцией. В процессе повышения заряда будут выделяться пары электролита.

Регулировка постоянного тока

Суть этого метода заключается в контроле значения тока, путем регулирования его в зависимости от текущего заряда аккумулятора. Для начинающих автомобилистов он сложен, так как изменения показателя зависят от фактического состояния АКБ. Рекомендуется применять, если есть возможность постоянного контроля процесса.

Лучше всего суть этого метода рассмотреть на примере АКБ, емкость которой составляет 60А*ч. Рекомендуемый порядок действий.

  1. Установить значение тока в 6А, из отношения 0,1 к номинальной емкости.
  2. После начала выделения газов электролита необходимо снизить показатель в два раза. При значении заряда аккумулятора 14,4 В сила тока должна составлять 3 А.
  3. Как только показатель заряда достигнет 15 В – ток снижается до 1,5 А.

Таким способом можно зарядить АКБ до уровня от 70% до 100%. В последнем случае необходимо контролировать значение уровня заряда аккумулятора и силы тока. Если первый останется неизменным в течение двух часов – это признак полной зарядки.

Изменение постоянного напряжения

Оптимальный способ, если нет возможности постоянно контролировать процесс. Нужно учитывать, что значение заряда АКБ в этом случае пропорционально подаваемому напряжению. Для предварительного расчета времени необходимо подаваемое напряжение разделить на 1,11.

Рассмотрим этот процесс на примере стандартного 12 В аккумулятора в зависимости от требуемой степени зарядки при длительности 24 часа:

  • 75-80%. В этом случае подаваемое напряжение должно быть 14,4 В;
  • 85-90%. Оптимальное значение — 15 В;
  • 100%. Параметр напряжения должен быть не менее 16,3 В.

По такой схеме можно рассчитать условия зарядки АКБ любого типа. Процесс завершится после того, как значение напряжения на клеммах аккумулятора и подаваемое будут одинаковы. После этого можно отключать ЗУ.

Важно – значение зарядного тока не должно превышать 25 А. Для этого ЗУ должно быть укомплектовано схемой, ограничивающей данный параметр. Она есть во всех заводских моделях, если же используется самодельное устройство – этот момент нужно отследить.

Проверка уровня заряда аккумулятора

Помимо значений параметров на зарядном устройстве и клеммах АКБ рекомендуется дополнительно контролировать плотность электролита. Это делается с помощью специального прибора – ареометра.

Для стандартного аккумулятора приняты следующие значения плотности электролита в зависимости от степени зарядки:

  • 100% — 1,28 г/м3;
  • 75% — 1,25г/м3;
  • 50% — 1,20 г/м3.

Важно проверять этот показатель во всех банках. Если по какой-либо причине в одной из них произошло замыкание – значение плотности электролита будет значительно меньше остальных. Также необходимо учитывать погрешность ареометра, степень его пригодности для поверки, диапазон измеряемых значений. Дополнительно этот прибор можно использовать для контроля состояния охлаждающей жидкости.

Альтернативные способы

Проверенный метод восстановления работоспособности АКБ без использования специального устройства – «прикуривание» от другого аккумулятора. Важно, чтобы значения силы тока у них было одинаково. В противном случае выйдут из строя предохранители или часть электропроводки автомобиля.

Выполнить это можно по следующему алгоритму.

  1. Прямое подключение к АКБ другого автомобиля с соблюдением полярности, как при использовании ЗУ.
  2. После запуска двигателя необходимо подождать 3-5 минут и только после этого можно отключать клеммы. Сначала от «донора», а затем от АКБ своей машины.
  3. Поездка в течение 20-30 минут. Лучшая зарядка будет при активировании повышенных или пониженных передач. Рекомендуемое число оборотов коленвала — от 2900 до 3200 .

Этот метод будет действенен, если в АКБ уровень зарядки не ниже критического. В противном случае запуск двигателя и бортовых систем будет невозможен.

Также не рекомендуется применение самодельных ЗУ, изготовленных на основе бытовых зарядных блоков от ноутбука или мобильного телефона. Практически невозможно контролировать основные значения тока и напряжения во время процесса зарядки. Это может привести к негативным последствиям. Лучше всего приобрести дешевую, но надежную заводскую модель ЗУ.

Как с помощью зарядного устройства можно зарядить аккумулятор автомобиля

Автолюбителям не удастся избежать процедуры по зарядке автомобильного аккумулятора. Если вы купили себе автомобиль, то рано или поздно потребуется зарядить АКБ. И чем раньше вы это научитесь делать, тем лучше. Чтобы зарядить аккумуляторную батарею, потребуется приобрести зарядное устройство, если у вас его ещё нет. Выбор зарядного устройства рассматривается в статье по ссылке. А в настоящем обзоре мы разберём, как заряжать аккумулятор автомобиля зарядным устройством (ЗУ). Будут рассмотрены основные режимы зарядки и некоторые важные моменты этого процесса.

Когда нужно заряжать аккумулятор?

Для начала следует сказать о том, как узнать, что аккумулятор требуется зарядить с использование сетевого ЗУ. Вообще, есть два вида зарядки. Первый можно назвать естественным, когда аккумулятор заряжается на автомобиле во время поездки. Во время движения он получает заряд от генератора, вырабатывающего электроэнергию. Второй вид зарядки, когда вы заряжаете АКБ сетевым ЗУ. Лучше всего делать этот вид зарядки по определённому графику.

Также существуют ситуации, когда аккумулятор автомобиля сильно разрядился по каким-то причинам (долго простаивал, забыли выключить электроприборы). Тогда делается внеочередная зарядка.

Как можно понять, что АКБ пора заряжать? Явным симптомом является слабая прокрутка коленчатого вала. Это происходит потому, что стартеру не хватает мощности, отдаваемой батареей. Если аккумулятор не подзарядить, то следующий пуск мотора он не выполнит. Если у вас есть мультиметр или вольтметр, то измерьте напряжение на выводах АКБ.

Напряжение полностью заряженного аккумулятора автомобиля 12,6─12,9 вольта. Если значение меньше 12 вольт, то рекомендуется зарядить батарею. При напряжении около 11 вольт эксплуатировать аккумулятор нельзя. Значение 10,8 вольта говорит о полной разрядке АКБ. До этого состояния аккумуляторную батарею доводить нельзя.

Как подключить ЗУ к аккумуляторной батарее?

Здесь всё просто и даже начинающий автомобилист ничего не напутает. Зарядное устройство преобразует переменный ток в постоянный. В большинстве случаев ЗУ состоит из корпуса с начинкой, вилки для подключения в электрическую сеть и двух «крокодилов» чёрного и красного цветов.

Ваша задача подключить «крокодилы» к выводам аккумуляторной батареи с соблюдением полярности. То есть, красный на «плюс», а чёрный на «минус». Современные устройства имеют защиту от неправильного подключения, но экспериментировать не стоит. На всякий случай, прочитайте материал о том, как определить полярность аккумулятора автомобиля.

Подключение зарядного устройства

Внимание! Перед началом зарядки обязательно откройте банки аккумулятора, если у вас малообслуживаемая аккумуляторная батарея. Дело в том, что в процессе зарядки, особенно на завершающей стадии идёт активное газообразование. И чтобы не произошло ЧП, пробки банок нужно выкрутить и позволить газу выходить наружу. Если аккумулятор необслуживаемый, то ставим на зарядку как есть.

При какой температуре заряжать АКБ?

Это ещё один распространённый вопрос, касающийся зарядки АКБ. Здесь нет каких-то рамок, кроме разумных. Если аккумулятор заряжаете дома, то это комнатная температура. Другое дело, что если температура ОС будет высокой, то и батарея также нагреваться сильнее. Это чревато тем, что увеличится скорость испарения воды из электролита. Это вызывает понижение уровня электролита и если не следить, то могут оголиться пластины. Эксплуатация АКБ с оголёнными пластинами запрещена.

А вот для гелевых аккумуляторов сильный нагрев АКБ при зарядке критичен. На некоторых ЗУ для гелевых батарей есть возможность контролировать температуру и отключать зарядку пир достижении определённого значения. Если AGM аккумулятор сильно перегреется, то может произойти отслоение гелевого слоя от пластин. Это приведёт к порче батареи. Об особенностях зарядки гелевых АКБ читайте по ссылке.

Внимание! Стоит запомнить, что рядом с аккумуляторной батареей на зарядке, нельзя вести работы с образованием искр, а также открытого пламени. Также не стоит курить и чиркать зажигалкой рядом с АКБ. В процессе заряда выделяется водород и при возникновении искр или пламени произойдёт взрыв аккумулятора.

Перезарядка автомобильного аккумулятора

Большинство современных зарядных устройств имеют автоматический режим зарядки. Зарядное устройство самостоятельно контролирует окончание зарядки АКБ и вовремя останавливает процесс. В этом случае перезарядка аккумулятору не грозит. Но есть режимы зарядки, где требуется контроль со стороны автолюбителя.

Перезарядка, опять же, критична для аккумуляторов гелевого типа. Для автомобилей используются в основном AGM батареи. Излишний заряд для них может стать смертельным. И дело не только в нагреве. Дело в том, что при перезаряде батареи идёт сильное газовыделение на электродах. В нормальном режиме происходит отведение газа через стекловолокно, пропитанное кислотой. Оно находится между электродами. Происходит рециркуляция газов. При перезарядке газа выделяется слишком много и он не успевает адсорбироваться. В результате стекловолокно просто отслоится от пластин. В лучшем случае аккумулятор потеряет часть ёмкости, в худшем выйдет из строя.

WET аккумуляторы (с жидким электролитом) более устойчивы к перезарядке, но для них это ничем хорошим не закончится. К примеру, чрезмерное газовыделение может вызвать осыпание обмазки с пластин. Наименее восприимчивыми к перезаряду являются аккумуляторы кальциевого типа.

Как правильно зарядить аккумулятор с помощью ЗУ?

Что вам потребуется для зарядки автомобильного аккумулятора?

  • Зарядное устройство (ЗУ);
  • Мультиметр или вольтметр;
  • Ареометр.

Ниже рассматриваются различные режимы зарядки аккумуляторной батареи.
Вернуться к содержанию

Как зарядить аккумулятор постоянным током?

Зарядка аккумуляторной батареи постоянным током выполняется в несколько этапов. На каждом из них поддерживается постоянный ток. Основной минус в необходимости постоянного контроля с вашей стороны. Нужно следить за силой тока и, если нужно, её корректировать. Также необходимо отслеживать напряжение батареи.

Как зарядить аккумулятор постоянным током?

Сила тока отслеживается с помощью встроенного амперметра зарядного устройства, а величину напряжения можете проверять мультиметром.

Основные стадии заряда АКБ постоянным током:

  • Ток устанавливается 0,1*С (это номинальная ёмкость батареи). Таким током зарядка ведётся до напряжения 14,4 вольта;
  • 14,4 вольта выбрано неслучайно. При этом напряжении начинается гидролиз воды. Чтобы его снизить, ток убавляют до 0,05*С. Далее зарядка продолжается до напряжения 15 вольт;
  • Затем ток снижается до 0,025*С и процесс продолжается. Здесь нужно каждые 2 часа проверять напряжение и ток. Если значения не меняются, то аккумулятор заряжен.

В режиме зарядки постоянным током, АКБ заряжается наиболее полно и равномерно. Этот способ советуем использовать для восстановления аккумулятора после глубокого разряда.
Вернуться к содержанию

Как заряжать аккумулятор с постоянным напряжением?

Зарядка с постоянным напряжением – это тот самый автоматический режим, о котором говорилось выше. В этом режиме на выводах АКБ подаётся постоянное напряжение. Постепенно происходит выравниванием напряжения батареи с тем, что подаётся с зарядного устройства. Ток, который протекает через аккумуляторную батарею постепенно уменьшается.

Когда он снизится до 200 мА зарядка останавливается. А скорость процесса и полнота зарядки зависит от подаваемого напряжения. Ниже показана степень заряда аккумулятора 12В через сутки:

  • 14,4 вольта ─ 80%;
  • 15 вольт ─ 90%;
  • 16 вольт ─ 100%.

Главное преимущество такого способа – это полностью автоматический процесс. Завершение зарядки выполняется самим зарядным устройством.
Вернуться к содержанию

Как быстро зарядить аккумулятор автомобиля?

В некоторых случаях вам может пригодиться ускоренная зарядка. Допустим, нужно как можно скорее привести в чувство разряженный аккумулятор, установить его на авто и отправляться по делам. В этих целях на многих зарядных устройствах имеется режим Boost.

Вообще, используйте режим ускоренной зарядки лишь в экстренных ситуациях. Если вы никуда не торопитесь, то заряжайте АКБ стандартным током 0,1*С. Постоянная зарядка в ускоренном режиме приведёт к сокращению срока эксплуатации батареи.

Таблица заряженности автомобильного аккумулятора

Ниже представлена таблица зависимости плотности электролита, температуры его замерзания и напряжения батареи и степени её заряженности.

Заряжаем аккумулятор автомобиля с помощью зарядного устройства

Конструктивные особенности каждого автомобиля не предполагают возможность полной зарядки аккумуляторной батареи. Генератор сконфигурирован так, чтобы оставалась свободная емкость. Это необходимо для того, чтобы не превышался допустимый уровень выделения газов внутри АКБ. Такой подход вынуждает автовладельцев периодически производить зарядку в ручном режиме. Давайте же подробнее разберемся в том, как правильно зарядить аккумулятор автомобиля зарядным устройством.

Подготовка аккумулятора и зарядного устройства

Для зарядки аккумулятора автомобиля необходимо использовать специальное зарядное устройство, с регулировкой напряжения и силы тока.

Также стоит учитывать, что аккумулятор – это источник постоянного тока, поэтому нужно в обязательном порядке соблюдать полярность.

Выводы АКБ имеют специальные обозначения со знаками плюс и минус, к которым нужно присоединить клеммы зарядного устройства.

Сам аккумулятор, после извлечения из автомобиля, нужно очистить от кислотных отложений. Делается это при помощи обычного куска ткани, смоченном в содовом растворе. Смешайте столовую соду с водой, в пропорции 1 ложка на 100 грамм воды. То есть на стандартный стакан понадобится 2 ложки пищевой добавки. Сода деактивирует кислоту, так что вы будете в полной безопасности, но все махинации необходимо проводить в перчатках.

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля зарядным устройством производится с открученными пробками для залива дистиллированной воды, если таковые присутствуют на корпусе. Если электролита в АКБ меньше, чем указано на отметках сбоку, тогда нужно долить воды.

Подготовку можно считать завершенной, теперь самое время перейти к процессу зарядки аккумулятора.

Процесс зарядки АКБ автомобиля

Подсоедините клеммы зарядного устройства на соответствующие выводы, располагающиеся на корпусе аккумулятора, и уже потом подавайте питание на ЗУ. Иначе, в случае ошибки, АКБ или зарядное выйдут из строя.

В большинстве зарядных устройств находится индикатор емкости аккумулятора, по нему можно будет легко понять, какое количество энергии в данный момент находится в батарее. Далее, можно пойти двумя путями:

  • Заряжать силой тока, равной недостающей емкости аккумулятора. Если АКБ идет на 100 А•ч, а текущий заряд составляет 70%, подавайте силу тока 30А и каждую минуту снижайте его до полной зарядки. Такой способ позволяет быстро зарядить батарею, но требует либо внимательности, либо полуавтоматического ЗУ, которое стоит довольно немалых денег.
  • Более простой способ – заряжать АКБ меньшей силой тока, разделив количество недостающей емкости на 10, предварительно добавив к ней примерно 2-3% энергии, которая будет попросту теряться. При тех же недостающих 30 А•ч, нужно поставить переключатель зарядного устройства на отметку в 3,5 А.

Сколько нужно заряжать аккумулятор

Точное время зарядки будет напрямую зависеть от выбранного способа, типа зарядного устройства и аккумулятора. При выборе постепенного уменьшения силы тока с максимальной отметки, процесс будет происходить гораздо быстрее и займет всего пару-тройку часов. Время зарядки аккумулятора автомобиля зарядным устройством вторым способом будет равняться примерно 10 часам (исходя из расчетов в примере). Заряжать можно по обеим методикам, все зависит от вашего свободного времени.

Стоит отметить, что со временем емкость аккумулятора, из-за естественного разрушения электродов, уменьшится и его придется полностью заменить, но ни одна часть авто не служит вечно, и АКБ – не исключение.